Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов




 

Важнейшим условием эффективного освоения учебного курса является правильная организация самостоятельной работы студентов. Прежде всего речь идет о подготовке к семинарским занятиям как важной форме закрепления знаний по данному предмету. Подготовка к семинару должна начинаться с внимательного прочтения вопросов предстоящего занятия. Каждый вопрос необходимо подготавливать самостоятельно, т.е. отдельно. Начинать следует с лекции по данной теме, ибо, как правило, лектор в определенной мере освещает вопросы, выносимые на семинар. Затем предстоит подготовить ответы на поставленные вопросы. В настоящее время учебной литературы по данному предмету достаточно много. Кафедрой рекомендуется ряд учебных источников, о которых информируют студентов преподаватели и методическая литература, в том числе и данное пособие.

Многие вопросы, их подготовка предполагают работу не только с учебником, но и с другими материалами. Речь идет о федеральных законах, прежде всего Конституции РФ, других стран, федеральных конституционных законах, законов субъектов РФ и др. Законодательные акты следует приносить на семинарские занятия, заранее намечая необходимые для обсуждения моменты, например, если речь идет о роли и полномочиях Конституционного Суда РФ в механизме государства, то необходимо изучить статью 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", где сказано, что в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; и др.

Все эти моменты следует пометить в тексте Федерального закона, постараться запомнить.

Преподаватель может порекомендовать изучить монографию, научную статью, комментарий к закону и др. Здесь важно внимательно прочитать материал, постараться усвоить главные мысли автора; их можно законспектировать, принести на семинарское занятие и доходчиво доложить, так чтобы слушатели поняли авторскую точку зрения.

Особая форма самостоятельной работы - это подготовка реферата. Примерная тематика реферата дана в настоящем пособии. Однако преподаватель может поручить студенту выполнить реферативное исследование на другую тему, не указанную в общем списке. Это зависит от содержания и цели семинарского занятия, спецсеминара, консультации и т.д.

Тематика рефератов и тематика курсовых работ не совпадают. Это вызвано тем, что подготовка реферата и курсовой работы и более того дипломного сочинения - качественно разные формы самостоятельной работы студента. Курсовая работа - относительно фундаментальная проработка, с элементами научного познания, какой-либо темы учебного курса. Например, понятие и структура юридической нормы. Здесь студент должен исследовать признаки правовой нормы, дать определение этому ключевому юридическому феномену. Затем перейти к анализу структуры правовой нормы, при этом изложив основные научные подходы, имеющиеся по этой проблематике в юридической науке. Анализ компонентов юридической нормы невозможен вне исследования конкретных юридических правил. Это требует самостоятельного поиска, анализа конкретных норм отраслей современного права, привлечения соответствующей литературы (комментариев к законам, постановлений пленумов высших судебных инстанций и др.).

Реферат - изучение конкретного вопроса; для этой формы самостоятельной работы свойственен описательный метод. В свете нашего примера реферативными могут быть, например, такие темы: гипотеза юридической нормы и ее виды, способы изложения структурных элементов правовой нормы и т.д. Конечно, оценка данных тем как только реферативных достаточно условна. Дело в том, что если изъяснить цель исследования, задачи в смысле глубины, попытки установить определенные закономерности и не ограничиваться лишь описанием существующей проблематики и ее оценки в научной литературе, то безусловно это может быть более серьезное исследование уровня курсовой, дипломной работы и т.д. Нередко реферат и выполняет цель некого авангарда, если хотите разведчика, предварительные данные которого позволяют судить о перспективах будущего научного исследования. Заметим, что рефераты нередко перерастают в уровень курсовых, дипломных работ, а затем и кандидатских диссертаций.

Одной из часто встречающейся форм самостоятельной работы является подготовка научного доклада. Его задача - освещение в аудитории (на семинарском занятии, научном или проблемном кружке и т.д.) какой-либо проблемы, как правило, сложной и неоднозначно разрешаемой в научной юридической литературе.

