Провинциальный торговец, который смог
Как только не называли Сэма Уолтона, основателя сети универсальных торговых центров Wal-Mart. Он побывал и врагом провинциальной Америки, и губителем владельцев небольших магазинчиков на Мэйн-стрит. Некоторые мелкие магазины закрылись и ушли из бизнеса за время роста сети Wal-Mart, — соглашался Уолтон. — Тем не менее была сделана попытка превратить сей рядовой факт в большую полемику, эдакую кампанию "Спасем торговцев в маленьких городках", как будто речь идет о китах, редких американских журавлях или ком-то еще в этом роде". В действительности же правда такова, что как раз сам Уолтон и был провинциальным торговцем с Мэйн-стрит, одним из тех, за вытеснение которых с рынка его так бурно критиковали. Единственное различие между Уолтоном и его менее удачливыми коллегами состоит в том, что он оказался превосходным лидером, который был способен решать проблемы и своевременно изменяться, вместо того чтобы уходить из бизнеса. Сэм Уолтон родился в городке Кингфиш, штат Оклахома, и рос в Колумбии, штат Миссури. Он демонстрировал свои лидерские качества уже в средней школе, где его избрали президентом ученического совета и где в качестве разыгрывающего полузащитника он привел команду по американскому футболу к беспроигрышному сезону и званию чемпиона штата, а затем повторил тот же самый подвиг со школьной баскетбольной командой как ее лидер и распасовщик — и это при росте 175 см. Уолтон закончил колледж и проработал несколько лет, затем во время второй мировой войны служил в армии. После демобилизации он занялся розничной торговлей — тем делом, которое любил, — и вместе с женой переехал в маленький городок Бентонвилл в штате Арканзас. Именно там чета открыла магазин "Уолтон: всякая всячина за пятак и гривенник".
Бизнес шел хорошо благодаря не только напористости Уолтона, но и его умению предвидеть развитие событий. Так, он организовал свой магазин по принципу самообслуживания, что было в то время новизной. Сэм упорно трудился и продолжал расширяться. К 1960 году у него имелось уже 15 магазинов. Но как раз в это самое время его конкурент Херб Гибсон стал создавать в северозападном Арканзасе магазины, продающие товары по сниженным ценам. Они напрямую конкурировали с магазинами Уолтона, где торговали мелкими товарами, придерживаясь стандартной шкалы цен. "Реально у нас имелось только 2 варианта выбора, — рассказывал позднее Уолтон, — либо оставаться в бизнесе магазинов мелких товаров со стандартными ценами и оказаться захлестнутыми волной скидок, либо самим создавать магазины, торгующие со скидками. В итоге я начал разъезжать по всей стране, изучая указанный подход... И вот 2 июля 1962 года, сделав это в Роджерсе, штат Арканзас, прямо на шоссе, ведущем из Бентонвилла, мы открыли торговый центр Wal-Mart номер 1". Вскоре Уолтон добавил к нему новые магазины. Его сеть универмагов Wal-Mart была небольшой по сравнению с некоторыми другими, которые начали организовываться примерно в то же время (Kmart, Target и Wooico), но росла намного быстрее. Это порождало очередную проблему. Уолтон понял, что ему нужно улучшить в своих магазинах систему планирования и распределения. Вместе со своими людьми он решил данную проблему, создав базовые центры распределения. Этот шаг, сопровождавшийся компьютеризацией, позволил им заказывать товары крупным оптом, отслеживать потребности каждого магазина и поставлять им нужные позиции быстро и эффективно. А когда издержки на новое оборудование и сами здания вновь созданных центров распределения стали причиной тяжелого долгового бремени, указанная ситуация рассматривалась просто как еще одна проблема, подлежащая решению. И Уолтон нашел его, сделав в 1970 году свою фирму публичной.
Когда в 1992 году он умер, его компания владела более чем 1700 магазинами в 42 штатах и Мексике. Сэм Уолтон, владелец магазина мелкой торговли в провинциальном городке, в Америке стал розничным продавцом номер один. Да и после его смерти компания продолжает стремительно расти: лидерство Уолтона все еще обеспечивает решение проблем по мере их возникновения и позволяет сети магазинов Wal-Mart и второй его сети розничной торговли под названием Sam's Club расти и продвигаться вперед.
ДАЛЬНЕЙШАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ Эффективные лидеры вроде Сэма Уолтона всегда идут навстречу каждому вызову. В этом и состоит одно из свойств, которые отличают победителей от нытиков. В то время как другие розничные торговцы жаловались на конкурентов, Уолтон решил возникшие проблемы за счет присущего ему творческого потенциала и упорства. Независимо от того в какой области действует лидер, ему предстоит столкнуться с проблемами. Они неизбежны по трем причинам. Во-первых, мы живем в мире, которому свойственны постоянно возрастающая сложность и многообразие. Во-вторых, мы взаимодействуем с людьми, причем с самыми разными. И в-третьих, мы не в состоянии управлять всеми ситуациями, с которыми нам приходится иметь дело.
