Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных типа рисков:
· финансовые риски.
Невозможно перечислить все технические риски, поскольку они часто связаны с типом продукции. Следующий перечень дан в качестве примера:
· поздний запуск производства в связи с использованием сезонных сырьевых материалов и наличия непредвиденных остановок
· непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию и приемки комиссией
· долговечность изделия: насколько быстро продукция становиться устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок, воздействие вашей продукции на потребителя
· новые внешние условия, влияющие на технологию производства.
Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.
Можно подумать, что анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос: "Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?" Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат: Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции: точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам. На рисунке 2 дано графическое изображение точки безубыточности.
Анализ чувствительности заключается в определении значений ключевых параметров, которые могут подвергнуть сомнению успех бизнеса.
Очень важно установить, какие изменения данных параметров могли бы повысить ожидаемую прибыльность, например, 25%-ое увеличение цены на сырье или потребление электроэнергии, или 20%-ое уменьшение цены продажи или объема выпуска продукции. Если бизнес является слишком чувствительным к некоторым изменениям параметров, руководство компании должно регулярно их контролировать.
1.
| ЗАРОЖДЕНИЕ:у изобретателя есть технологическая идея с хорошим рыночным потенциалом, однако у него мало либо нет опыта в бизнесе и средств для коммерциализации этой идеи.
Организация: виртуальная
Управление: предпринимательское
Технология: идея
Этап финансирования: предпосевной
|
|
пп.
| Проблема
(Чего опасаться?)
| Решение
(Что делать?)
| Действие
(Как делать?)
|
|
1.1
| Риск роста
Каждый успешный бизнес начинается с хорошей идеи, но не каждая хорошая идея приводит к успешному бизнесу.
| · Видеть перспективу
· Развивать деловые навыки
| · Осуществите оценку реальности
· Проанализируйте "сильные стороны - слабые стороны - возможности - угрозы" (SWOT- анализ)
· Сделайте обзор всех идей и выберите несколько наиболее перспективных.
· Подготовьте поэтапный план действий
· Исследуйте возможности начать ваш бизнес в благоприятной среде, такой как технологическийбизнес-инкубатор или научно-технологический парк.
· Воспользуйтесь услугами профессиональных консультационных служб, что позволит избежать неприятностей в будущем.
|
|
| 1.2
| Технический и производственный риски
Техническая идея может быть нереалистична, неуникальна, или иметь другого законного владельца.
| · Проверить уникальность технической идеи с целью избежать возможных проблем в будущем
· Разработать эффективные стратегии интеллектуальной собственности
· Преобразовать изобретения в активы, приносящие прибыль
| · Определите вашу стратегию интеллектуальной собственности (IP) и технологию коммерциализации
· Получите информацию о патентах
· Разберитесь в процессах технологической коммерциализации.
· Выберите форму защиты прав на вашу интеллектуальную собственность и предпримите необходимые шаги, чтобы защитить ее в соответствии с законом, либо, чтобы сохранить ее как производственный секрет.
· Постоянно отслеживайте технические усовершенствования, производимые вашими конкурентами
|
|
| 1.3
| Риски ликвидности и конкуренции
Недостаточно тщательный анализ рынка для определения возможностей сбыта продукта, который предполагается выпускать.
| · Определить рыночную нишу Способность распознать ненасыщенные привлекательные рынки и занять сектор, где спрос значительно превышает предложение, определяет успех венчурного предприятия
· Разработать концепцию бизнеса, нацеленного на данную рыночную нишу.
| · Проведите предварительное рыночное исследование и определите стратегию позиционирования
· Разработайте ваш продукт/услугу, создайте опытный образец и проведите пробный маркетинг; определите цену, по которой вы можете его продать.
· Разработайте окончательный список возможной продукции.
