Во многих странах мира туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создания дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, производство товаров народного потребления, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально- экономического развития.
На туристских предприятиях, где внедряются комплексные меры туроперейтинга, наблюдается постоянная продажа и полная загрузка в течение всего календарного года. Проанализировав практическую деятельность предприятий нашего региона, оказывающих туристические услуги, наблюдается отсутствие или недостаточность знаний в области формирования, продвижения и реализации всего комплекса услуг, обеспечения контроля качественного обслуживания клиентов. Профессиональная подготовка работников и руководящего звена не вполне отвечает требованиям реальной практики. Как указывают ведущие исследователи в области туризма и сами практики, в нашей стране имеется достаточно высокий спрос на специалистов для решения данной проблемы. А для этого необходимо готовить кадры, уделяя особое внимание формированию практических навыков в этой сфере.
Творческий проект «Создание учебной фирмы»
Разделы (этапы) практики
Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов
Практические умения и навыки, компетенции, формируемые на данном этапе
Формы текущего контроля
12.3.4.
Изучение процедур создания и регистрации туристическогопредприятия (форма собственности на выбор)., Построение организационной структуры тур. предприятия, организация материально-технической, информационной базы офиса предприятия.Разработка тур.продукта: на выбор 2 перспективных направления (выездной (1) и внутренний (1)туризм) Расчет стоимости разработанных тур.продуктов.Разработка плана мероприятий по продвижению сформированных тур.продуктов
Изучение и анализ нормативно-правовой базы в сфере туризма, получение необходимой информации из гос. органов.Составление и оформление регистрационных документов по организации туристской деятельности.Изучение квалификационного справочника должностей сотрудников, занятых в сфере туризма в РБ, разработка штатного расписания, должностных обязанностей, морально-этического кодекса сотрудника, план материально-технического и информационного оснащения офиса.Изучение гос. стандартов РБ в сфере туризма.. Проектирование технологической документации по выбранным направлениям, составление папки по каждому туру с полным набором соответствующей документации.Изучение документов по налоговой политике РБ на туристско-экскурсионные услуги.Составление калькуляций по 2 направлениям.Изучение учебных пособий по вопросам продвижения тур.продукта
Взаимодействие с гос.структурами, соответствующими оргазациями, банком.Подготовленность в различным видам деятельности в сфере управления тур. предприятием, выявление возможности профессионального освоения практических видов деятельности студентами на базе разработанной структуры творческого проекта «Учебная игра» в рамках должностных обязанностей.Оформление тур.документации в соответствии с требованиями законодательства РБ.
Промежуточ-ные зачеты: пре- доставление отчетов о формировании папки-тренажера(документальное оформление) на каждом этапе.
Информационно-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Календарно-тематический план прохождения практики
№/П
Даты практики
Содержание практики
Форма текущего контроля
Дата
07-10.12.2015
Изучение процедур создания и регистрации туристического.предприятия (форма собственности на выбор).,
Промежуточный зачет (отчет о формировании папки-тренажера о проделанной работе с разработанными документами, проверка ведения дневника практики), консультация руководителя
10.12.2015
10-17. 12.2015
Построение организационной структуры тур. предприятия, организация материально-технической, информационной базы офиса предприятия.
Промежуточный зачет (отчет о формировании папки-тренажера о проделанной работе с подготовленными документами, проверка ведения дневника практики), консультация руководителя
17.12.2015
17-24.12.2015
Разработка тур.продукта (внутренний туризм)
Промежуточный зачет (отчет о формировании папки-тренажера о проделанной работе с приложением разработанных технологических документов по внутреннему маршруту, проверка ведения дневника практики), консультация руководителя
24.12.2015
24.12.2015-06.01.2016
Разработка тур.продукта (выездной туризм)
Промежуточный зачет (отчет о формировании папки-тренажера о проделанной работе с приложением разработанных технологических документов по выездному маршруту, проверка ведения дневника практики), консультация руководителя
06.01.2016
06-13.01.2016
Расчет стоимости разработанных тур.продуктов на основании договорного плана.Разработка плана мероприятий по продвижению сформированных тур.продуктов
Промежуточный зачет (отчет о формировании папки-тренажера о проделанной работе с приложением калькуляций и договоров с поставщиками, (партнерами) тур.услуг по 2 маршрутам, проверка ведения дневника практики), консультация руководителя
13.01.2016
13-17.01.2016
Оформление проекта задания согласно алгоритму. Подведение итогов практики
Зачёт по практике: предоставление и индивидуальная защита проектных работ (папок -тренажеров), дневников практики руководителям практики от кафедры
18.01.2016
В процессе практики студенты разбиваются на группы (4-5чел.) и выполняют задание коллективно, ведут параллельно дневники практики, отражая последовательно содержание выполняемой работы согласно календарному графику практики. По окончании практики студенты представляют отчет о проделанной работе в виде папки-тренажера с разработанными документами по алгоритму задания, защищают индивидуально коллективные проекты и сдают папки и дневники руководителю по практике от кафедры, Для оформления отчета (папки-тренажера) и дневника практики студенту выделяется в конце практики 1-2 дня. Защита отчёта по практике оценивается дифференцированной оценкой по 10-бальной системе. Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачётам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчёта, направляется повторно на практику за свой счёт. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учёбы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.
Методические рекомендации
№
Перечень
Основным документом, регламентирующим деятельность студента во время практики является учебная программа практики, которая включает:
- цели и задачи практики;
- основные исходные данные для сбора информации (этапы выполнения задания);
- требования к отчёту;
- формы и методы контроля;
- методические рекомендации по выполнению задания).
СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Интернет-ресурсы государственных органов управления в сфере туризма (Министерство спорта и туризма РБ, управления спорта и туризма обл.,гор., рай. администраций, Национальное агентство по туризму), интранет-ресурс (проф.программа «Консультант плюс»).
Интернет-ресурс Министерства по труду РБ «Квалификационный справочник должностей, занятых в сфере туризма».
СТБ 1352-2005 Услуги туристские. Общие положения.
ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения.
ГОСТ 28681.1-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.
ГОСТ 28681.2-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.
ГОСТ 28681.3-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. ГОСТ 28681.2-95 Туристско-экскурсионное обслуживание.
Интернет-ресурс Министерства по налогам и сборам РБ.
Литература:
1. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М. Финансы и статистика, 2007. – 256 с.
2. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 192 с.
3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учеб пособ/ Н.И. Кабушкин. – 6-изд., - Мн.: Новое знание, 2006. – 408 с.
4. Будко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации/ Ростов/н- Дону: Феникс, 2007. – 384 с.
5. Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Учебно-практическое пособие. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 153 с.