Паротурбинные энергетические установки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГАЗОТУРБИННЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ Судовые газотурбинные энергетические установки (ГТУ) могут быть подразделены на установки открытого и закрытого циклов [7, 18, 22]. В первом случае рабочее тело, которым является воздух и впоследствии смесь его с продуктами сгорания топлива, пройдя через внутренние полости элементов установки, выбрасывается в атмосферу. Простейшая ГТУ открытого цикла с горением топлива при постоянном давлении показана на рис. II. 1. Компрессор 5, приводимый в действие турбиной 11, через приемную трубу 4 засасывает из атмосферы воздух, сжимает его до определенного давления, например до 5-Ю2 кПа, и непрерывно нагнетает в камеру сгорания 9. В нее через форсунку 8 с помощью насоса 3 подается топливо. Образующиеся в процессе сгорания топлива газы высокой температуры, обычно превышающей 1000°С, направляются в /турбину 11, где кинетическая энергия их преобразуется на лопатках в механическую работу. По условиям прочности отдельных деталей нельзя допустить, чтобы в газовую турбину поступали газы такой высокой температуры. Поэтому в камеру сгорания подается воздуха в несколько раз больше теоретически необходимого для сжигания топлива. Потребность большого избытка воздуха в ГТУ приводит к значительной относительной мощности, затрачиваемой на его сжатие в компрессоре, который потребляет до 70% мощности турбины. Сжатый воздух, поступающий из компрессора в камеру сгорания, разделяется на два потока. Один поток, составляющий 30—40%, вводится в активную зону горения, другой, составляющий 70—60%, охлаждает пламенную трубу, смешивается с продуктами сгорания вне активной зоны горения и понижает температуру газа до значения, требуемого на входе в турбину. Выпускные газы по трубопроводу 10 уходят в атмосферу. Развиваемая турбиной мощность частично затрачивается на привод компрессора и через редуктор 2 используется для привода гребного винта 1. Пуск установки производится с помощью пускового устройства (электродвигателя, паровой турбины и др.) 7, соединенного посредством специальной муфты 5 с ротором компрессора. В период запуска топливо воспламеняется от электросвечи.
В ГТУ закрытого цикла (рис. II.2) в рабочем процессе участвует одно рабочее тело, совершающее кругооборот в изолированном от атмосферы замкнутом тракте. Рабочее тело (воздух или какой-либо инертный газ) сжимается в компрессоре 4 и направляется через нагреватель, который повышает его температуру при постоянном Топливо Рис. 11.1. Принципиальная схема простейшей ГТУ открытого цикла 46 Рис. 11.2. Тепловая схема ГТУ закрытого цикла давлении до 650—750°С, в турбину 3. Здесь рабочее тело, совершая работу, расширяется до давления, близкого к давлению перед компрессором. Далее оно охлаждается в охладителе забортной воды до начальной температуры' цикла. Мощность турбины расходуется на привод компрессора и через редуктор 2 используется для привода гребного винта 1. В качестве нагревателя в обычных ГТУ применяют воздушный котел, работающий на органическом топливе, в ядерных ГТУ — ядерный реактор. Можно использовать в ГТУ закрытого цикла высокое давление рабочего тела, что позволяет получить большую мощность установки при малых массе и габаритах. Кроме того, изолированность рабочего тела от окружающей среды предотвращает его загрязнение. Однако ГТУ закрытого цикла имеют сложную конструкцию. По способу подготовки рабочего тела рассмотренные ГТУ относятся к турбокомпрессорным. В таких установках сжатие рабочего тела перед сообщением ему теплоты' осуществляется в осевом или центробежном компрессоре, приводимом в действие газовой турбиной. Повышение долговечности ГТУ в начальный период их освоения шло по пути создания комбинированных установок, состоящих из газовой турбины и свободнопоршневого генератора
газа. Эти установки работают по открытому циклу. Процесс сжигания топлива осуществляется в цилиндрах СПГГ, где газ частично расширяется и происходит снижение температуры его. Работа расширения газа используется для сжатия воздуха поршневым компрессором. Генерируемый СПГГ газ является рабочим телом для турбины., Для газотурбинных установок с СПГГ характерна сравнительно высокая экономичность (КПД 34—36%) при относительно малых удельной массе (12—18 кг/кВт) и габаритах; они удобны' для размещения, уравновешены, обладают высокой маневренностью и могут работать на тяжелых сортах топлива. Однако ГТУ с СПГГ имеют и недостатки: КПД их на 10—15% ниже КПД дизельных установок; весьма чувствительны к присутствию воды и воздуха в топливе; сложны в обслуживании; пропуск одной вспышки в СПГГ приводит к немедленной их остановке. В судовых установках число СПГГ не превышает шести — восьми, так как большее количество затрудняет их размещение на судне и усложняет эксплуатацию. Поэтому ГТУ с СПГГ имеют ограниченную мощность (до 4400—5900 кВт). Судовые установки с СПГГ ГТ не получили широкого распространения. В составе морского флота эксплуатируются лесовозы типа «Павлин Виноградов», оборудованные СПГГ ГТ мощностью 2900 кВт. С 1971 г. находится в эксплуатации опытный рыболовный траулер с СПГГ ГТ мощностью 440 кВт. На, речном флоте судов с такими установками нет. Следует считать, что установки с СПГГ ГТ не имеют перспективы для дальнейшего их широкого использования на судах. Простейшие ГТУ по сравнению с другими типами СЭУ имеют ряд преимуществ, основными из которых являются: большая агрегатная мощность при минимальных удельной массе и габаритах, меньшие занимаемая площадь и объем машинного помещения; высокая надежность, обусловленная ротативным принципом действия и простотой кинематической схемы; простота обслуживания, возможность быстрого пуска и высокая приемистость;
