· разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
· анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
· исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
· находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
· различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
· характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
· характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
· объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
· анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
· формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
· использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
· обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
№
п/п
| Раздел, учебная тема
| Количество часов
| Дата
| Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
| Оборудование
урока
| Педагогическая технология
| Тип урока
|
План
| Факт
|
1 четверть – 8 часов
|
| Вводный урок
|
|
|
| Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
|
| Карта Российской Федерации
Плакаты с изображением государственных символов РФ
Рисунки и плакаты, посвященные достопримечательностям родного края
Учебник
Рабочая тетрадь
| Проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ
| Урок «открытия» нового знания
|
| Тема 1. Человек
|
| Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Коммуникативные:
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
|
2-3
| Загадка человека.п.1
|
|
|
| Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность
| Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал: текст «Волчонок Балу»
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная, проектная
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
4-5
| Отрочество – особая пора жизни.п.2
|
|
|
| Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости
| Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская, игровая
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
| Практикум по теме «Человек».
с.24-25
|
|
|
|
| умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Тема 2. Семья
|
| Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Коммуникативные:
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
|
| Семья и семейные отношения.п.3
|
|
|
| Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы
| Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная
| Урок «открытия» нового знания
|
| Семейное хозяйство.п.4
|
|
|
| Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства
| Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная
| Урок «открытия» нового знания
|
2 четверть – 8 часов
|
| Свободное время.п.5
|
|
|
| Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни
| Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Презентации «Мое хобби»
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская
| Урок «открытия» нового знания
|
10-11
| Практикум по теме «Семья»
|
|
|
|
| умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения
| Урок отработки умений и рефлексии
Урок развивающего контроля
|
| Тема 3. Школа
|
| Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Коммуникативные:
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
|
12-13
| Образование в жизни человека.п.6
Промежуточный мониторинг.
|
|
|
| Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования
| Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Закон об образовании
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
14-15
| Образование и самообразование. п.7
|
|
|
| Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться
| Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Художественные произведения (отрывки)
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
| Одноклассники, сверстники, друзья.п.8
|
|
|
| Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс
| Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Презентации «Мой класс»
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная
| Урок «открытия» нового знания
|
3 четверть – 9 часов
|
| Практикум по теме «Школа»
|
|
|
|
| умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Тема 4. Труд
|
| Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Коммуникативные:
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
|
18-19
| Труд – основа жизни.п.9
|
|
|
| Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство
| Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Сообщения о благотворителях и меценатах
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
20-21
| Труд и творчество.п.10
|
|
|
| Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве
| Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Презентации «Народные умельцы»
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
22-23
| Практикум по теме «Труд»
|
|
|
|
| умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения
| Урок отработки умений и рефлексии
Урок развивающего контроля
|
| Тема 5. Родина
|
| Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Коммуникативные:
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
|
24-25
| Наша Родина – Россия.п.11
|
|
|
| Наша родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом
| Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
4 четверть – 10 часов
|
26-27
| Государственные символы России.п.12
|
|
|
| Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России
| Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Сообщения о государственных символах России, Москве — столице России
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
28-29
| Гражданин России.п.13
|
|
|
| Гражданин Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения
| Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Тексты Конституции РФ
| ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
30-31
| Мы – многонациональный народ.п.14
|
|
|
| Россия многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения
| Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
Презентации «Мы – многонациональный народ»
| ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская
| Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
|
32-33
| Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг
|
|
|
|
| умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, группового обучения
| Урок отработки умений и рефлексии
Урок развивающего контроля
|
| Итоговое повторение
|
|
|
|
|
| Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, игровая
| Урок отработки умений и рефлексии
|
| Зачет по курсу обществознания 5 класс
|
|
|
|
|
| Дидактический раздаточный материал
| ИКТ, здоровьесберегающая, тестового контроля
| Урок развивающего контроля
|
| | | | | | | | | | |