· Планируйте значительные затраты на маркетинг и рекламу заранее, т.е. до начала продаж
· Подберите название и создайте товарный знак для вашей компании
|
|
| 1.4
| Финансовые риски
· Недооценка начальных затрат на производственную деятельность и необходимых капиталовложений
· Необходимость в высокорисковом предпосевном капитале для разработки опытного образца или услуги.
| · Хорошо разобраться в процессе венчурного финансирования Определить возможные источники предпосевного капитала (учредители, друзья, семья, бизнес-ангелы, фонды развития предприятий)
· Правильно понимать критерии отбора инвестиционных проектов различными типами инвесторов (см. слайд-шоу)
· Представить проект потенциальным инвесторам
| · Изучите процесс формирования начального капитала, схему венчурного планирования и руководства по привлечению инвестиций в условиях современного рынка.
· Попытайтесь самостоятельно финансировать вашу фирму и максимально эффективно использовать собственные резервы(бутстрэппинг), как можно дольше, пока необходимость внешнего финансирования не станет очевидной и неизбежной
· Определите источники финансирования на ранней стадии технологического развития; изучите их методики и критерии оценки проекта.
· Определите, каким образом ваши инвесторы смогут добиться окупаемости инвестиций
· Подготовьте бизнес-план
o Возможности сбыта и конкуренция
o Концепция бизнеса
o План маркетинга
o Финансовый план
· Изучите принципы оценки начинающих компаний
· Подготовьте презентацию проекта для инвесторов
· Представьте проект инвесторам
|
|
| 1.5
| Риск, связанный с командой и управлением
Отсутствие навыков предпринимательской деятельности и управления
| · Осознать необходимость разделить владение и управление компанией с профессионалами
| · Изучите принципы венчурного управления
· Чтобы быть успешным предпринимателем, научитесь управлять и быть лидером.
· Изучите различные виды собственности и менеджмент; выберите наиболее подходящий вариант и начинайте подготовительную работу
|
|
| НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП:: продукт еще не приносит дохода и малая доля средств освоена; команда не укомплектована; есть бизнес-план; разработка продукции на начальном этапе.
Организация: неофициальная
Управление: предпринимательское
Технология: концепция
Этап финансирования: посевной
|
| пп.
| Проблема
(Чего опасаться?)
| Решение
(Что делать?)
| Действие
(Как делать?)
|
| 2.1
| Риск роста
Новая формация бизнеса: для внедрения в мир высоко конкурентного бизнеса необходимы специальные знания, опыт, ресурсы и личные навыки.
| · Определить тип новой компании Выбрать вид юридического лица и тип собственности
· Организовать новую компанию в благоприятной среде, например, бизнес - инкубаторе
| · Осуществите венчурное планирование, чтобы оценить осуществимость вашего рискованного предприятия и сравнить различные модели бизнеса.
· Проанализируйте "сильные стороны - слабые стороны - возможности - угрозы" (SWOT-анализ)
· Воспользуйтесь услугами независимых профессиональных консультационных служб
· Исследуйте потребности в рабочей силе, существующие нормативы и действуйте в соответствии с ними.
· Зарегистрируйте ваш товарный знак - легальную защиту компании, марки, имени домена.
· Исследуйте возможности начать ваш бизнес в благоприятной среде, такой как технологический бизнес-инкубатор или научно-технологический парк.
· Начните создавать стратегические альянсы
|
| 2.2
| Технологический и производственный риски
· Нарушение прав интеллектуальной собственности (IPR)
· Упор на дальнейшее научное исследование, а не на развитие бизнеса
| · Защитить ваши IPR значит сделать ваши изобретения приносящими прибыль активами
· Развить систему управления интеллектуальной собственностью (IPM)
· Развить ваши персональные и деловые навыки
| · Защитите ваши IPR, разработайте стратегии ИС и предпримите все необходимые дисциплинарные меры для защиты IPR
· Осуществите патентный поиск, чтобы идентифицировать альтернативные технологии и избежать возможного нарушения авторских прав
· Определите свою территорию
· Выявите возможные "узкие места" и "подводные камни"
· Подготовьте план, определите и опишите его этапы
· Подготовьте функциональные и технические спецификации продукта
· Учитесь на историях успеха других предпринимателей
|
| 2.3
| Риск ликвидности и конкуренции
· Чрезмерно оптимистические прогнозы проникновения на рынок и стоимости акций
· До проведения тщательного маркетингового исследования конструкцию изделия нельзя привести в соответствие спотребностями покупателей
· Низкий рыночный спрос
· Непринятие изменений клиентами
· Совершение классических маркетинговых ошибок, характерных для начинающих предпринимателей
| · Понимать потребности, возможности рынка и его дискретность.
