Структура и функциональные обязанности финансовой службы предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Структура финансовой службы отражает состав многочисленных функциональных подразделений предприятия и определяет координацию их совместной деятельности на пути достижения поставленных перед предприятием целей. Именно эта координация выступает основой организационной структуры, которая обычно определяется как совокупность устойчивых связей в организации. Данное предприятие имеет большой объем производства и большое количество работников, поэтому структура финансовой службы выглядит следующим образом (Рисунок 2) [19].
Рисунок 2 - Структура финансовой службы
Наличие системы управления финансами, ориентированной на комплексное решение задач учета, контроля и планирования доходов и затрат, позволяет предприятию эффективно использовать собственные средства и привлеченные инвестиции, повысить в целом управляемость бизнеса, его рентабельность и конкурентоспособность (Таблица 1). Использование подсистемы управления финансами совместно с механизмами поддержки территориально распределенных информационных баз позволяет наладить эффективное управление финансами, повышая прозрачность их деятельности и инвестиционную привлекательность [4].
Таблица 1 - Оценка управления финансами в ООО "Сигма-ИС"
На данном предприятии обязанности финансовой службы исполняют три человека, это финансовый директор - главный бухгалтер, финансовый менеджер и бухгалтер - кассир. Их обязанности основываются на должностных инструкциях, в которых имеются функциональные обязанности, составленных руководителем для каждого сотрудника службы. В функциональные обязанности финансового директора - главного бухгалтера входят: · организация управления движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли;
· определение источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств); В целях определения внешнего источника финансирования организует деятельность работников финансового подразделения по следующим направлениям: поиск источников, оценка стоимости источников, оценка финансового риска, соотношение собственных и привлекаемых источников финансирования [20]. · ведение переговоров с коммерческими банками, иными кредитными учреждениями и другими внешними организациями; · координирование работ по проведению анализа финансово-экономического состояния предприятия (анализа бухгалтерской отчетности, горизонтального и вертикального анализа, расчета финансовых коэффициентов); · обеспечение разработки учетной политики предприятия (определение: методов списания сырья и материалов в производство; вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов; возможности применения ускоренной амортизации; форм планирования новых производств и участков; методов учета готовой продукции; пр.); · осуществление руководство работами по формированию кредитной политики предприятия, включающими: проведение анализа структуры баланса; определение уровня соотношения собственных и заемных средств; принятие решения о привлечении заемных средств; определение выгоды от привлечения заемных средств; изучение кредитных организаций; анализ договорной документации; составление плана возврата заемных средств; расчет процентных ставок за период кредита; определение суммы процентов по проектам кредитных договоров; установление источников выплаты суммы кредита и процентов; разработка планов и схем погашения кредитов; пр.); · организация исследований и анализ затрат на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортных издержек, торгово-комиссионных и иных расходов, затрат на амортизационные отчисления, процентов за кредит, арендной платы, затрат на содержание аппарата управления, на текущий ремонт оборудования и других издержек с целью определения политики управления издержками;
· определение дивидендной политики предприятия (политику постоянных выплат, политику регулярного дивиденда, политику неоднократного увеличения, политику дополнительных дивидендов) и разрабатывает предложения по определению части прибыли, направляемой на выплату дивидендов; установлению и корректировке условий выплаты дивидендов, и пр.; · организация работ по разработке разделов бизнес-плана (раздела основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздела оценки финансового и производственного рисков и способов их страхования; раздела прогноза прибыли и убытков, прогноза движения (потока) наличных средств; пр.); · осуществление организации подготовительных работ по бюджетному планированию (подготовке предложений по формированию системы функциональных бюджетов (бюджета погашения кредитов, налогового бюджета); разработке предложений по составлению сводного бюджета, определению структуры бюджета, определению ответственности за исполнение бюджета, установлению процедуры согласования, утверждения и контроля исполнения бюджета); · организация и обеспечение контроля за исполнением финансовых планов (в т. ч. плана по прибыли) и бюджетов с целью выявления отклонений от плановых значений, разработки мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа, оперативной корректировки бюджета и плана; за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта; за правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств; · организация проведения финансового анализа по следующим показателям: поступление средств на счет предприятия за отгруженную продукцию (товары) и оказанные услуги (выполненные работы); расходование выручки от продаж по основным направлениям (закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия); выплата процентов по кредитам; выплата дивидендов; величина свободных средств предприятия (или величина их дефицита);
