Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры




Основные понятия теории игр.

Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, - игроками, а исход конфликта - выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая: 1) варианты действий игро­ков; 2) объем информации каждого игрока о поведении партне­ров; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность дей­ствий. Как правило, выигрыш (или проигрыш) может быть задан количественно; например, можно оценить проигрыш нулем, вы­игрыш - единицей, а ничью - 1/2.

Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множественной, если число игроков больше двух. Мы будем рас­сматривать только парные игры. В них участвуют два игрока А и В, интересы которых противоположны, а под игрой будем пони­мать ряд действий со стороны А и В.

Игра называется игрой с нулевой суммой, или антагонистиче­ской, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого, т.е. для полного задания игры достаточно указать величину одно­го из них. Если обозначить а - выигрыш одного из игроков, b - выигрыш другого, то для игры с нулевой суммой b = -а, поэтому достаточно рассматривать, например а.

Выбор и осуществление одного из предусмотренных правила­ми действий называется ходом игрока. Ходы могут быть личными
и случайными. Личный ход - это сознательный выбор игроком одного из возможных действий (например, ход в шахматной иг­ре). Случайный ход – это случайно выбранное действие (напри­мер, выбор карты из перетасованной колоды). В дальнейшем мы будем рассматривать только личные ходы игроков.

Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при каждом личном ходе в зависимо­сти от сложившейся ситуации. Обычно в процессе игры при каждом личном ходе игрок делает выбор в зависимости от конкретной ситуации. Однако в принципе, возможно, что все решения приняты игроком заранее (в ответ на любую сложившуюся ситуа­цию). Это означает, что игрок выбрал определенную стратегию, которая может быть задана в виде списка правил или программы. (Так можно осуществить игру с помощью ЭВМ). Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется конечное число страте­гий, и бесконечной - в противном случае.

Для того чтобы решить игру, или найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовле­творяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получать максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Оптимальные стратегии должны также удовлетворять условию устойчивости, т.е. любому из игроков должно быть невыгодно отказаться от своей стратегии в этой игре.

Если игра повторяется достаточно много раз, то игроков может интересовать не выигрыш и проигрыш в каждой конкретной пар­тии, а средний выигрыш (проигрыш) во всех партиях.

Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естест­венно предполагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов. Важнейшее ограничение теории игр - единственность выигрыша как показателя эффективности, в то время как в большинстве реальных экономических задач имеется более одного показателя эффективности. Кроме того, в экономи­ке, как правило, возникают задачи, в которых интересы партне­ров не обязательно антагонистические. Развитие аппарата теории игр для решения задач со многими участниками, имеющими не­противоречивые интересы, выходит за рамки настоящего пособия.

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры

Рассмотрим парную конечную игру. Пусть игрок А располагает т личными стратегиями, которые обозначим А1, Ai,..., Ат. Пусть у игрока В имеется n личных стратегий, обозначим их В1, Bj,, Вn. Говорят, что игра имеет размерность т х п. В результате выбора игроками любой пары стратегий

Ai и Bj (i= 1,2,..., т; j= 1,2,..., п)

однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш аij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-аij)игрока В. Предположим, что значения аij известны для любой пары страте­гий (Аi, Вj). Матрица Р = (аij), i = 1, 2,..., т; j = 1, 2,..., п, эле­ментами которой являются выигрыши, соответствующие страте­гиям Аi и Bj, называется платежной матрицей или матрицей игры. Общий вид такой матрицы имеет вид

 

  B1 B2 Bn
A1 a11 a12 a1n
A2 a21 A22 a2n
   
Am am1 am2 amn

 

Строки этой таблицы соот­ветствуют стратегиям игрока А, а столбцы - стратегиям игрока В.

Составим платежную мат­рицу для следующей игры.

Игра "поиск".

Игрок А может спрятаться в одном из двух убежищ (I и II); игрок В ищет игрока А, и если найдет, то получает штраф 1 ден. ед. от А, в противном случае платит игроку А 1 ден. ед. Необходимо построить платежную матрицу игры.

Решение. Для составления платежной матрицы следует проанализировать поведение каждого из игроков. Игрок А может* спрятаться в убежище I - обозначим эту стратегию через А] или в убежище II - стратегия А.

Игрок В может искать первого игрока в убежище I - стратегия В1, либо в убежище II - стратегия Bi. Если игрок А находится в убе­жище I и там его обнаруживает игрок В, т.е. осуществляется пара стратегий {А1, В\), то игрок А платит штраф, т.е. дц = -1. Аналогич­но получаем ац - -I (Ai, Bi). Очевидно, что стратегии {А\, Bi) и (Ai, В\) дают игроку А выигрыш 1, поэтому ац = ац = 1. Таким образом, для игры "поиск" размера 2x2 получаем платежную матрицу

Рассмотрим игру т х п с матрицей Р = (аф, i -I, 2,..., т; j =1, 2,..., п и определим наилучшую среди стратегий А\, Ai,..., Ат. Выбирая стратегию А,-, игрок А должен рассчитывать, что игрок В ответит на нее той из стратегий Bj, для которой выигрыш для иг­рока А минимален (игрок В стремится "навредить" игроку А).,

Обозначим через а, наименьший выигрыш игрока А при вы-** боре им стратегии А,- для всех возможных стратегий игрока Щ (наименьшее число в i-й строке платежной матрицы), т.е.

Среди всех чисел а, (/' = 1, 2,..., т) выберем наибольшее: а = max а,. Назовем а нижней ценой игры, или максимальным

i'=l,2,...,m

выигрышем (максимином). Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В. Следовательно,

(9.2)

а = max min аи.

