Экономия электрической энергии на объектах транспортного
Схемы электроснабжения Источник электроэнергии и схема электроснабжения строительных площадок должны обеспечивать питание потребителей необходимой мощностью. Если нет точных данных, то её определяют приближённо в зависимости от годовых капиталовложений на строительные и монтажные работы. Для временного электроснабжения строительных площадок необходимо максимально использовать местные или районные высоковольтные линии, при необходимости используются временные и передвижные электростанции. Подключение к высоковольтным производится через трансформаторные подстанции. Оборудование подстанции состоит из одного или нескольких трансформаторов, распределительных устройств первичного и вторичного напряжений, устройств управления, защиты, контроля и сигнализации. Различают районные подстанции, которые снабжают электроэнергией крупные районы и подстанции местного назначения, которые питают отдельные предприятия или районы города, кварталы. Количество подстанций находится в прямой зависимости от размеров строительной площадки нагрузки, приходящейся на подстанцию. Источники питания для электроснабжения строительной площадки должны быть сооружены до начала основных работ. Наибольшее распространение получили магистральные и радиальные схемы подключения потребителей. Для питания потребителей строительной площадки необходимо применять воздушные линии. Выбор схемы электроснабжения должен быть обоснован технико - экономическими расчетами, учитывающими капитальные затраты при сооружении и эксплуатационные расходы. При выборе схемы учитывают взаимное расположение потребителей и расположение их относительно источника питания (электростанции или ТП), категорию ответственности потребителей и значение их нагрузки, возможность дальнейшего расширения сети. Схема электроснабжения должна обеспечивать надежность питания.
Наибольшее распространение получили радиальные и магистральные схемы присоединен: я высоковольтных и низковольтных потребителей. Радиальной называют такую схему, в которой каждый отдельный потребитель или группа сосредоточенных потребителей получает питание от электростанции, ТП или распределительного пункта (рисунок 12.1, а). Распределительные пункты (РП) осуществляют прием и распределение энергии при одном и том же напряжении. Радиальные схемы просты, удобны в эксплуатации, надежны, но при сооружении их необходимы большие капитальные затраты. Магистральной называют схему, в которой питающая линия последовательно подключена к каждому потребителю (рисунок 12.1, б). Магистральные схемы получили наибольшее распространение в условиях строительства. Более надежны магистральные схемы с двусторонним питанием (рисунок 12.1, в), у которых повреждение какой-либо линии между потребителями не вызывает длительного перерыва питания потребителей, так как поврежденный участок отключают. К магистрали с односторонним питанием присоединяют не более четырех трансформаторов. а) б)
в)
Рисунок 12.1 Схемы электроснабжения
Кроме радиальных и магистральных, применяют кольцевые схемы, которые представляют собой замкнутую сеть с одним или несколькими источниками питания. Присоединение к сетям энергосистемы осуществляют с разрешения энергоснабжающей организации по предварительным заявкам. Монтаж подключаемой линии к энергосистеме, трансформаторных подстанций и распределяющей сети выполняют по техническому проекту, для составления которого энергоснабжающая организация выдает технические условия. После составления технического проекта и его согласования необходимо в течение одного года подготовить объект к подключению и сдаче в эксплуатацию. Если в этот срок объект не готов, то технический проект согласовывают с энергоснабжающей организацией повторно.
