Проблема содержания специального образования
Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. Л. Н. Толстой Осмысление проблемы содержания образования в целом началось с дискуссии о формальном и материальном образовании и конце XIX века и шло сквозь призму процесса обучения и подготовки кадров. Проблема эта носит государственный характер н отличается динамичностью, что обусловлено социальным заказом общества. Разноуровневый подход к отбору содержания образования включает не только объемно-количественные показатели, но и качественные характеристики: • формирование научного мировоззрения, ознакомление с научной картиной мира (мировоззренческий аспект); • ознакомление с методами и формами научного познания (методологический аспект); • изучение фундаментальных и прикладных научных теорий (теоретический аспект); • раскрытие роли науки как производительной силы, формирование политехнического кругозора, профориентация (практический аспект). Понятие «содержание специального образования» может быть сформулировано как специально отобранная и педагогически обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим и коррекционно-развивающим значением, завершенностью образования на определенном уровне. Обучение и воспитание учащихся с особенностями психофизического развития органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в образовательном процессе, протекающем в специальных условиях, которые включают в себя: • наличие специальных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
• учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции; • адекватную среду жизнедеятельности; • проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; • предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. В зависимости от степени ограничения возможностей и, в первую очередь, от сохранности интеллектуальных способностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий, лица с особенностями психофизического развития могут осваивать разные уровни образования. Так, часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями речи способна не только к освоению общего среднего образования, но и к получению среднего профессионального и высшего образования. Условия осуществления права и равных возможностей образования определяются государственным образовательным стандартом в виде нормативов, определяемых с учетом физических и психических особенностей учащихся. Образовательные стандарты специального образования определяют обязательный минимум содержания образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития, содержат требования к уровню подготовки выпускников с учетом социальной адаптированности и к документам об образовании(Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), статья 8).
В качестве государственной нормы образованности в стандартах, которые введены с целью сохранения единого образовательного пространства, представлена система основных параметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного общества о необходимом уровне образования данной категории лиц, а с другой - учитывает возможности реальной личности в достижении этого уровня. Образовательные стандарты специального образования ориентированы на растущего человека с ограниченными возможностями на протяжении всего периода его становления и социализации, т.е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста. Проблема стандартизации специального образования для нас является новой, и в соответствии со сложившимися в советской дефектологии традициями наиболее разработанной к настоящему времени является та ее часть, которая относится к школьной ступени, где с 1934 года существует предметная система обучения. Государственным стандартом общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальным образовательным стандартом, называются нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся. Стандарт образования введен с целью сохранения единого образовательного пространства. Он раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, дает представление о содержании и структуре образования как целого, в котором присутствуют государственный, региональный и школьный компоненты. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке. При разработке этих критериев учитываются как общие недостатки развития для всех детей с ограниченными возможностями, так и особенности, характерные только для определенной категории. Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.
Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности иэмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе. Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов. Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю. Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время,которая обеспечиваетисправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.
Содержание образования отражается в учебных планах и программах, учебниках и пособиях. Существует несколько подходов к его конструированию и структурированию, которые определяют способы составления программы и создания учебника. Линейный способ — отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс.
Концентрический способ — один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне. Спиралеобразный — многократное возвращение к проработке одних и тех же тем и дополнение новых, т. е. ставится проблема, к решению которой учащиеся и педагог постоянно возвращаются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Модульный способ — все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим блокам: ориентационный, методологический (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностный, контрольно-проверочный. Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий: • продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; • полный перечень изучаемых предметов; • распределение предметов по годам обучения; • количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; • количество часов в неделю на изучение конкретного предмета. Количество часов на изучение предмета зависит от его общеобразовательного и развивающего значения, времени, необходимого для формирования знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса. Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических иорганизационных требований, сложившихся традиций. Внем находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, актуальная концепция формирования содержания. современные учебные планы специальных учреждений образования и учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, определяют порядок организации образовательного процесса в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения. С учетом конкретных условий деятельности образовательного учреждения определяется протяженность учебной недели для учащихся I-IV и V-X классов. Структура учебного плана состоит из государственного, коррекционного и школьного компонентов. По решению педагогического (методического) совета школы количество часов, которые отведены на отдельные предметы коррекционного компонента, может перераспределяться между собой в данных пределах. Занятия проводятся по отдельному расписанию. В зависимости от года обучения и типа образования они включают развитие познавательной деятельности, игру, ритмику и танец, логопедические занятия, коррекцию физического развития и др.
Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий, занятий по интересам, факультативных занятий, спортивных секций, общественно полезной работы; для обучения по смежной профессии. Стимулирующие и поддерживающие занятия организуются администрацией школы в пределах выделенных часов при любой наполняемости групп (не меньше 1 часа в неделю на каждом году обучения), могут проводиться и с отдельными учащимися. Школьный компонент не является обязательным для всех. При проведении занятий необходимо учитывать максимально допустимую учебную нагрузку на одного ученика. Индивидуальный учебный план составляется на основе базового плана с учетом конкретных условий. Учебная программа представляет собой государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам обучения. К учебным планам и программам специального образования относятся: • программы ранней комплексной помощи; • программы коррекционных занятий; • учебные планы и программы для школьного звена образования; • индивидуальные учебные планы и программы для абилитационного образования. Программы составляются на основе образовательных стандартов по каждому из изучаемых предметов отдельно. В них конкретизируется содержание учебного плана в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы. Учебная литература (учебники и учебные пособия) должна создаваться как инструмент процесса обучения и обладать определенными качествами и характеристиками, призванными помочь учащимся более полно усвоить содержание образования. Общие функции учебника: • образовательная, реализуемая через усвоение учащимися фактологических сведений и знаний про методологические принципы, которые используются в учебно-познавательной деятельности; • воспитательная, заключающаяся в формировании мировоззрения; • коррекционно-развивающая, выражающаяся в стимуляции развития познавательной деятельности. Основные требования к текстовой части учебника сводятся к следующим: 1. Соответствие программе. 2. Структурная простота построения текста. 3. Объяснительный характер, материал в виде размышлений, а не описаний. 4. Широкое использование сравнительного метода. 5. Наличие в заключительных главах, параграфах итоговых материалов и кратких выводов. 6. Дидактически дозированный объем учебного материала, ею пошаговое поступательное развертывание. 7. Содержание материала учебника должно отвечать принципам научности, доступности, наглядности. Примерно 80 % его объема занимает стандартная модель (общечеловеческое знание), 20 % — национальный аспект. 8. Важно выдерживать внешний графический рисунок текста, использование различных шрифтов для выделения особо значимой учебной информации (выделение заголовков и подзаголовков, количество абзацных отступов, размеры абзацев, длина входящих в него фраз и пунктуация). Все это создает ритмический каркас текста. Внутренняя образная наглядность обычно служит одним из факторов, организующих и, в определенной мере, упорядочивающих мысли обучаемого при восприятии им новой научной информации. Выдающийся французский математик Блез Паскаль (1623— 1662) называл искусством убеждать проведение «методичных и совершенных доказательств», которое состоит в понимании и соблюдении условий или правил для определений, аксиом и доказательств. Среди восьми его правил пять, по нашему мнению, являются ценными рекомендациями при составлении учебников и учебных пособий для учащихся. Правила, необходимые для определений: • не признавать неясные или двусмысленные термины; • в определениях использовать только известные или объясненные термины. Правила, необходимые для аксиом: • признавать аксиомами только сами по себе очевидные положения. Правила, необходимые для доказательств: • доказывать все, хоть и немного неясные положения, пользуясь аксиомами или ранее доказанными положениями; • избегать двусмысленности терминов, ставя на место определяемого термина нужное определение. С 1996 года Научно-методический центр учебной книги и средств обучения вместе с издательствами «Народная асвета» и «Полымя» впервые начал в Республике Беларусь создавать учебную литературу для всех категорий детей с особенностями психического и физического развития на белорусском и русском языках. Содержание и художественное ее оформление обеспечивает коммуникативную компетенцию, личностно-ориентированный подход и содействует интеграции такого ребенка в общество. Проблема обеспечения отечественной учебной литературой учреждений образования для детей с особенностями психофизического развития постоянно находится в центре внимания научно-педагогической общественности республики. На повестке дня стоит разработка и внедрение учебно-методических комплексов, в состав которых, помимо программы и учебника, входят методические рекомендации для учителя и учащихся, рабочие тетради, комплект наглядных материалов, компьютерная поддержка и т.п. Определение понятия «содержание образования» может зависеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо: • реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо • внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения. Рассмотренный выше материал в основном отражает первый подход. Однако в НИИ коррекционной педагогики РАО предложено новое содержание специального обучения, смыслообразующим центром которого выступает социально-эмоциональное развитие ребенка, развитие его самосознания. Исходя из основной идеи, предлагается превратить в объекты познавательной деятельности учащихся такие сложные явления, как отношение к событиям жизни, настроения, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы и последствия своих и чужих поступков, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судьбой, т. е. целенаправленно, последовательно и гораздо раньше, чем в традиционной педагогике, сделать предметом анализа ребенка не только бытийную сторону жизни, но и внутренний мир человека. Отправной точкой предложенной личностно ориентированной технологии обучения является ведение «Дневника событий жизни ребенка». Работа с дневником убеждает в необходимости дополнять содержание специального образования программами, которые помогали бы ребенку делать то, что ему труднее всего — налаживать взаимодействие с окружающим миром людей, учиться понимать себя и других. Такой подход к построению содержания обучения опирается на философскую антропологию (Макс Шеллер), согласно которой сущностью человека является его способность строить самого себя, а также имеет тесную связь с философией и педагогикой экзистенциализма, в основе которых лежит понятие «существование» в субъективном смысле — «Чем я являюсь сам для себя?». Экзистенциалисты видят задачи воспитания в том, чтобы побуждать ребенка быть самим собой, помогать его самовыражению. Один из самых ярких представителей философии экзистенциализма известный французский писатель Жан Поль Сартр 1905—1980) оценивал влияние внешних факторов на ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал самовоспитание: «Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоятельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали». Проблему содержания образования можно рассматривать не только в рамках концепции предметной деятельности, но также с позиций концепции освобождения от деятельности (П. Г. Щедровицкий), суть которой состоит в следующем: человек обременен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками, чем больше он знает и умеет, тем он слабее по отношению к постоянно меняющемуся миру. Наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превращать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги». Таким образом, проблема содержания специального образования заключается в решении следующих задач: 1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (знания для будущего, а не для прошлого, морально устаревшие). 2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения. 3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач. 4. Разработать содержание новых специальных курсов, нацеленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество». 5. Оптимизировать содержание трудового обучения. Вопросы и задания 1. Какие существуют подходы к разработке содержания образования? 2. В каких документах опредмечивается содержание образования? 3. Чем отличается базовый учебный план от типового? 4. По нескольким учебным планам различных типов специальных общеобразовательных школ проследите содержание коррекционного компонента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|