· Иметь четкое и реалистичное представление о «начинке» - функциональных характеристиках продукта
· Подготовить стратегию маркетинга и продаж
· Получить конкурентное преимущество
| · Изучите круг потребителей вашей продукции
· Проведите рыночное исследование, но не полагайтесь только на традиционные маркетинговые исследования: они дадут информацию о том, что существует, а не о том, что должно или могло бы существовать
· Определите свою стратегию позиционирования
· Разработайте ваш продукт/услугу, создайте опытный образец и проведите пробный маркетинг; определите цену, по которой вы можете его продать.
· Определите внешний вид товара и его свойства которые необходимы для получения прибыли.
· Окончательно определите вашу рыночную нишу, разработайте маркетинговую стратегию, и подготовьте план маркетинга
· Проведите рыночно-ориентированные НИОКР
· Предложите свой венчурный проект предполагаемым партнерам, инвесторам и клиентам
|
| 2.4
| Финансовые риски
· Недостаток средств или отсутствие доступа к дополнительному финансированию
· Необходимость регулирования основного капитала и денежных потоков
· Неправильное соотношение средств (например, слишком высока задолженность по отношению к акционерному капиталу)
| · Хорошо понимать процесс венчурного финансирования
· Выбрать виды финансирования, необходимые для различных видов деятельности
· Определить возможные источники начального капитала: бутстрэппинг, бизнес-ангелы, фонды венчурного капитала, фонды развития предприятий
· Правильно понимать критерии отбора инвестиционных проектов различными типами инвесторов
| · Изучите процесс формирования начального капитала и руководства по привлечению инвестиций в условиях современного рынка
· Изучите альтернативы венчурному финансированию, попытайтесь самостоятельно финансировать вашу фирму как можно дольше (бутстрэппинг), пока необходимость внешнего финансирования не станет очевидной и неизбежной
· Выберите необходимый вам тип финансирования и разработайте стратегию привлечения средств
· Ищите бизнес-ангелов и другие источники посевного капитала, изучите их методики и критерии оценки инвестиционных проектов
· Подготовьте поэтапный план действий и прогноз денежных потоков
· Создайте руководящую группу
· Изучите как инвесторы читают бизнес-план и их принципы оценки начинающего бизнеса
· Изучите типовые условия выпуска акций для венчурных капиталистов, как следует подготовить сделку; разработайте для инвесторов вариант возврата инвестиций и возможные стратегии выхода
· Подготовьте бизнес-план начинающей компании
· Подготовьте презентацию проекта для инвесторов
· Представьте проект инвесторам
· Проведите переговоры о заключении договора с инвесторами; воспользуйтесь помощью профессионалов, чтобы подготовить сделку
|
| 2.5
| Риск, связанный с командой и управлением
· Недостаточно времени
· Невозможно сделать все
· Постоянная борьба с проблемами
· Слишком много возможностей
| · Развивать навыки исполнителя и управленца
· Выбрать наилучшую систему поддержки управления по наименьшей цене
| · Работайте над собой для достижения выдающихся результатов
· Развивайте ваши конкурентные навыки
· Изучите принципы управления новым венчурным предприятием.
· Чтобы быть успешным предпринимателем, учитесь управлять
· Создайте открытую для инноваций организацию
· Делайте все самостоятельно
· Используйте все возможности
· Преодолевайте трудности
· Наймите других, чтобы они делали все, как нужно вам
|
| | | | | | | | | |