В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве - необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины - соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования - использованию сенсорных эталонов.
Цели и задачи программы:
.Выделить критерии оценки, регуляции познавательных процессов детей раннего возраста.
.Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации сенсорно-математических представлений.
.Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.
.Привлеч внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.
.Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорно-математическое развитие.
В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Первоначальный этап обучения - это ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Программа рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15-20 мин каждое.
Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста
№
Содержание
Количество
Длительность
1
Занятия
1 раз в неделю
8-10 минут
2
Дидактические игры и упражнения
2 раза в день
5-10 минут
3
Индивидуальная работа
Ежедневно
5-10 минут
4
Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде.
В соответствии с режимом и планом работы
На усмотрение педагога
5
Игры-экспериментирование
4 раза в месяц
10-15 минут
6
Развлечения
1 раз в квартал
15-20 минут
Содержание программы представляет собой систему проведения занятий познавательного сенсорно-математического содержания, систему дидактических игр, их планирование в режиме дня.
СЕНТЯБРЬ
1
Учить детей соотносить предметы по цвету; познакомить с понятием - «круглый». Формировать представление о протяженности предметов.
Листы бумаги, с наклеенными на них полосками, красного и желтого цвета. По три картинки в изображение предметов красного и желтого цветов, по одному красному или желтому шарику на каждого ребенка: две коробки красная и желтая
2
Познакомить детей с квадратом; закрепить умение различать и называть цвета красный, синий, зеленый; учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения.
Матрешки по числу детей. Листы бумаги с контурами красного круга диаметром 6 см, зеленого квадрата 6:6, синего прямоугольника 6:3, вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету, изображенным на рисунке чистые листы бумаги, зеленые карандаши
3
Учить детей соотносить фигуру определенной формы (круг с предметом такой же формы - мяч); учить ориентироваться в реальном пространстве и на листе бумаги; строить грамматические конструкции с предлогом "у" и "на"; вести понятия большой, маленький.
Квадратные листы бумаги с контуром зеленого квадрата 3:3, рисунком красного и желтого мяча диаметр-3 см, матрешки на каждого ребенка и маленький мишка.
4
Упражнять в различении основных цветов путем подбора по образцу; активизировать словарь за счет слов, обозначающий цвет.
Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона разных цветов 15:0,5; Шесть кругов такого же цвета диаметр 10 см/. Ниточки и шарики у каждого ребенка
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1
Собери корзинку из осенних листьев
Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький»
2
К игрушкам в гости
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
3
Достань ленточку
Закреплять цвета (желтый, красный, зеленый). Развивать мелкую моторику
2 неделя
1
Найди, что скажу
Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.
2
На, что похожа эта фигура.
Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
3
Собери бусы.
Закреплять название цветов и величину бусин.
4 неделя
1
На, что похожа эта фигура.
Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)
2
К игрушкам в гости
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
3
Осенние листочки
Закреплять понятия «один», «много».
ОКТЯБРЬ
1
Продолжать формировать у детей простейшие приемы, с помощью которых можно устанавливать, одинаковы или различны по цвету однородные предметы: закреплять представления "один", "много".
Два больших листа бумаги белого, зеленого цветов, клей, кисточки, по одному желтому и зеленому кружку на каждого ребенка.
2
Учить детей простейшим приемам, с помощью которых можно установить, одинаковы или различны однородные предметы по цвету: закреплять представления о круглой форме.
Две куклы в красной и желтой ша- почках по одному красному и одному желтому шарику на каждого ребенка, в красной и желтой коробках. Фланелеграф, 5-7 картинок с изображением круглых предметов, 3-4 картинки с изображением предметов другой формы.
3
Учить детей сравнивать предметы по величине путем наложения их друг на друга и находить два предмета одинаковой величины, т.е. развивать глазомер; познакомить с фигурой "кирпичик". Учить складывать изображение по образцу из предложенных фигур.
По три зеленых и по три желтых кирпичика, по одному зеленому и одному желтому шарику на каждого ребенка и на воспитателя: полоски белой бумаги, кружки большого диаметром 6 см и маленького, диаметром 4 см, вырезанные из бумаги два кружка синего цвета, соответствующие по величине контурам на бумаге.
4
Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну ту же форму. Продолжать учить, сравнивать предметы по величине: познакомить с оранжевым цветом: учить различать круг, квадрат, прямоугольник
Фланелеграф, 5-6 картинок с изображением круглых предметов: листы голубой бумаги с наклеенными на них зелеными полосками, занимающими треть листа на каждого ребенка.
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1
Больше, меньше
Продолжать учить различать величину предметов.
2
Посади на свою скамеечку
Располагать фигуры в соответствии с заданным образцом.
