Особенности работы синхронной машины (СМ)
Режимы работы СМ. У синхронного двигателя (СД) магнитные поля, создаваемые обмотками статора и ротора, движутся с одинаковыми скоростями, т.е. синхронно. Частота вращения ротора остается неизменной, жестко связанной с частотой сети соотношением Электромагнитный момент двигателя М ЭМявляется ведущим (движущим), а момент нагрузки на валу М НГ–тормозным, при этом М ЭМ =М НГ. При увеличении нагрузочного момента на валу двигателя ось магнитного поля ротора повернется на некоторый угол Θ относительно оси результирующего магнитного поля машины (рис.18.1 а). Этот угол называется углом нагрузки (рассогласования). Чем больше нагрузка на валу двигателя, тем больше угол Θ. При чрезмерной нагрузке устойчивая связь между полями нарушается («разрываются» магнитные силовые линии), двигатель «выпадает» из синхронизма и останавливается. Для синхронной машины, работающей в режиме двигателя, значение угла Θ всегда больше нуля (Θ>0).В генераторном режиме к валу машины приложен внешний момент
Рис.18.1. Схема взаимодействия магнитных полей статора и ротора синхронной машины в режиме двигателя (а) и в режиме генератора (б).
Пуск синхронного двигателя. Пуск СД прямым включением в сеть невозможен, т.к. ротор в силу своей инерционности не успевает следовать за магнитным полем статора, которое, являясь практически безинерционным, сразу приобретает частоту вращения Сущность всех способов пуска сводится к обеспечению условий, при которых магнитные поля статора и ротора успевают “сцепиться” (войти в магнитное взаимодействие). Этого можно достигнуть тремя способами: 1. Пуск с применением вспомогательного (разгонного) двигателя. В этом случае ротор СД разгоняется предварительно с помощью вспомогательного двигателя (асинхронного или постоянного тока) до синхронной скорости. При этом обмотка возбуждения включена в сеть постоянного тока, а обмотка статора – разомкнута, т.е. синхронная машина работает как синхронный генератор (СГ) в режиме холостого хода. При достижении ротором синхронной скорости, обмотка статора включается в сеть. Для подключения СГ в сеть необходимо выполнить ряд условий: · равенство напряжений сети и генератора, · равенство частот сети и генератора, · обеспечение одинакового порядка чередования фаз сети и генератора. Выполнение этих условий контролируется соответствующими приборами. После включения СГ в сеть приводной двигатель отключается, и машина автоматически переходит в двигательный режим, ротор притормаживается моментом холостого хода СД, знак угла нагрузки изменяется в соответствии с рис. 18.1. 2. Частотный пуск Такой пуск сводится к постепенному увеличению частоты питающего напряжения от 0 до номинальной. При этом магнитное поле статора, вращаясь с малой частотой вращения (что следует из
3. Асинхронный пуск. Он аналогичен пуску асинхронного двигателя. Для этого в полюсных наконечниках ротора СД дополнительно размещают короткозамкнутую обмотку типа «беличьей клетки» из медных или алюминиевых стержней. При пуске обмотка возбуждения ротора пока не подключается к своему источнику питания. Происходит разгон ротора до так называемой “подсинхронной” скорости Уравнение электрического состояния и схема замещения фазы синхронного двигателя. При работе под нагрузкой результирующий магнитный поток в воздушном зазоре
Кроме этого поток рассеяния
Эта ЭДС уравновешена напряжением сети
ЭДС
где
где Уравнению (18.2), называемому уравнением электрического состояния фазы СД, соответствует схема замещения двигателя (рис.18.2). Направление тока
Электромагнитный момент. Электромагнитный момент на валу неявнополюсного СД зависит от угла нагрузки
где Угловая и механическая характеристики СД. Угловой характеристикой называется зависимость
Рис. 18.3. Угловая характеристика синхронного двигателя при 1 – устойчивый режим работы двигателя; 2 – неустойчивый режим работы двигателя При неизменных параметрах сети( Перегрузочная способность двигателя
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае явнополюсного СД за счет конструкции ротора появляется добавочный (реактивный) момент М доб.
где x d, x q – индуктивные сопротивления по продольной (d) и поперечной (q) осям машины. С учетом М доб формула момента СД с явновыраженными полюсами имеет вид
В соответствии с этим уравнением строится угловая характеристика явнополюсного СД
Рис.18.4. Угловая характеристика явнополюсного СД. СД проектируют так, что в номинальном режиме угол нагрузки Qн составляет 20 – 30 град. а перегрузочная способность двигателя λ= М мах/ М н должна быть не менее 1,65. Механическая характеристика СД n 2= f ( M ). В синхронном двигателе частота вращения ротора n 2 всегда равна синхронной частоте n 1 =60f 1 /p, поэтому график n 2 =f(М) имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 18.5)
Рис.18.5. Механическая характеристика СД. U -образные характеристики. U- образной характеристикой называется зависимость тока статора I 1от тока возбуждения I в при неизменной мощности (моменте) на валу: 1. Режим идеального холостого хода ( и реактивный ток
отстающий на 90 град от
а б в
Рис. 18.6. Векторные диаграммы синхронного двигателя I -var, М= 0: а – режим нормального возбуждения; б – режим перевозбуждения; в – режим недовозбуждения.
Рис. 18.7. U-образные характеристики синхронного двигателя при М= 0: 1 – режим недовозбуждения; 2 – режим перевозбуждения;
2. Режим нагрузки (
Рис.18.8. Семейство U -образных характеристик (
Рис.18.9. Рабочие характеристики СД.
Рабочие характеристики. Они представляют собой зависимости P 1, М 2, cosφ1,
Читайте также: Adv особенно, в особенности Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|