По результатам финансового анализа обеспечивает разработку предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины [23]. - обеспечение своевременного поступления доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление платежей в банковские учреждения; - обеспечение разработки налоговой политики предприятия (формирование налоговой базы по всем видам налогов и сборов; выбор формы налогового учета; определение состава затрат, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) для целей налогообложения; определение механизмов использования налоговых льгот и т.д.); - разработки налогового бюджета, позволяющего определять плановое значения прибыли; проведение расчетов прибыли и налогов на прибыль; - обеспечение перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды в установленном законодательством порядке; - осуществление руководство разработкой стандартов финансового учета и взаимосвязи с бухгалтерским учетом (форм отчетности, не утвержденных на нормативно-правовом уровне; сроков; системы информационных потоков и документооборота, пр.); - ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации; контролирует правильность составления и оформления отчетной документации; - координирование работы по составлению пояснительных записок (ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных) по формам финансового учета и отчетности с расчетными показателями, с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, предприятий-конкурентов, пр.); - организация работы по подготовке отчетов для руководителя предприятия (коллективного органа правления, общего собрания учредителей) по финансовым вопросам;
Бухгалтер несет ответственность по финансовым вопросам наравне с руководителем предприятия и имеет право второй подписи. Функциональные обязанности финансового менеджера: - управляет финансовыми средствами предприятия с целью получения прибыли; - разрабатывает проекты перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств; - разрабатывает нормативы оборотных средств и проводит мероприятия по ускорению их оборачиваемости; - разрабатывает мероприятия по управлению структурой капитала и определяет цену капитала; - анализирует финансово-экономическое состояние предприятия и результаты его деятельности; - проводит мероприятия, направленные на обеспечение платежеспособности предприятия, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых материально-технических ресурсов, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции (товаров), укрепление финансовой дисциплины; - обеспечивает выполнение финансового плана и бюджета, плана по прибыли и другим финансовым показателям; - разрабатывает методы регулирования финансовых результатов производственной деятельности предприятия (определение оптимальных вариантов формирования элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, пр.); - определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное финансирование; краткосрочное и долгосрочное кредитование; выпуск и приобретение ценных бумаг; лизинговое финансирование; привлечение заемных и использование собственных средств, пр.), анализирует возможности их использования и разрабатывает схемы их использования; - визирует предложения о размещении средств, получении кредитов, использовании иных источников финансирования и представляет их на рассмотрение руководителю предприятия; - устанавливает деловые связи с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, лизинговыми компаниями, другими организациями; - обеспечивает целевое использование собственных и заемных средств; - подготавливает банковские документы на все виды платежей по обязательствам предприятия; - проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений. Обеспечивает: - своевременное поступление доходов; - оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций; - оплату счетов поставщиков и подрядчиков; - погашение займов; - выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим. Обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, своевременное отражение происходящих изменений в платежеспособности предприятия, отслеживает состояние собственных средств [15]. Проводит расчеты прибыли от реализации выпускаемой продукции, использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия. Принимает решения о распределении прибыли по следующим направлениям: финансирование производства, исходя из производственных планов; выплата дивидендов; выплата заработной платы; погашение задолженности, в т. ч. в государственный бюджет. Проводит работу по: расчетам налогов на прибыль и иных налогов; планированию и управлению минимизацией налогов; перечислению налогов и сборов в государственные и местные бюджеты [22]. Анализирует исполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности предприятия. Осуществляет контроль за: - выполнением планов производства и реализации продукции (товаров); - прекращением производства продукции, не имеющей сбыта; - правильным расходованием денежных средств. Организует учет движения финансовых средств и подготавливает отчеты для руководителя предприятия (коллективного органа правления, общего собрания учредителей) по проблемам финансирования, администрирования и другим финансовым вопросам. Обеспечивает правильность составления отчетной документации и достоверность информации, содержащейся в ней. Выполняет функцию координатора и советника руководителя предприятия по финансовым вопросам [15]. Функциональные обязанности бухгалтера-кассира: Бухгалтер - кассир обязан: - осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; - получать по оформленным, в соответствии с установленным порядком документам денежные средства или оформлять их для получения безналичным путем в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов; - вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком; - составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые; - составлять кассовую отчетность; - осуществлять наличные расчеты в установленном порядке с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг предприятия [4].
2.3 Методика проведения аудита хозяйственно-финансовой деятельности в ООО "Сигма-ИС"
Аудиторская проверка - это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск [12]. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета [14]. Общий перечень объектов проверки при проведении аудита в ООО "Сигма-ИС" приведен в (Таблице 2).
Таблица 2 - Виды работ, подлежащих аудиту
Из таблицы 2 видно, что декомпозиция разделов и видов работ, подлежащих аудиту, охватывает практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя: . перечень основных нормативных документов; 2. описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, "Положение о бухгалтерском учете и отчетности", отражаемых в учетной политике; . первичные документы по разделу учета; . регистры синтетического и аналитического учета и отчетность; . классификатор возможных нарушений; . вопросник аудитора для составления программы проверки; . методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке; . описание контрольных процедур. Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты [14]. Глава 3. Оценка результата аудита бухгалтерской отчетности в ООО "Сигма-ИС"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|