/=1,...,/и у=1....,л

Стратегия, соответствующая максимину, называется максимин-ной стратегией. Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А; выбирая стратегию Bj, он учитывает макси­мально возможный при этом выигрыш для А. Обозначим

(9.3)

- = max atj.

f ~1Л1

Среди всех чисел ру выберем наименьшее р = min ру и назо-

вем (3 верхней ценой игры или минимаксным выигрышем (минимаксом). Это гарантированный проигрыш игрока В. Следова­тельно,

Р = min max o,y. (9.4)

у=1,...,н 1=1 т

Стратегия, соответствующая минимаксу, называется минимакс­ной стратегией.

Принцип, диктующий игрокам выбор наиболее "осторожных" минимаксной и максиминной стратегий, называется принципом минимакса. Этот принцип следует из разумного предположения, что каждый игрок стремится достичь цели, противоположной цели противника. Определим нижнюю и верхнюю цены игры и соответствующие стратегии в задаче 9.1. Рассмотрим платежную матрицу из задачи 9.1. При выборе стратегии А\ (первая строка матрицы) минимальный выигрыш равен а, = min(-l;l) = -1 и соответству­ет стратегии р, игрока 'В. При выборе стратегии Aj (вторая строка матрицы) минимальный выигрыш равен а2 = min(l;-l) = -1, он достигается при стратегии Bi.

Гарантируя себе максимальный выигрыш при любой стратегии иг­рока В, т.е. нижнюю цену игры а = max(ai,cc2) = max(-l;-l) = -1, игрок А может выбирать любую стратегию: А\ или Ai, т.е. любая его стратегия является максиминной.

Выбирая стратегию В\ (столбец 1), игрок В понимает, что иг­рок А ответит стратегией Aj, чтобы максимизировать свой выиг­рыш (проигрыш В). Следовательно, максимальный проигрыш игрока В при выборе им стратегии В\ равен Р] = тах(-1; 1) = 1.

Аналогично максимальный проигрыш игрока В (выигрыш А) при выборе им стратегии Bi (столбец 2) равен Р2 = max(l; -1) = 1.

Таким образом, при любой стратегии игрока А гарантирован­ный минимальный проигрыш игрока Нравен р = min(P|,p2) = min(l; 1) = 1 - верхней цене игры.

Любая стратегия игрока В является минимаксной. Дополнив табл. 9.1 строкой ру и столбцом а,, получим табл. 9.2. На пе­ресечении дополнительных строки и столбца будем записывать верхнюю и нижнюю цены игр.

выше, верхняя и нижняя цены игры различны: а ф р.

Если верхняя и нижняя цены" игры совпадают, то общее значе­ние верхней и нижней цены игры а = Р = v называется чистой ценой игры, или ценой игры. Минимакс­ные стратегии, соответствующие цене игры, являются оптималъными стратегиями, а их совокупность - оптимальным решением, или решением игры. В этом случае игрок А получает максимальный га­рантированный (не зависящий от поведения игрока В) выигрыш v, а игрок В добивается минимального гарантированного (вне зависи­мости от поведения игрока А) проигрыша v. Говорят, что решение игры обладает устойчивостью, т.е. если один из игроков придержи­вается своей оптимальной стратегии, то для другого не может быть выгодным отклоняться от своей оптимальной стратегии.

Пара чистых стратегий Aj и Bj дает оптимальное решение игры тогда и только тогда, когда соответствующий ей элемент ау явля ется одновременно наибольшим в своем столбце и наименьшим в своей строке. Такая ситуация, если она существует, называется седловой точкой (по аналогии с поверхностью седла, которая ис­кривляется вверх в одном направлении и вниз - в другом).

Обозначим А* и В* - пару чистых стратегий, на которых дос­тигается решение игры в задаче с седловой точкой. Введем функ­цию выигрыша первого игрока на каждой паре стратегий: P[Ah Bj) = a/j. Тогда из условия оптимальности в седловой точке выполняет­ся двойное неравенство: P{AhB*) < Р(А*,В*) < Р(А*,Bj), которое справедливо для всех /= 1,..., m,j=l,...; п. Действительно, вы­бор стратегии А* первым игроком при оптимальной стратегии В* второго игрока максимизирует минимальный возможный выиг­рыш: Р(А*,В')> P(Aj,B*), а выбор стратегии ЕС вторым игроком при оптимальной стратегии первого минимизирует максимальный проигрыш: Р(А",В') < Р(А*,В).

9.2. Определить нижнюю и верхнюю цену игры, заданной пла­тежной матрицей

      Табл и ца 9.  
4 \   Вг в,   <*/    
Ах 0,5 0,6 0,8   0,5    
А2 0,9 0,7 0,8   0,7    
Аъ 0,7 0,6 0,6   0,6    
Ру 0,9 ал 0,8 а = = Р = 0,  

Решение. Все расчеты удобно проводить в таблице, к кото­рой, кроме матрицы Р, введены столбец а, и строка Р7 (табл. 9.3). Анализируя строки матрицы (стратегии игрока А), заполняем

строках 1, 2, 3. Аналогично р, = 0,9, р2 = 0,7, р3 = 0,8 - макси­мальные числа в столбцах 1, 2, 3 соответственно. Нижняя цена игры

а = max а, = max(0,5; 0,7; 0,6) = 0,7 (наибольшее число в столбце (=1,2,3

а;) и верхняя цена игры р = min р ■ = min(0,9; 0,7; 0,8) = 0,7

7=1,2,3

(наименьшее число в строке ру). Эти значения равны, т.е. а = р, и достигаются на одной и той же паре стратегий (Ai, 2?2). Следо­вательно, игра имеет седловую точку 2, В2) и иена игры v = 0,7. ►

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...