При работе большинства потребителей производственных предприятий намагничивающим током создается переменное магнитное поле. Для его создания необходима дополнительная мощность, которая не производит полезной работы и называется реактивной. Такие приемники потребляют из сети энергию, большая часть которой производит полезную работу, а меньшая часть расходуется на намагничивание, то есть только часть полной или кажущейся мощности совершает полезную работу. Отношение активной мощности к кажущейся показывает, какая часть затраченной энергии совершает полезную работу, и поэтому называется коэффициентом мощности. Коэффициент мощности определяется по формуле:
, где P - активная мощность; S - полная мощность. Формула показывает, что при повышении cos φ уменьшается реактивная мощность, а при уменьшении cos φ для получения неизменной активной мощности потребуется увеличить мощность генераторов, трансформаторов, площадь сечения проводов и кабелей. При уменьшении cos φ увеличиваются колебания напряжения в сети, потери электроэнергии в проводах и кабелях, обмотках электрических машин, не полностью используются первичные двигатели генераторов электрических станций. Следовательно, cos φ является важным параметром, характеризующим работу электроустановки. Для характеристики работы предприятия определяют средневзвешенный коэффициент мощности cos φ за определенный период (час, смену, сутки, месяц, квартал, год). Коэффициент мощности установки без применения специальных средств к его повышению называют естественным. Для улучшения естественного коэффициента мощности необходимо: правильно выбрать электродвигатели по мощности и типу; заменить слабо загруженные асинхронные двигатели двигателями меньшей мощности; переключить обмотки статора незагруженного асинхронного двигателя с треугольника на звезду; установить ограничители холостого хода; заменить незагруженные трансформаторы; повысить качество ремонта электрооборудования.
Асинхронный двигатель работает с наилучшим к. п. д. и cos φ при загрузке от 75 до 100% номинальной мощности, при снижении нагрузки cos φ резко уменьшается. При одинаковых условиях (мощности, частоты вращения) двигатели с короткозамкнутым ротором имеют больший cos φ, чем двигатели с фазным ротором, поэтому последние применяют только в необходимых случаях. При загрузке асинхронного двигателя менее 50% его заменяют двигателем меньшей мощности, а при загрузке двигателей до 35% номинального значения переключение обмотки статора с треугольника на звезду не приводит к перегрузке двигателя и повышает его коэффициент мощности почти до номинального значения. Самый низкий коэффициент мощности получается при холостом ходе силовых и сварочных трансформаторов, асинхронных двигателей. Применение ограничителей холостого хода обеспечивает существенное повышение cos φ. Обслуживающему персоналу ТП необходимо постоянно следить за нагрузкой трансформаторов, не допускать перегрузки и своевременно отключать малозагруженные трансформаторы. Если загрузка трансформатора не превышает 30% номинальной, то необходимо его заменить трансформатором меньшей мощности. Увеличение воздушного зазора у электродвигателей на десятые доли миллиметра вызывает значительное снижение cos φ, поэтому необходимо производить тщательный ремонт (например, подогнать точно подшипники, а не обтачивать ротор). Мероприятия по искусственной компенсации сдвига фаз необходимо проводить в первую очередь на предприятиям и строительных площадках, где преобладают приемники с низким cos φ (сварочные трансформаторы, краны). Основными типами специальных компенсирующих устройств являются конденсаторы, синхронные компенсаторы, синхронные двигатели, работающие в режиме перевозбуждения. Компенсирующие устройства потребляют опережающий ток, в то время как намагничивающий ток является отстающим. Опережающий емкостный ток уменьшает намагничивающий индуктивный и поэтому cos φ увеличивается.
Применение любого вида компенсирующего устройства, разгружающего сеть и трансформаторы от намагничивающего тока, допускается только с разрешения электроснабжающей организации. Способ компенсации выбирают сопоставлением различных вариантов установки компенсирующих устройств. В условиях строительства наибольшее распространение получили статические компенсирующие устройства - конденсаторы; значительно реже применяют синхронные двигатели. Для повышения коэффициента мощности необходимо подобрать конденсаторы такой емкости, которые обеспечивали бы выработку реактивной опережающей энергии, уменьшающей реактивную отстающую энергию. Энергоснабжающая организация получает оплату за отпущенную электрическую энергию по единой тарифной системе. Для каждой энергосистемы утверждают свои тарифные ставки, Общими для всех энергосистем являются только тарифы оплаты электроэнергии, которая расходуется для освещения. Оплата электроэнергии производится по двухставочному или одноставочному тарифу. Двухставочные тарифы являются основой тарифной системы. Их применяют для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью трансформаторов или электродвигателей 50 кВА и выше. По двухставочному тарифу осуществляется основная оплата за суммарную присоединенную мощность трансформаторов и электродвигателей высокого напряжения независимо от количества потребленной энергии и дополнительная оплата за полученную активную энергию, учтенную счетчиком. Дополнительная плата взимается за электроэнергию, которая расходуется на производственные нужды, освещение производственных помещений и наружной территории предприятий; основная плата - за суммарную установленную мощность рабочих трансформаторов и высоковольтных двигателей, присоединенных без трансформаторов. Оплата за резервные трансформаторы и двигатели и за установки, используемые для повышения коэффициента мощности, не берется. Двухставочные тарифы направлены на лучшее и полное использование оборудования. Одноставочные тарифы применяют для потребителей с общей присоединенной мощностью до 50 кВА, для электрифицированного транспорта и городского электрического транспорта, для сельскохозяйственных потребителей, городов с максимальной нагрузкой до 1000 кВт. Для перечисленных потребителей плата взимается только за энергию, учтенную счетчиками активной энергии.
