Основы безопасности жизнедеятельности (7 часов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По окружающему миру
для ученика 1 класса Титова Аркадия
Составитель:
Санкт-Петербург 2015 год
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом особенностей развития слабослышащих детей и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, Просвещение, 2006г.). Составители сборника: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по окружающему миру: · формирование у учащегося элементарных понятий о природе; · расширение его представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения; · формирование навыков правильного поведения в семье, в школе, в общественных местах, на улице и природе; · воспитание любви к родным, внимательного отношения к друзьям, взрослым, уважения к их труду; · формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой; · духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ №31 на 2015 – 2016 учебный год рассчитана на 66 часов (исходя из 33 учебных недель в году). Коррекционная направленность курса «Окружающий мир» выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире, а также формирования речи как средства общения. Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента обучающихся, имеющих нарушения слуха и речи.
У данного учащегося имеется кохлеарный имплант, поэтому он относится к категории слабослышащих. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности. Кроме того, данный учащийся имеет сложную структуру дефекта. Этим объясняется своеобразие субъективных отношений ребенка со сложным дефектом и с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. В результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает не слышащий ребенок со сложным дефектом по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления его личности. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества. Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащегося с ОВЗ овладевают под руководством и с помощью учителя и с опорой на речевые таблички, иллюстрации.
Основной коррекционной целью рабочей программы является воспитание у школьника внятной и грамотной речи. Коррекционными задачами на уроках окружающего мира являются следующие: § создание слуховой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции глухого учащегося со сложным дефектом; § использование ЗУА; § использование различных форм речи; § применение речевых табличек и иллюстративного материала; § осуществление коррекции звуко-произносительной стороны речи учащегося;
§ применение индивидуального подхода.
Специфика организации обучения ребёнка с нарушением слуха, имеющего сложное строение дефекта: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащего учащегося; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухого со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения данного учащегося речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.
Изучение предмета ведется в двух направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, беседы и чтение о труде, о людях труда, просмотр кино- и диафильмов, теле- и радиопередач, подготовка к праздникам и т. п. Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности (учебные занятия, дидактические и творческие игры, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд и др.). Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею; ведется работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы. Задача этого раздела заключается в том, чтобы на конкретном и доступном материале познакомить детей с живой и неживой природой, сформировать у них первоначальное представление о природе как едином целом, научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между природой и трудовой деятельностью людей.
В свою очередь, приобретаемые знания служат формированию мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе, чувства патриотизма и понимания прекрасного. Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления. Связующим звеном всех разделов является изучение труда людей и организация практической деятельности детей (общественно полезной, трудовой, игровой). Изучение тематики первого направления («Наш дом», «Наша школа», «Город, где мы учимся», «Родная страна») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире, о близком и далеком. Предмет «Окружающий мир» тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, технология и др. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность. Информация об УМК: 1. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для С(К)ОУ I и II видов. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.: ил., утвержден приказом по школе-интернату № от года.
Основными технологиями являются: · использование электронно-образовательных ресурсов; · личностно-ориентированная технология; · здоровьесберегающая технология; · проблемного обучения; · развивающее обучение; · игровая технология; · модульное обучение. Формы организации познавательной деятельности: · индивидуальная. Рабочая программа отражает особенности развития обучающегося.
Характеристика учащегося. У ребенка IV степень тугоухости, он кохлеарно имплантирован. У ученика помимо нарушения слуховой функции имеются различные нарушения в развитии, в том числе ДЦП.
По развитию навыка чтения с губ: понимание резко ограниченно. Показатели внимания – ниже возрастной нормы. Внимание неустойчиво, переключаемость на очень низком уровне. Объём кратковременной и долговременной памяти не соответствует возрасту. Уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления не соответствует возрасту. На невербальном уровне не может даже с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Мотивация к обучению отсутствует, самоконтроль отсутствует. Трудности в обучении. В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата у ребенка отмечается ряд трудностей, а именно: 1. Невозможность использовать письменную речь. 2. Предъявляемая информация в виде табличек и картинок усваивается с трудом. 3. Трудности при дактилировании и проговаривании предъявляемого речевого материала. Уровень сформированности познавательных интересов низкий. Основной способ предъявления речевого материала – устно-дактильный с использованием письменных речевых табличек, а также жестовая речь. Дактилологию самостоятельно не использует, путает дактилемы. Мальчик не соотносит дактилему со звуком. Отсутствуют все виды речи, кроме бытовой жестовой на примитивном уровне. Способность и мотивация к обучению очень низкая. Скорость формирования новых навыков крайне низкая. Каждый предмет вызывает у Аркадия очень большие трудности.
Содержание рабочей программы. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗДЕЛ I (32 часа) Наш дом (8 часов) 1. Мое имя и моя фамилия. Требования к уровню усвоения материала. Называть свое имя и фамилию, подкладывая табличку; Использовать в речи основные формы приветствия. 2. Мои родные (состав семьи). Имена, родителей. Требования к уровню усвоения материала. Называть имена родителей, подкладывая таблички; Расширять конкретные представления о себе и своей семье, об окружающих их людях, их занятиях, о социальной среде обитания человека. 3. Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры). Выполнение посильных поручений в семье. Требования к уровню усвоения материала. Называть домашние помещения; знать их назначение. Выполнять посильные поручения дома. 4. Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Режим дня первоклассника. Требования к уровню усвоения материала. Соблюдать элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять; Соблюдать режим школьника. Наша школа (8 часов)
1. Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.) Требования к уровню усвоения материала. Знать и выполнять правила поведения в школе и классе. Знать расположение классов и других помещений. С опорой на таблички называть школьные помещения и мебель класса. 2. Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель. Уважение к труду работников школы. Требования к уровню усвоения материала. Называть с опорой на таблички профессии работников школы. Уважать труд работников школы. Родная страна (5 часов). 1. Профессии людей, занятых на производстве, транспорте, строительстве. Требования к уровню усвоения материала. Называть с опорой на таблички профессии людей. Расширять представления о технике, облегчающей труд людей. 2. Природа города (села). Растения в парке. Бережное отношение к окружающим растениям. Требования к уровню усвоения материала. Познакомить с разнообразием растительного мира. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям. 3. Знаменательные даты. 8 марта, 23 февраля, Праздник День Победы. Требования к уровню усвоения материала. Знакомить с различными праздничными датами. Участвовать в подготовке различных утренников. Основы безопасности жизнедеятельности (7 часов) Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре (распределение ролей в игре, проявление инициативы). Требования к уровню усвоения материала. Соблюдать элементарные правила поведения в школе, во время занятий, перемен. Знать и соблюдать правила игры. Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу. Требования к уровню усвоения материала. Соблюдать элементарные правила поведения в столовой. Называть предметы мебели и столовые приборы. Соблюдать правила пользования столовыми приборами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|