Логические и нелогические действия
Основу теории социального поведения у Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические. Само обращение к понятию “действие” как к единице социологического анализа весьма характерно для социологии рубежа ХIХ–ХХ вв. Мы встречаем его и в психологической социологии, и у Макса Вебера. Оно выражало растущее перемещение интереса социологов от социального макромира к социальному микромиру, аналогично тому, как это происходило в физике того времени. Парето не игнорирует проблематику макросоциальных систем, глобальных обществ, больших социальных групп, но отправным пунктом его социологических теорий служит анализ различных типов человеческих действий. Основанием различения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте. “Существуют действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были одинаково логическими средствам мореплавания” [там же, § 150]. Но субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного различия; главное значение имеют объективные критерии. Как же их обнаружить? Парето отвечает: “...Мы будем называть “логическими действиями” операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т. е. действия, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться “нелогическими”, что не означает “противоречащие логике”” [там же].
Область логических действий – это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические действия и экономика [там же, § 154]. Вообще логические действия довольно редки; в социальной жизни доминируют нелогические действия. Логические действия основаны на рассуждении, нелогические – на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение. Его роль в нелогических действиях состоит в “логизации”, т. е. в рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве. “Чувства” играют чрезвычайно важную роль в социологической системе Парето6.С его точки зрения, они составляют глубинную основу человеческих действий. Наряду с такими понятиями, как “инстинкты”, “интересы”7, “аппетиты”, “вкусы”, они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональным сторонам человеческой природы. Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе неуловимы: это своего рода “вещи в себе”. Логико-экспериментальная социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория “осадков” и “производных”. 5. “Осадки” и “производные”
Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый Парето обозначает несколько странным для социальной науки термином “ осадок ” (итал. “residuo”, франц. “rйsidu”), второй – термином “ производное ” ( “ деривация ” ). Рассмотрению “осадков” и “производных” он посвящает бульшую часть своего “Трактата”, что свидетельствует о важном значении, которое он придает этим явлениям. Хотя Парето требует четкого определения используемых терминов, у него нет четкого определения термина “осадок”, так же, впрочем, как и многих других. Этот термин вызывает химические или геологические ассоциации8, но Парето призывает отвлечься от этимологических и обыденных его значений [там же, § 119]. Будучи нелогичными, осадки представляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. При этом он подчеркивает, что не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются именно элементами (наиболее устойчивыми, неизменными и универсальными) “теорий”. “Осадки представляют собой проявление этих чувств и инстинктов, так же как подъем ртути в трубке термометра есть проявление повышения температуры. Только, так сказать, эллиптически, для краткости, мы говорим, например, что осадки, помимо аппетитов, интересов и т. п., играют основную роль в создании социального равновесия. Так же мы говорим, что вода кипит при 100°”, – пишет Парето [там же, § 875]. Парето делит “осадки” на шесть классов, которые в свою очередь делятся на ряд подклассов. Ниже приводится эта классификация с перечислением подклассов только первых двух классов, которым Парето придавал особое значение [там же, § 888]. Класс Инстинкт комбинаций9 Ia. Комбинации вообще Iб. Комбинации подобных или противоположных вещей Iб1. Подобие и противоположность вообще Iб2. Редкие вещи; исключительные события Iб3. Страшные вещи и события Iб4. Состояние счастья, связанное с хорошими вещами; Iб5. Уподобляемые вещи, производящие следствия подобной природы; редко – противоположной природы Iв. Таинственная сила некоторых вещей и актов
Iв1. Таинственная сила вообще Iв2. Имена, таинственно связанные с вещами Iг. Потребность в соединении осадков Iд. Потребность в логическом развертывании Ie. Вера в действенность комбинаций II класс Настойчивость в сохранении агрегатов IIa. Настойчивость в сохранении отношений человека с другими IIa1. Семейные и коллективные отношения IIa2. Отношения с местами IIa3. Отношения социальных классов IIб. Настойчивость в сохранении отношений между живыми и мертвыми IIв. Настойчивость в сохранении отношений между умершим IIг. Настойчивость в сохранении абстракции IIд. Настойчивость в сохранении единообразия IIe. Чувства, превращенные в объективные реальности IIж. Персонификации IIз. Потребность в новых абстракциях III класс Потребность в проявлении своих чувств IV класс Осадки, связанные с социальностью V класс Единство индивида и того, что ему принадлежит VI класс Сексуальный осадок Чрезвычайно громоздкий и расплывчатый характер приведенной классификации достаточно очевиден. Неудивительно, что кроме ее создателя ею, так же, впрочем, как и понятиями “осадки” и “производные”, в истории социальной науки практически никто не пользовался. Сам Парето признавал предварительный характер своей классификации “осадков” (см.: [6, 170]). Тем не менее он детально анализирует каждый из выделенных классов. Главное значение он придает первым двум классам. Первый из них, “инстинкт комбинаций”, воплощает тенденцию к социальному изменению; второй, “настойчивость в сохранении агрегатов”, выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм. “Осадки” одного общества, как правило, существенно отличаются от “осадков” другого. Они незначительно изменяются в пределах отдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев внутри каждого общества весьма изменчиво. “Осадки” – это постоянный, устойчивый элемент в “теориях”, “логизирующих” нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою “чувств”, будучи их непосредственным проявлением.