Лидеры, обладающие способностями хорошо решать проблемы, проявляют следующие 5 свойств: 1. Они предвидят проблемы Поскольку проблемы неизбежны, хорошие лидеры ожидают и предвидят их. Всякий, кто рассчитывает, будто предстоящая дорога окажется гладкой, обречен непрерывно, обнаруживать очередную неприятность. Я слышал весьма показательную в данном случае историю про Дэвида Ливингстона64 — миссионера, разъезжавшего по Африке, которая хорошо иллюстрирует, какого рода психологическая установка нужна лидерам. Руководитель миссионерской организации, которая хотела послать доктору Ливингстону помощников, написал ему: "Известна ли вам хорошая дорога к тому месту, где вы находитесь? Если да, то мы хотели бы послать других людей присоединиться к вам". Ливингстон ответил: "Если у вас такие люди, которые прибудут сюда только зная, что здесь имеется хорошая дорога, то мне они не нужны. Мне нужны люди, которые прибудут сюда, даже если никакой дороги вообще нет". Если вы поддерживаете у себя позитивную установку, но все-таки ведете планирование в расчете на худшее, то будете всегда полностью готовы решать проблемы, которые непременно возникнут на вашем пути.
2. Они принимают правду такой, какой она есть Люди реагируют на проблемы разными способами: отказываются принимать их; принимают их и затем приспосабливаются к ситуации; и, наконец, принимают их и пробуют изменить ситуацию к лучшему. Лидеры всегда должны поступать именно третьим способом. Радиожурналист Пол Харви сказал: "Во времена, подобные нынешним, полезно помнить, что всегда имели место времена, подобные нынешним". Ни один лидер не в состоянии одновременно прятать голову в песок и вести своих людей за собой, прокладывая путь сквозь бурные воды. Эффективные лидеры всегда мужественно встречают возникшие проблемы.
3. Они видят полную картину Лидеры должны постоянно иметь перед глазами полную картину. Они не могут себе позволить, чтобы их захлестнули и ошеломили эмоции. Равным образом они не имеют права настолько застрять в деталях и мелочах, чтобы потерять из виду то, что является действительно важным. Литератор Альфред Арманд Монтапер писал: "Большинство людей видят перед собой препятствия; немногие видят цели; история фиксирует успехи последних, в то время как для первых наградой становится забвение".
4. Они все делают по порядку Ричард Слома дает следующий совет: "Никогда не пытайтесь решить все проблемы сразу — выстройте их по порядку и решайте одну за другой". С неприятностями чаще всего сталкиваются те лидеры, которые сперва испытывают чувство подавленности их размахом, а затем начинают по-дилетантски барахтаться, стараясь разом решить все возникшие проблемы. Если перед вами стоит множество проблем, удостоверьтесь, что вы действительно справились с той, которой занимаетесь сейчас, и лишь затем переходите к следующей.
5. Они не отступают от главной цели, когда оказываются на спаде Эффективные лидеры понимают принцип продвижения по жизни "от пика до пика". Главные решения они принимают в период своего подъема и избегают делать это в смутные времена. Как говорит защитник Национальной футбольной лиги Боб Чристиан, "решение насчет того, не пора ли мне уйти из спорта, я никогда не принимаю во время пребывания на тренировочных сборах". Он знает, что не время сдаваться, когда находишься не в самой лучшей ситуации.
ВОПРОСЫ, НАД КОТОРЫМИ СТОИТ ПОРАЗМЫСЛИТЬ Писатель-публицист Джордж Мэтью Адаме указывал: "Нет в вашей жизни ничего важнее того, что и как вы думаете. Это важнее, чем то, сколько вы зарабатываете, важнее, чем место, где вы живете, важнее, чем ваше общественное положение, и важнее, нежели то, каким образом кто-либо думает о вас". Каждая возникающая проблема позволяет лучше узнать самого себя. Она показывает, каким образом вы думаете и из какого материала сделаны. Скажите, как вы реагируете, когда остаетесь один на один с проблемой? Игнорируете ее и надеетесь, что она рассосется сама собой? Чувствуете себя бессильным решить ее? Имеется ли у вас в прошлом такой печальный опыт, когда вы пытались решить некую проблему, но потом спасовали? Или же вы с готовностью беретесь справиться с любой? Способность эффективно решать проблемы приобретается на базе опыта противостояния препятствиям и их преодоления. Каждый раз, когда вам удается решить очередную проблему, вы немного совершенствуете свое умение в этом деле. Но если вы никогда не предпринимали попыток решить проблему, не терпели неудач и не пытались снова и снова победить, вам никогда не удастся стать мастером в этом деле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|