Программа коррекционного обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала. Ый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) После двухнедельного обследования логопед приступает к занятиям – фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным и подгрупповым. Одним из обязательных условий формирования правильной,четкой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в 1 периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или с маленькими подгруппами работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, вызыванием отсутствующих звуков и развитием фонематического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой четкости и внятности речи. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные и подгрупповые занятия – ежедневно. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
— развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов; — подготовку к овладению диалогической формой общения; — практическое усвоение некоторых способов словообразования – с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-); — усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия); — преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени («спи» – испит», «пей» - «пьет»); — овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, по моделям: а) им.п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: «мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», считает книгу (газету)», б) им.п. существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье?» – «Дочке, кукле.», «Чем мама режет хлеб?» – «Мама режет хлеб ножом.», – усвоение навыка составления короткого рассказа. Индивидуальные занятия по произношению планируются ежедневно. В это время осуществляются;..;• а) уточнение произношения простых звуков: а, у, з, з', м, м', н, н', п, п', т, т', ф, ф', в, в', б, б'; 6) постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков: к, к', г, г', х, х', л', ы, с, с', з, з, р;
в) различение на слух гласных и согласных звуков; г) выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний типа. Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком. Так как в первом периоде формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13 – 14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводятся 6 – 7 занятий. При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателя: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи – фрукты». Ом период обучения (декабрь, январь, февраль, март) Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю: по формированию звукопроизношения – 1 раз в неделю; индивидуальная работа – ежедневно. Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя: — уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; — практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («мясной», «молочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» я т.д.); — различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой? какая? какое?», формирование ориентировки на совладение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе; — упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» – «лежит» – «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа, на форму 2-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» – «иду» («идем») – «идешь»;
— употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение Предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; — совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); — закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение в наиболее доступных конструкциях сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; –– составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов. Примерное распределение количества занятий следующее: 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 12 занятий по развитию связной речи. Используется лексический материал по темам: «Одежда», ((Продукты питания», «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитников Отечества», «8 Марта», «Весна». На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются: — закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода; постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; — формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость; — восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. На индивидуальных занятиях уточняется произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Коррекции (постановке) подлежат следующие звуки: л', б, б', д, д', г, г', с, с', з, з', ш, ж, р, п. Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.
Ии период обучения (апрель, май, июнь) Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 4 раза в неделю, фонетические занятия – 1 раз в неделю. Содержание данных занятий включает в себя: — закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» – «подъехал» – «въехал» – «съехал» и т.п.); — закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-); — образование наиболее употребительных припирательных прилагательных («волчий», «лисий»); — образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк-, -оньк-; –– усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый — злой», русский — низкий» и т.п.); –– уточнение значений обобщающих слов; — формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; — расширение значения предлогов; — отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах; — составление разных типов предложений: а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить») с разделительным союзом «или»; в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины («потому что», с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия («я хочу, чтобы...»); — преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т.п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо», «мама варила суп» — «мама сварила суп»); — определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи; — выделение предлога как отдельного служебного слова; — развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательница, а карандаш взял себе»);
— закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнительные эпизоды, изменение начала, конца рассказа и т.п.); — составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых тем. Примерное распределение количества занятий следующее: 17 занятий — по формированию словаря и грамматического строя, 33 занятия — по развитию связной речи. При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем). Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю и предусматривают следующую работу: 1. Усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге. 2. Дифференциацию звуков по участию голоса (с-г), по твердости-мягкости (л-л'), (т-т'), по месту образования (с-ш). 3. Овладение навыком звукового анализа и синтеза обратного и прямого слога (ас-са), односложных слов типа «суп». 4. Формирование словообразовательных умений и навыков 5. Логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказ, используя опорные картинки. Составляется рассказ по цепочке. Можно составлять рассказ с элементами соревнования. Дети делятся на 2 подгруппы. Садятся на стулья слева и справа. Когда ведущий взмахивает флажком в левой руке, рассказывают дети, сидящие слева, а, затем справа на лево. Можно составлять перекрестный рассказ. Саша назвал 2 предложения, подошел к Сереже, Сережа – 2 предложения, подошел к Марине и т.д. 6. Итог. Дети (дома) дополняют рассказ 2-3 предложениями и в качестве помощи им даются дополнительные символы. Например: дети делают кормушки для птиц. Люди ходят с зонтами. ПРИЛОЖЕНИЕ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение, представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. Воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом можно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое: складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизио- ^ логических особенностей детей. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивно-^ сти и вялости. Правильно организованное психо-1 лого-педагогическое воздействие воспитателя в{ значительном большинстве случаев предупреж-; дает появление стойких нежелательных отклоне-» ний в поведении, формирует в группе коллектив- '1 ные, социально приемлемые отношения. ; Работа воспитателя по развитию речи во мно-й гих случаях предшествует логопедическим заня-» гиям, обеспечивая необходимую познавательную^ 1 мотивационную базу для формирования речевых ••г имений. В других случаях воспитатель сосредото-гивает свое внимание на закреплении результа-' •ов, достигнутых на логопедических занятиях. Работа воспитателя в группе для детей с ОНР В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним речевым развитием, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновение возможных запинок в речи, повторение первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду. Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение. Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие виды работ, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картин, пересказы, не проводятся. Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие ^ логического мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно: а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением; б) с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений; в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи. Первоначально ведущими являются такие виды деятельности, как рассказывание и чтение воспитателем, рассматривание картин и беседы по во-.| просам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, дидактические игры. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним | словом или полным ответом). При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника). На вечернюю логопедическую работу выделяется до 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов; упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни. В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера. В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельтости. Заполняется специальная схема обследования. Схема обследования воспитателем умений и навыков детей по всем видам учебной и не учебной деятельности I. Развитие элементарных математических представлений: а) Счет в пределах 5-10. б) Сравнивание предметов. в) Отбор предметов по заданному числу. г) Понятие о величине предметов (узкий – широкий, толстый – тонкий, высокий – низкий, длинный – короткий). д) Различение геометрических форм. е) Ориентировка в пространстве. II. Рисование. Умение: а) держать карандаш; б) провести горизонтальную линию; в) провести вертикальную линию; г) нарисовать круг; д) нарисовать овал. 2. Рисование с натуры. 3. Знание цветов. III. Лепка различных фигур (с образцом или без него): а) шарик; б) колбаска; в) баранка; IV. Аппликация. Умение: а) умение правильно держать ножницы; б) резать бумагу вдоль и поперек; в) вырезать круг, овал; г) расположить узоры из геометрических форм; V. Конструирование а) складывание целого из частей (картинки, кубики). б) конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков. VI. Моторные навыки: а) прыжки на 1 ноге, на 2 ногах, на 2 ногах с продвижением вперед, назад, перепрыгивание; б) удар мяча о землю. Умение его подбросить вверх и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель; в) лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую; г) равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске; стояние на одной ноге). VII. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Умение: а) застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки; б) мыть руки, пользоваться полотенцем; в) пользоваться столовыми приборами; г) правильно есть и пользоваться салфеткой; д) накрыть на стол, убрать постель, игрушки. VIII. Игры: а) участие в подвижных, дидактических, индивидуальных, коллективных, сюжетно-ролевых играх; б) целенаправленность игрового процесса. Полученные результаты обследования воспитатель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящих возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения. Развитие элементарных математических представлений. За время обучения дети должны овладеть счетом в пределах 5-10, научиться пересчитывать предметы, составлять группы в соответствии с предложенным образцом, добавлять к меньшей группе недостающие предметы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов. Различать количество и порядковый счет (который? какой?); сравнивать числа в пределах 5; выполнять простейшие счетные операции – сложение и вычитание на наглядном материале (в пределах 5). Детей нужно научить сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине, пользоваться приемами наложения и приложения. Специальное внимание уделяется геометрическим формам. Дети зрительным и осязательным путем различают круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, определяют геометрическую форму в обиходных предметах (тарелка, блюдце, яблоко, арбуз, мяч, и т. п.); закрепляют пространственные и временные представления (в плане пассивной речи); слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. Большую пользу приносит осознанное выполнение действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому, например, поставь справа от шкафа стул, и т. п. Конструирование. На протяжении занятий необходимо научить детей дифференцировать основные детали (кирпичик, брусок, длинный брусок, кубик и т. п.), правильно использовать их с учетом формы, величины, назначения; понимать в обращенной речи соответствующие слова; различать пространственные признаки (высокий – низкий, короткий – длинный, узкий – широкий); выполнять постройки (заборчик, ворота, автобус, кроватка); упражнять в конструировании из готовых форм, бумаги, природного материала (рыбка, петушок, елочные украшения); различать предметы и детали по форме, весу, величине и отдельным свойствам визуально, а затем и осязательно (без зрительной опоры).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|