Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый этап – подготовительный

Направления работы:

- Нормализация мышечного тонуса, ми­мической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.

- Нормализация моторики артикуляци­онного аппарата: дифференцированная артикуляционная гимнастика. Пассивные упражне­ния, выполняемые самим логопедом, направ­лены на вызывание кинестезий. Активная ар­тикуляционная гимнастика, постепенно ус­ложняется и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастка направлена на закрепление кине­стезии и на улучшение качеств артикуляционных движений. Отрабатываются следующие качества артикуляционных движений: точ­ность, ритмичность, переключаемость и др.

- Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. (Ермакова И.И., Лопатина Л.В)

- Нормализация речевою дыхания: выработка более длительного и плавного, экономного выдоха. Новые навыки закрепляются в ортофонических упражнениях, объединяющих голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения.

- Нормализация просодики. Лопатина Л В. Серебряковой Н.В.

- Нормализация мелкой моторики рук- пальцевая гимнастика, направленная на выработку дифференцированных тонких движений в пальцах обеих рук.

Второй этап логопедической работы – выработка новых произносительных умений и навыков.

- продолжение упражнений первого этапа

- Выработка основных артикуляционных укладов /дорсального, какуминального, альвеолярного, небного/. Каждая из этих по­зиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и неб­ных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движе­ний, выполняемых четко, утрированно с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий, предлагаемая детям такова:

Инструкции логопеда:

1. Смотри в зеркало как делаю я.

2. Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнения, например, для дорсальной позиции / «Забор>> - «Ок­но» - <Мост» /.

3. Посмотри внимательно на себя в зер­кало. В каком положении губы, язык

4. Закрой рот. Проглоти слюну и расска­жи как выполнял последовательно эту серию упражнений.

5. Выполни еще раз эти движения.

В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вы­зывания нарушенных свистящих звуков. По аналогии формируют какуминальную пози­цию, только логопед выбирает уже другой набор упраженений (Забор - Окно – мост – лопата –лопата копает - Вкусное варенье - фокус – теплай ветер). Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков. Для формирования альвеолярной позиции логопед предлагает другой набор упражне­ний и т.д.

- работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи. Последовательность работы над звуками определяется индивидуально. Рекомендуется вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, альвео­лярной позиции - р, рь, а свистящие корригируют позже, после «созревания» дорсальной позиции / являющейсядля детей одной из сложных/.

- является уточнение или развито фонемати­ческого слуха. Работа проводился по класси­ческой схеме, включающей в себя 6 этапов. Под фонематическим слухом подразумевает­ся способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка.

- Следующим направлением логопеди­ческой работы является непосредственно вы­зывание конкретною звука. Эта работа при дизартрии проводится также, как и при лю­бом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Используются классические приемы постановки звуков /по подражанию, механическим, смешанным способами/.

- Самым сложным направлением рабо­ты на втором этапе является закрепление вы­званного звука, его автоматизация. Часто логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки пра­вильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносят­ся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тща­тельное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации как прошлых, так и современных авторов, можно предложить следующую последовательность логопедиче­ской работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры, где все звуки произносятся yтрированно, в словах разной слоговой структуры /13 классов слов/, где закрепляемый звук находится в разных позициях / в начале, в конце, в середине/. Затем автоматизируются в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексиче­ский материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизация звука про­ходит вначале с опорой на образец, т. с. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность /схемы, картинки. символы/.

- дифференциация постав­ленного звука в произношении с оппозици­онными фонемами. Оптимальный набор дифференцируемых фонем предложен Г.В. Чиркиной (2 этапа).

Последовательность предлагаемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного зву­ка. Только предлагается, например, 2 слога /са - ша, ас - аш, ста – шта, тса -- ина/. Затем пары слов, разных по слоговой структуре.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

- Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребен­ка навыков самоконтроля. Для выработки коммуникативных навыков необходима ак­тивная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопед должен выступить в качестве психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребен­ка навыка самоконтроля

- Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации/заучивание стихов, со­ставление предложений, рассказы, пересказы и т.д /.

- Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств, различных интона­ций, модуляций голоса по высоте и силе, из­менения темпа речи и тембра голоса, опреде­лении логическою ударения, соблюдения пауз и др.

Четвертый этап - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Устранение фонематических и лексико-грамматических нарушений производится на подгрупповых занятиях в соответствии с программами устранения ФФН и ОНР.

Пятый этап _ подготовка детей к обучению в школе. Основными направлениями логопе­дической работы являются формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...