Субъектами государственной стандартизации являются: конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в разных сферах.
Отраслевые стандарты (ОСТы) распространяются на объекты, не являющиеся предметом государственной стандартизации, например на технологическую оснастку и технологические процессы, детали и узлы, материалы и т.п. Под техническими условиями (ТУ) понимается перечень технических требований, предъявляемых к продукции соответствующего вида. Они составляются на продукцию, не имеющую стандартов, и должны содержать все не помещаемые на чертежах необходимые технические требования по изготовлению, приемке, испытанию и поставке продукции. Технические условия могут составляться как на изделие в целом, так и на его отдельные части. Они задаются с практически доступными, но достаточно жесткими правилами, необходимыми для обеспечения однородности продукции (изделий). Для серийного и массового производства однородность продукции является одним из основных показателей ее качества. В ряде передовых в промышленном отношении стран мира разработаны и действуют национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию систем качества на предприятиях. С целью разработки единого подхода к решению вопросов качества, гармонизации и стандартизации основополагающих принципов системы качества международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987 г. выпущен комплекс международных стандартов ИСО серии 9000. Международные стандарты предлагают различные модели системы качества. Они могут использоваться для развития действующих на предприятиях систем качества при решении задач общего руководства качеством и во внешних отношениях, с предприятиями и компаниями по вопросам обеспечения качества, т.е. в условиях контракта и вне его.
Стандартизация является важным элементом в системах управления качеством изделий. Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в надлежащем состоянии единый технический язык; унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции; типовые конструкции изделий; систему классификаторов технико-экономической информации; достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. Стандартизация базируется на ряде принципов: повторяемость определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью либо во времени, либо в пространстве; вариантность — создание рационального многообразия — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект; системность определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации; взаимозаменяемость применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.
Государственные стандарты РФ включают: обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды; обязательные требования к технике безопасности и производственной санитарии; обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; обязательные методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; параметрические ряды и типовое конструирование изделий; основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции; положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РФ); отраслевые стандарты (ОСТ); технические условия (ТУ); стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (СТП); стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО). В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на процессы; стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
Системы качества. Наиболее эффективным средством удовлетворения интересов потребителей стали постоянно развивающиеся на предприятиях системы качества. В зависимости от целей предприятия, его особенностей, вида выпускаемой продукции системы качества имеют свою специфику, но базируются на общих принципах: 1. Система качества должна быть разработана с учетом конкретной деятельности организации и соответствующих элементов. 2. Система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивать уверенность в том, что: система правильно понимается, применяется, получает необходимое обеспечение и обладает необходимой эффективностью; выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросам и ожиданиям потребителя; учитываются нужды общества и требования к охране окружающей среды; основное внимание уделяется предотвращению проблем, а не их выявлению после возникновения.
Система качества, как правило, взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы — от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований. Ее этапами являются маркетинг и изучение рынка; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка процессов; закупки; производство или предоставление услуг; проверки упаковка и хранение; реализация и распределение; монтаж и ввод в эксплуатацию; техническая помощь и обслуживание; послепродажная деятельность; утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы. Маркетинг и проектирование имеют важное значение для определения и уточнения запросов, ожиданий потребителя и других требований к продукции, а также для разработки предварительного проекта (включая информационное обеспечение) с целью производства продукции в соответствии с документированным техническими требованиями при оптимальных затратах. Система качества является неразрывной составной частью деятельности всего предприятия, органически вписываясь в нее. Система качества действует на всех этапах (стадиях) жизненного цикла изделий: проектирование, производство, эксплуатация. Для раскрытия принципов системы качества следует рассмотреть основные понятия, определенные международными стандартами. Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. | Система качества должна иметь организационно-функционалную структуру, с четким распределением обязанностей, целей к задач для каждого подразделения и должностного липа; документально оформленные и соблюдаемые процедуры выполнения всех видов работ, элементов системы качества; обеспечение всех видов деятельности необходимыми ресурсами. Система качества включает два основных вида деятельности: обеспечение качества; управление качеством.