наличие потенциальных возможностей дальнейшего уменьшения расхода топлива по мере их совершенствования; хорошая приспособленность к автоматизации и дистанционному управлению вследствие простоты пуска и регулирования. Перспективным является использование ГТУ на судах на подводных крыльях и воздушной подушке, где превалирующим требованием является обеспечение минимальных массы и габаритов установки при большой ее мощности. На малых судах в качестве главных обычно устанавливают серийные конвертированные авиационные газотурбинные двигатели открытого цикла. Моторесурс таких установок составляет 1_3 тыс. ч> однако удельная масса их невелика (0,4—2,0 кг/кВт). Энергетическая установка пассажирского СПК «Буревестник» (рис. II. 3) состоит из двух главных газотурбинных двигателей, вспомогательных механизмов и устройств, расположенных в машинном помещении в кормовой части. В качестве главных двигателей установлены два авиационных конвертированных ГТД марки АИ-20А работающие на дизельном топливе, эксплуатационной мощностью по 1980 кВт при 12 300 мин"1. Газотурбинные уста; новки выполнены по простейшей схеме и работают при постоянной частоте вращения вала. Удельная масса их 2 кг/кВт, срок службы 1 тыс. ч и КПД 0,19. Каждая ГТУ через встроенный понижающий планетарный редуктор с передаточным числом 10,7 работает на свой реверсивный водометный движитель. Эксплуатационная скорость судна 95 км/ч. Для водоизмещающих судов решающее значение имеют экономичность и моторесурс установки, а масса и габариты —второстепенное. Поэтому на водоизмещающих судах морского флота в качестве главной установки, кроме конвертированных газотурбинных двигателей, используют ГТУ индустриального типа.
Рис. 11.З. Расположение оборудования в машинном помещении СПК «Буревестник» с газотурбинной установкой: 1 — огнетушитель; 2 — вентилятор; 3 —баллоны; 4 — расходный масляный бак упорного подшипника; 5 — холодильник воздуха системы кондиционирования; 6 — глушитель шума системы кондиционирования; 7 — водовоздушный радиатор; 8 — щит приборов; 9 — пневмоцистерна; 10, 13, 21 — водяные насосы; Л — насос питьевой воды; 12 — топливоподкачивающий насос; 14 — масляный холодильник главного двигателя; 15 — газовыпускной трубопровод главного двигателя; 16 — трансформатор; 17 — преобразователь; 18 — масляный холодильник турбогенератора; 19 — цистерна утечного топлива; 20 — турбогенератор; 22 — грелки; 23 — главные двигатели; 24 — соединительная муфта; 25 — упорный подшипник
Такие ГТУ имеют длительный срок службы, работают на тяжелых сортах топлива и обладают повышенной экономичностью. Судовые ГТУ, работающие на органическом топливе, относятся к установкам с открытым циклом; при использовании ядерного горючего для обеспечения радиационной безопасности применяют ГТУ закрытого цикла. Реверсирование в ГТУ может осуществляться: реверсивной турбиной, имеющей ступени заднего хода, самостоятельной турбиной заднего хода (ТЗХ), реверс-редукторной передачей, гидравлической реверсивной и электрической передачами, винтом регулируемого шага, водометным движителем с реверсивно-рулевым устройством. Рис. 11.4. Тепловая схема ГТУ с регенерацией, двухступенчатым сжатием и промежуточным охлаждением воздуха: 1 — гребной винт; 2 — редуктор; 3 — компрессор низкого давления; 4 — турбина низкого давления; 5 — камера горения; 6 — регенератор; 7 — компрессор высокого давления; 8 — турбина высокого давления Одной из причин низкой экономичности простейшей ГТУ открытого цикла является /большая потеря теплоты с выпускными газами. Эту потерю теплоты можно уменьшить, если предусмотреть регенерацию, т. е. если теплоту выходящих из турбины газов использовать для подогрева сжатого воздуха. В данном случае в камеру сгорания будет поступать воздух с более высокой температурой, что потребует, меньшего количества топлива для получения газов заданной температуры и, следовательно, приведет к повышению экономичности установки. В более сложном регенеративном цикле (рис. П.4), кроме подогрева сжатого воздуха, предусматривается двухступенчатое его сжатие с промежуточным охлаждением. У газотурбинных установок такого типа КПД повышается до 25—30%, однако увеличивается их масса, усложняются схема и обслуживание. Основным средством увеличения КПД ГТУ, работающих без регенерации и промежуточного охлаждения воздуха, является использование утилизационных паротурбинных контуров. При этом энергетическая установка практически превращается в комбинированную газопаровую, Что позволяет получить такие же расходы топлива, как и у установок, выполненных по более сложным' регенеративным схемам.