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
НОЯБРЬ
1
Учить детей строить домик из кубика и призмы; познакомить с треугольником; закрепить умение выкладывать фигуры путем наложения и совмещения других фигур.
Кубики призмы разных цветов на каждого ребенка и для воспитателя, машинки, листы бумаги с нанесенными на них контурами дома вырезанные из бумаги квадраты и (треугольники всех известных детям цветов, соответствующие по размерам, контурам дома на рисунках на каждого ребенка).
2
Учить детей строить дорожки путем приставления кирпичиков друг к другу; формировать представления о длине предмета (длинный, короткий).
По два кирпичика белого цвета на нее каждого ребенка и для воспитателя, маленькие машинки на каждого ребенка, фланелеграф, длинная красная и короткая синяя полоски, короткая и длинная ленты разного цвета.
3
Учить детей собирать пирамиду из шариков; продолжать формировать представление о величине предметов (большой, меньше, маленький), продолжать учить приемы с совмещения, наложения, приложения.
Пирамидки из красного, желтого и синего шариков, листы бумаги, на которых нарисованы пирамидки, составленные из трех кружков такого же цвета (диаметры - 6 см, 4 см, 3 см) вырезанные из бумаги кружки, соответствующие изображенным на рисунке по величине и цвет на каждого ребенка и на воспитателя.
4
Продолжать закреплять представление о треугольнике, продолжать формировать понятая "высокий", "низкий", продолжать учить детей, способам наложения, совмещения и приложения.
По две елочки (большие и маленькие), по листу бумаги, на котором изображена зеленая елочка, по три вырезанных из бумаги зеленых треугольник (большой, меньше, еще меньше) на каждого ребенка
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1
Найди пару
Учить группировать предметы по величине.
2
Сварим суп из овощей
Закреплять знание овощей и умение различать их по величине.
Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур
3
Наши игрушки.
Продолжать формировать представления о величине предметов.
ДЕКАБРЬ
1
Закреплять названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник; учить соотносить цвет и форму с предметами, продолжать учить ориентироваться в пространстве, называть свои действия с предметами
Фланелеграф, круги/большой и маленький/ зеленого, оранжевого и белого цвета, квадраты /большой и маленький / красного, желтого и синего цветов, треугольники /большой и маленький/ синего, оранжевого, желтого цвета, заяц, мяч, листы бумаги некоторых изображены мячи, составленные из двух половинок круга.
2
Ввести название новой фигуры - полукруг, закреплять знания детей о прямоугольнике, познакомить с коричневым цветом. Учить из полукруга и прямоугольника выкладывать гриб.
Муляж гриба, лист бумаги с изображением контуров грибов, вырезанные из бумаги полукруги и прямоугольники, по цвету и величине соответствующие частям грибов на рисунке, цветные карандаши, чистые листы бумаги на каждого ребенка.
3
Учить детей чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы, закреплять умение накладывать фигуры на их контурное изображение на бумаге.
Листы бумаги, на которых изображены бусинки красного, желтого цвета, но три красных и по два желтых кружка такой же величины, что и бусинки на рисунке. Листы бумаги, на которых нарисованы дуги (нитки для бус).
4
Познакомить детей с новое фигурой - овалом, продолжать учить чередовать предметы, одинаковые по форме, но разные по цвету, закреплять умение накладывать фигуры на их изображение, учить обводить контуры предметов
Листы бумаги, на которых нарисованы воздушные шары, по два красных и по два зеленых овала, по величине соответствующих изображенным на рисунке (на каждого ребенка и для воспитателя), фланелеграф, два кружка (большой и маленький), два овала (большой и маленький), два прямоугольника (большой и маленький).
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1
Вкладыши.
Учить соотносить геометрические фигуры по соответствующим отверстиям.
2
Собери картинку.
Действовать с частями изображения, сопоставляя детали.
3
К нам гости пришли.
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
Таким образом, формирование математических представлений в раннем возрасте осуществляется через освоение основ сенсорной культуры. Проведя анализ выписки из плана учебно-воспитательной работы в группе с детьми раннего возраста (2-3 года) можно сделать вывод, что содержание программы соответствуют требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения детей данной возрастной группы, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Заключение
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Однако то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах.
Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует:
а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);
б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;
в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.
Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.
Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Список используемой литературы
1. Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
. Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / ред. О.А.Денисова, Н.В.Афанасьева. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. - 256 с.
. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.- 368 с.
. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С.Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
6. Репина Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования / Г.А.Репина // Дошкольная педагогика. - 2009. - №4. - С.16-21.
. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 376 с.
8. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М.: Просвещение, 1965. - 188 с.
. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И.Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.