Обеспечение качества — совокупность прогнозируемых и постоянно выполняемых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет установленным Требованиям по качеству. Постоянно действующие мероприятия по обеспечению качества направлены на достижение и поддержание требуемого уровня качества факторов производственного процесса, влияющих на качество; создание условий для бездефектного изготовления продукции. Процесс управления качеством состоит из прогнозирования, контроля, учета, анализа и оценки регулирования. Прогнозирование — установление требований к качеству, показателей качества. Контроль — выявление фактических технических характеристик, показателей качества продукции. Учет — рассмотрение результатов контроля качества. Анализ и оценка — сравнение фактических результатов, показателей качества с прогнозируемыми. Регулирование — выработка, реализации мер корректирующего воздействия. Анализ и оценка заключаются в выявлении, формировании проблемы, установлении ее важности, исследовании возможных причин ее появления. Регулирование включает в себя поиск, выбор решения по устранению причин выявленного отклонения, реализацию принятого решения с последующей оценкой его эффективности. Информацию о состоянии рынка следует использовать для улучшения качества новых и существующих видов продукции и совершенствования системы качества. Руководство несет ответственность за определение политики в области качества и за принятие решений, касающихся инициирования, разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы качества. Руководство определяет необходимый уровень компетенции, квалификации и подготовки персонала, а также показатели качества, влияющие на положение на рынке, и цели, связанные с обеспечением качества продукции, процессов или сопутствующих услуг. Система качества должна обеспечивать соответствующее и непрерывное управление всеми видами деятельности, влияющими Па качество, и быть ориентирована на проведение профилактических воздействий, помогающих избежать возникновения проблем.
Показатели качества продукции. Качество продукции характеризуется рядом показателей. Показатель качест ва — это количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Показатели могут быть единичными, комплексными, определяющими и интегральными.
Единичный показатель характеризует одно свойство изделия (например, размер, мощность); комплексный — совокупность нескольких объединяемых свойств (например, удобство); определяющий - это оценочный показатель, по которому принимается решение о качестве; интегральный показатель выражается через соответствующие экономические показатели (он равен отношению суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукта к суммарным затратам на его создание и эксплуатацию или потребление). Показатели качества продукции весьма разнообразны. Различают такие показатели: назначения — производительность, мощность и т.п.; надежности — безотказность (наработка на отказ), долговечность (ресурс, срок службы), ремонтопригодность (средняя продолжительность текущего ремонта, трудоемкость текущего обслуживания) и др.; эргономические, учитывающие гигиенические, физиологические, антропометрические и психологические свойства человека; эстетические — стилевое соответствие, а так же соответствие моде, цветовому колориту, тщательности отделки и т.п.; технологичности — трудоемкость и себестоимость изготовления изделия, удельная стоимость ремонтов и др.; стандартизации и унификации — коэффициенты применяемости, повторяемости, стандартизации и др.; патентноправовы е — патентная защита и чистота, территориальное распространение; экологические — содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, а также вероятность загрязнения окружающей среды вредными отходами при хранении, транспортировке и эксплуатации; безопасности время срабатывания защитных устройств, прочность частей и др. Применительно к каждому виду продукции выбирается соответствующая номенклатура показателей, которая наиболее полно и точно должна отражать ее качество. Для общей оценки качества продукции используют интегральный показатель. Методы определения показателей качества продукции делятся на измерительные, регистрационные, расчетные, органолептические, социологические и экспертные. Уровень качества продукции изменяется под влиянием научно-технического прогресса. В связи с этим необходимо систематически устанавливать и обеспечивать оптимальный уровень качества в целях максимальной экономии затрат общества, т.е. управлять качеством продукции.
Ответить на контрольные вопросы: 1. Что является главным условием эффективной экономической деятельности? 2. Что понимают под качеством и свойством продукции? 3. Какие мероприятия обеспечивают качество продукции на предприятии? 4. Каковы основные принципы организации системы качества на предприятии?
5. Приведите 1-3 примера единичных, комплексных, определяющих и интегральных показателей качество продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|