Стройки и строительные организации, присоединенные к таким сетям, также оплачивают электроэнергию по одноставочному тарифу. На предприятиях с установленной мощностью трансформаторов или электродвигателей 100 кВА и выше в зависимости от значения cos φ применяют шкалу скидок и надбавок на стоимость электроэнергии. При двухставочном тарифе скидки и надбавки исчисляют с основной и дополнительной платы за электроэнергию. Скидку с тарифа осуществляют, если средневзвешенный коэффициент мощности превышает 0,92, а надбавку к тарифу, если средневзвешенный коэффициент мощности ниже 0,90. Шкала скидок и надбавок не распространяется на расчеты за электроэнергию с оптовыми потребителями.
Экономия электрической энергии на объектах транспортного Строительства Экономия электрической энергииявляется важным экономическим фактором. Экономия электроэнергии достигается совершенствованием технологии производства, снижением потерь электроэнергии в электрических установках и норм расхода электроэнергии. В питающей сети теряется 10-15% электроэнергии, отпускаемой с шин электростанций. Уменьшение потерь энергии в сетях осуществляют размещением источников питания в центре нагрузок и сокращением протяженности питающей линии. Материал и сечение проводов должны быть выбраны с учетом их экономичности и наименьшей потери энергии. На строительных площадках большую часть энергии потребляют электродвигатели. Экономия энергии при эксплуатации электродвигателей достигается ограничением холостого хода, правильным механическим обслуживанием электродвигателей и рабочих машин. Своевременная и качественная смазка трущихся деталей уменьшает потери энергии. Необходимо правильно подбирать и полностью загружать электродвигатели насосов, компрессоров, правильно подбирать сечение трубопроводов, уменьшать местные сопротивления, следить за уплотнением соединений трубопроводов и арматуры. На ТП с двумя и более трансформаторами малозагруженные и незагруженные трансформаторы необходимо отключать. При сварочных работах для экономии энергии необходимо устранять холостой ход, работать на больших токах без перегрузки сварочных машин, хорошо подготавливать свариваемые поверхности. Экономию электроэнергии при электропрогреве достигают утеплением прогреваемой конструкций, точным соблюдением режима прогрева, своевременным отключением установки от сети. Автоматизированная установка, производящая своевременное отключение и включение, поддерживающая оптимальный режим работы, обеспечивает значительную экономию электроэнергии.