Газовые турбины применяют в качестве ускорительных двигателей в комбинированных установках. В последнее время ГТУ широко используют для привода вспомогательных механизмов: аварийных электрогенераторов, переносных и стационарных осушительно-пожарных насосов, грузовых насосов на танкерах и т. д. Так как указанные механизмы работают кратковременно, то экономичность ГТУ в данном случае не имеет решающего значения. Основную роль при этом играют малые масса и габариты, быстрота пуска. Для привода вспомогательных механизмов используют ГТУ, выполненные по простейшей схеме, с радиальными газовыми турбинами и центробежными компрессорами. Мощность таких ГТУ составляет 22—736 кВт, удельная масса 0,2—0,7 кг/кВт. Время пуска и приема нагрузки находится в пределах 15—120 с. Срок службы ГТУ для привода резервных и аварийных агрегатов 500—1000 ч, а для привода стояночных генераторов и грузовых насосов — до 5000 ч. Коэффициент полезного действия вспомогательных ГТУ довольно низкий (0,13—0,18). Общими недостатками газотурбинных установок являются: относительно низкая экономичность из-за ограниченной начальной температуры газа; зависимость надежности и экономичности ГТУ открытого цикла от коррозионного воздействия внешней среды; жесткие требования к качеству топлива, используемого в ГТУ открытого цикла, и большие затраты на него; трудность осуществления реверса мощных установок; большие размеры воздухо- и газоходов, обусловленные значительным избытком воздуха, подаваемого в камеру сгорания, что усложняет компоновку ГТУ на судне. ПАРОТУРБИННЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ПТУ рабочее тело непрерывно циркулирует по замкнутому контуру, претерпевая циклическое изменение своего состояния (вода—пар—вода и т. д.) [17]. В простейшей ПТУ без регенерации теплоты (рис. II.5) за счет тепловой энергии топ-пива вода в паровом котле 4 превращается в водяной пар заданных давления и температуры, который поступает в турбину 3. Тепловая энергия пара сначала преобразуется в сопловых аппаратах турбины в кинетическую энергию пара с высокими скоростями, а затем превращается на лопатках ротора в механическую работу, вращая через редуктор 2 гребной винт /. Отработавший пар направляется из турбины в конденсатор 6, где охлаждается забортной) водой, проходящей по змеевику 7, и конденсируется. Питательный насос 5 забирает конденсат и под необходимым давлением подает его в паровой котел. В состав ПТУ также входят вспомогательные механизмы, обслуживающие паровой котел и турбину, теплообменные аппараты, паротурбоэлектрогенера-торы и др. Паротурбинные установки преимущественно используют на морском флоте. Они- позволяют получить общую мощность на гребных валах судов 220 тыс. кВт и более. Вместе с тем в эксплуатации находятся судовые ПТУ относительно небольшой мощности (730 кВт). Одновальными паротурбинными установками оборудованы серийные танкеры типа «Пекин», «София» мощностью до 13 970 кВт и сухогрузы типа «Ленинский комсомол» мощностью 9560 кВт. Параметры рабочего пара при этом составляют 44 ■ 102 кПа и 470°С. Повышение экономичности ПТУ достигается: Применением дешевых сортов топлива;
Рис. 11.5. Принципиальная схема простейшей ПТУ улучшением начальных параметров пара и соответствующим изменением схем и конструкции элементов ПТУ; совершенствованием тепловых схем, увеличением эффективности регенеративного подогрева питательной воды; сокращением потерь теплоты, отводимой забортной водой, утечек пара и воды; повышением КПД отдельных элементов ПТУ. В отличие от ДВС, КПД которых мало зависит от мощности, у паровых турбин с ростом мощности он существенно возрастает. При больших мощностях затраты на топливо и смазку, а также на другие эксплуатационные расходы ПТУ оказываются меньше, чем у ДЭУ. Достигнутые успехи в области улучшения тепловой экономичности и надежности ПТУ привели к преимущественному использованию их на судах с мощностью на гребном винте более 20 тыс. кВт. Этому также способствует возможность применения в сочетании с ПТУ более экономичных малооборотных гребных винтов. Технико-экономические показатели паротурбинных установок сравнительно малой мощности из-за низких параметров пара и больших тепловых потерь значительно хуже. Поэтому установка паровых турбин на речных и смешанного «река—море» плавания судах в качестве главных не предполагается. Паровые турбины могут получить распространение на этих судах как вспомогательные турбоэлектрогенераторы, где турбина питается паром, вырабатываемым в утилизационном котле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|