Подготовка доклада предполагает изучение прежде всего учебных источников. Вначале необходимо понять основу проблемы на простейшем уровне. В последующем знакомство с монографическими изданиями, научными статьями и др. позволит уяснить проблемные стороны вопроса. Специфика организации этой формы работы студента в подготовке устного выступления. Итог работы - текст, тезисы, наброски, позволяющие воспроизвести идеи в аудитории. Свободное владение научным материалом возможно только в ситуации глубокой проработки проблемы, ее самостоятельного усвоения. Доклад, его тезисы желательно проработать до выступления в аудитории, другими словами - прорепетировать. Это обязательно поможет выступающему приобрести уверенность, возможность увлечь слушателей своей темой.

К отдельным семинарским занятиям рекомендуются домашние задания, например, подготовить примеры разновидностей юридических норм. Здесь важно изучить понятие нормы, основания их классификаций, примеры, приведенные в специальной, в том числе научной, литературе. Лишь после этого необходимо приступить к самостоятельному поиску особенностей той или иной группы норм.

Организация самостоятельной работы студента, ее качество - важнейшее условие эффективного усвоения учебного материала, путь приобретения профессиональных навыков.

 

Приложение

 

Теория государства и права.
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения

 

Введение

 

Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в самостоятельном изучении такой профилирующей учебной дисциплины, как теория государства и права, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) - (021100) Юриспруденция и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста) по специальности 080801.65 "Прикладная информатика в юриспруденции".

Теория государства и права относится к числу важнейших и наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых студентами-заочниками самостоятельно. Ее задача - представить необходимый объем общетеоретических знаний для усвоения других учебных предметов и работы в судебных органах и иных государственных и негосударственных структурах. Студенты изучают теорию государства и права на первом курсе. Для них читаются установочные лекции, проводятся семинарские занятия по ключевым темам. Затем они сдают курсовой экзамен. Именно по этому предмету рекомендуется написание курсовой работы, цель которой - более глубокое и всестороннее изучение отдельных вопросов учебного курса теории государства и права.

Развитие и закрепление общетеоретических знаний продолжаются и на последующих курсах, в частности по отдельным разделам теории государства и права читаются специальные курсы. Как профилирующая учебная дисциплина теория государства и права выносится на государственный экзамен.

Изучение теории государства и права студентами первого курса заочной формы обучения связано с определенными трудностями. Данная дисциплина содержит обобщенные понятия о государстве и праве, в известной мере отвлеченного характера. Теория государства и права не рассматривает особенности государственности и права в отдельных странах, а дает общие представления о закономерностях развития государства и права, их сущности и роли в жизни общества.

Важнейшей формой передачи знаний являются вводные лекции. Их цель - не только дать студенту новейшие знания в данной области, но и обратить внимание на наиболее сложные вопросы при изучении дисциплины самостоятельно. Мнение о том, что теоретические знания можно почерпнуть только в учебнике, не посещая установленных лекций, - ошибочно. На лекциях нужно внимательно следить за логикой изложения материала, конспектировать основные положения. Конспектировать следует умело: использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия и др. В межсессионный период целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника и другую специальную литературу. Конспекты лекций необходимо сохранять, поскольку они необходимы для сдачи экзамена, а также могут понадобиться при изучении других дисциплин и при подготовке к государственному экзамену.

Не менее важной формой обучения, способствующей закреплению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, на которых студент учится умению логически обоснованно делать выводы по обсуждаемым вопросам, самостоятельно мыслить. В то же время семинарские занятия - это действенное средство контроля за качеством усвоения студентами соответствующих знаний, уровнем их подготовки в межсессионный период. К семинарским занятиям студент-заочник обязан заблаговременно подготовить ответы на вопросы заданных учебных тем. Делается это, подчеркнем, в межсессионный период. С этой целью требуется изучить соответствующие темы установочных лекций, учебников и дополнительную литературу; законспектировать рекомендуемые преподавателем учебные источники, выполнить другую обязательную работу. По специальному заданию кафедры студент обязан выполнить индивидуальную работу.

В настоящее время различными издательствами выпущено значительное число учебников по теории государства и права. При изучении данной дисциплины студентам следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...