Электрические сети
Электрические сети соединяют источники питания с потребителями и служат для передачи и распределения электрической энергии. Электросети классифицируют: по роду тока (переменного и постоянного), по напряжению (низковольтные - до 1000 В и высоковольтные - выше 1000 В), по конструктивному выполнению (воздушные и кабельные), по сроку службы (постоянные и временные со сроком службы менее двух лет). Работы на строительных площадках, как правило, ведутся не более двух лет, поэтому вопросы экономии проводов и снижения первоначальных затрат приобретают первостепенное значение. Для удешевления строительства сетей необходимо применять повышенные напряжения, использовать алюминиевые и стальные провода, Опоры упрощенной конструкции. Электросети должны быть надежными в эксплуатации, экономичными при сооружении и в эксплуатации и безопасными для обслуживающего персонала и окружающих людей. Воздушные линии (ВЛ) разделяют на классы: класс I - линии с номинальным напряжением между проводами 35 кВ и выше, кроме линий 35 кВ, питающих нагрузки 3-й категории; класс II - линии с номинальным напряжением до 20 кВ включительно и линии 35 кВ, питающие потребителей 3-й категории; класс III - линии напряжением 1 кВ и ниже. ВЛ имеют наибольшее распространение, так как по сравнению с кабельными они имеют меньшую стоимость и большие удобства при эксплуатации. Недостатками ВЛ является возможность повреждения их ветром, гололедом, ударом молнии и опасность поражения током людей и животных при авариях. Трассу ВЛ необходимо выбирать кратчайшей. Опоры для ВЛ изготовляют в основном из дерева и железобетона. Различают промежуточные, анкерные, угловые, концевые и специальные опоры. Промежуточные опоры служат для поддержания проводов, анкерные, угловые и концевые опоры воспринимают усилия натяжения проводов. Специальные опоры применяют при переходе линии через препятствия. Кабельные линии могут быть проложены в земле, в кабельных каналах, в помещениях (открыто или в трубах), тоннелях. Трасса кабеля при прокладке в земле не должна проходить под зданиями, через грунт, который содержит вещества, разрушающие оболочку кабеля, имеет плохую теплоотдачу (сухой, песчаный и каменистый) и подвержен смещению. Кабель укладывают в траншее на глубине 700 мм на подушке из просеянной земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака, засыпают таким же слоем земли, защищают на всем протяжении железобетонными плитами или несиликатным кирпичом в один слой поперек трассы, а затем засыпают полностью траншею. Кабель должен быть проложен на расстоянии не менее 0,6 м от фундамента здания, 2 м от параллельно идущего теплопровода. Не разрешается прокладывать кабель над теплопроводами, водопроводами или канализационными трубами и под ними. Пересечение труб кабелем разрешается делать на расстоянии не менее 0,5 м. Применение кабелей для электроснабжения строительных площадок допустимо в случаях, когда невозможно соорудить временные воздушные линии по условиям производства или технике безопасности. Наибольшее распространение и применение имеют кабели с алюминиевыми жилами, алюминиевой или полихлорвиниловой оболочкой, бронированные или без брони трех - и четырех- жильные марок АБГ, ААГ, ВРГ, НРБ, МПВГ. Для присоединения подвижных электроприемников (экскаваторов, земснарядов), электрифицированного инструмента, переносных ламп применяют гибкие шланговые кабели и провода. Для присоединения передвижных прожекторных установок к сетям напряжением до 500 В применяют двухжильный кабель. На строительстве для питания ТП главным образом применяют напряжение 6-10 кВ, крупные стройки могут получать энергию от районных подстанций по ЛЭП35 или 110 кВ значительной протяженности. Напряжение выбирают на основании сравнения нескольких вариантов технико-экономических расчетов сети с различными напряжениями. При незначительной разнице экономических расчетов выбирают вариант с более высоким напряжением, так как при этом уменьшается расход цветных металлов, потери энергии, увеличивается радиус действия электросети. Потребители получают питание обычно по сети 380/220 В с заземленной нейтралью. Эта система универсальна, она позволяет питать по одной сети силовую нагрузку (двигатели средней и малой мощности) напряжением 380 В и осветительную нагрузку напряжением 220 В. Напряжение 6 кВ трехфазного тока с изолированной нейтралью используют для питания электродвигателей большой и средней мощности (экскаваторы, земснаряды, дробилки, насосы). Для карьерного транспорта можно применять постоянный ток напряжением 550 или 1500 В. Так как питающая линия обладает сопротивлением, то при протекании тока нагрузки в ней будет теряться напряжение. Для того чтобы потребители, присоединенные в конце линии, получали энергию при номинальном напряжении, у источника питания должно быть напряжение на 5% выше номинального (например, UH = 380 В, а у источника питания U = 400 В). Для длинных линий, как исключение, допускается уменьшение напряжения в конце линии по сравнению с номинальным на 5%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|