Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработкой методов обследования нарушений чтения занимаются многие авторы, такие, как А.Н.Корнев [15-18], Р.И. Лалаева [20-21], А.В. Ахутина [3], О.Б. Иншакова [12], Т.А. Фотекова [33], И.Н. Садовникова [29] и другие. Таким образом, проанализировав работы, раскрывающие структуру процесса чтения, исследования, посвященные вопросам нарушения процесса чтения у детей, для констатирующего эксперимента мы адаптировали методики указанные в работе А.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой. С помощью которых возможно не только выяснить нарушения процесса чтения у детей, но и установить своеобразие овладения навыком чтения у младших школьников с недоразвитием речи. Методика имеет следующие направления: определение качества чтения и характер ошибок; выявление уровня понимания прочитанного; оценка скорости прочитанного. Несомненно, что у школьников с ОНР нарушения чтения связаны с недостаточностью развития высших психических процессов. Поэтому в методику обследования процессов чтения мы включили методы диагностирования познавательных процессов: - мышления; - внимания; - памяти. Методику нашего обследования можно представить в виде следующей схемы.
При обследования сформированности познавательных процессов мы использовали стандартные методики, не требующие особой подготовки и большого количества времени для проведения проб. Для изучение произвольной памяти методика «Пиктограммы». Ученик получает лист бумаги, разделенный на 20 клеточек. Его задача состояла с том, чтобы с помощью условных изображений (пиктограмм) запомнить 20 слов (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель говорил с интервалами в 10 - 15 секунд. Через 20 - 30 минут ученик должен был, глядя на свои пиктограммы вспомнить как можно больше слов и записать их в клеточки под соответствующими пиктограммами.
Оценка. Таким образом, наилучший результат в этом опыте равнялся 20 баллам. Методика "Весёлые картинки" (изучение непроизвольной памяти). Ученику показывали одновременно 20 картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по 4 - 5 картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать те изображения, которые он запомнил. Оценка. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получает один балл. В этом опыте максимальный результат равнялся 20 баллам. Методика "Лабиринт" (выявление степени развития мышления). Ученик с закрытыми глазами обводил пальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации, вырезанной в картоне. Задача состояла в том, чтобы, представив себе эту фигуру, нарисовать ее затем на листе бумаги. Рисунок получался тем правильнее, чет лучше ребенок мог ее проанализировать. Оценка. Зависит от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации. Обследование внимания проводилось с помощью методики "Корректурная проба" (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Оценка для детей 8-10 лет 5 баллов - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее; Время работы - 5 минут. Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать букву Р. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут». Для оценки навыка чтения считаем целесообразным использовать методику, предложенную Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой [3]. Предлагаемая авторами методика исследования навыка чтения дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения как, скорость, правильность и понимание прочитанного.
В нашем исследовании рассматривались три качества чтения: правильность, скорость чтения и понимание прочитанного. О выразительности, как об одном из основных качеств чтения, можно говорить лишь тогда, когда дети начнут читать плавно, словосочетаниями и словами. 1. Определение правильности чтения и характер ошибок. Для чтения детям предлагается басня Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» (Приложение 1) Процедура проведения: ученикам предлагается прочитать текст от начала до конца, вместе с заголовком. Инструкция: «Пожалуйста, громко прочитай текст вместе с его названием. Читай внимательно, так как после чтения я задам тебе вопросы». При чтении текста «Муравей и голубка», исследующий должен оценить количество ошибок и их характер (замены, пропуски, перестановки, искажение, угадывающее чтение). При оценке правильности чтения вслух используется метод количественного и качественного анализа. Количественный анализ подразумевает подсчет общего числа ошибок, допущенных во время чтения вслух. Критерии оценки правильности чтения вслух: 5 баллов - не более трех ошибок в тексте с их самостоятельной коррекцией; 4 балла - 3 - 4 ошибки на уровне слова и слога; 3 балла - не более 6 ошибок на уровне слова и слога; 2 балла - 7 - 8 ошибок на уровне буквы, слога, слова; 1 балл - не более 10 ошибок на уровне слова, слога, буквы; 0 баллов - множественные ошибки на уровне слова, слога, буквы. Качественный анализ предполагает классификацию каждой из допущенных ошибок во время чтения. Все обнаруженные ошибки чтения распределяются по следующим группам и фиксируются в сводной таблице. Ошибки чтения: · неправильное прочтение окончания независимого слова; · замена слов по смыслу; · неправильная постановка ударения; · замена целых слов по оптическому сходству; · реверсии слов (прочтение целого слова справа налево); · нарушение правил орфоэпического чтения; · смещения и замены; · непродуктивные повторы; · количество потерь строки при чтении; · количество повторов строки при чтении;
· смена направления чтения (справа налево) 2. Определение скорости чтения. Скорость чтения фиксируется с помощью секундомера. Отсчет времени ведется от начала текста, не включая его название. Определение скорости чтения у каждого школьника осуществляется путем подсчета количества знаков (букв) воспроизведенных за одну минуту при прочтении текста. Оценка скорости происходит в процессе обследования чтения, результат заносится в сводную таблицу. Оценка: баллов - больше 45 слов; 4 балла - 35 - 45 слов; 3 балла - 25 - 34 слова; 2 балла - меньше 25 слов; 1 балл - меньше 20 слов. 3. Определение осознанности прочитанного. Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий: а). Пересказать прочитанное. б). Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных (Приложение 2). в). Ответить на вопросы. (Приложение 3)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|