Парето утверждает, что выделенные им шесть классов “осадков” оставались постоянными на протяжении двух тысяч лет истории Запада. В то же время подклассы внутри каждого класса гораздо менее постоянны; усиление некоторых из них может компенсироваться ослаблением других. Американский социолог Т. Парсонс, внесший большой вклад в актуализацию идей Парето, различает у него две категории “осадков”: те, которые вызываются инстинктами, т. е. биологическими импульсами, и те, которые являются нормативными “осадками”, или, иначе говоря, ценностными установками. У Парето же обе эти категории “осадков” не различаются. Когда он утверждает, что “осадок” проявляет инстинкт (чувство и т. п.), то слово “проявляет” означает “указывает на присутствие”. Когда же он “проявляет” ценностную установку, то это означает: “выражает ее в вербальном или ритуальном поведении” [7]. “ Производные ”, или “ деривации ”, согласно Парето, составляют изменчивый и поверхностный слой “теорий”. Это понятие близко понятию мифа у Сореля. “Производные” базируются на “осадках” и через них – на “чувствах”, в которых они черпают свою силу. Парето подчеркивает, что “производные” не соответствуют строго “осадкам”, от которых они происходят. Отсюда главные трудности в создании социальной науки, так как нам известны только “производные”, которые зачастую скрывают породившую их основу. “Производные” удовлетворяют потребность человека в логике или псевдологике (осадок Iд). Будучи поверхностным и изменчивым слоем, “производные”, тем не менее, играют очень важную роль в социальной системе. Они могут делать “осадки” более или менее интенсивными, усиливать или ослаблять их. Они способны эффективно воздействовать на социальное равновесие лишь при условии своего воздействия на “чувства” или превращения в них. Но, хотя “производные” и зависимы от “чувств” и “осадков”, они обладают относительно автономным существованием и способны порождать друг друга, образовывать между собой различные комбинации и оказывать воздействие на определяющую их “чувственно-осадочную” основу. Внимание Парето сосредоточено на субъективной стороне той силы убеждения, которой обладают “производные”. Их социологическое исследование направлено на то, чтобы выявить, какие логические или псевдо-логические средства используют одни люди для того, чтобы увлечь за собой других. Исходя из этого, Парето делит “производные” на четыре класса.
Первый класс – это “ простые уверения ”, формула которых: “это так, потому что так” или “надо, потому что надо”. Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания. Второй класс “производных” содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая), который делает их эффективными независимо от их логической ценности. В третьем классе “производных” “доказательство” основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Право, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидарность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъестественных существ. Четвертый класс “производных” черпает силу убеждения в “ вербальных доказательствах ”, т. е. таких, которые основаны на “использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью” [2, § 1543]. Можно сделать вывод, что в целом “производные” в трактовке Парето выполняют две противоположные функции по отношению к определенным “осадкам” и соответствующим им “чувствам”: во-первых,они обнаруживают и выражают эти “осадки” и “чувства”, во-вторых, они их скрывают, камуфлируют. В зависимости от ситуации на первый план может выступать либо одна, либо другая функция. Отношение Парето как социолога к “производным” двойственно. С одной стороны, он постоянно критикует, разоблачает их, иронизирует над ними, демонстрируя их несостоятельность с логико-экспериментальной точки зрения. С другой стороны, он подчеркивает, что иными они и не могут и не должны быть, так как именно их нелогичность и определяет в значительной мере их социальную эффективность. Такое отношение – естественное следствие его методологии, согласно которой одно и то же учение может быть отброшено с экспериментальной точки зрения и принято с точки зрения социальной полезности. Но требовала ли точка зрения социолога столь пространной и резкой критики “производных”, которую мы встречаем в работах Парето? В данном случае он выступает не столько как социолог, сколько как критик, богоборец и разоблачитель не импонирующих ему социальных ценностей. Таким образом, логико-экспериментальная точка зрения, вопреки его намерению, перестает быть точкой зрения социолога, превращаясь из орудия научного анализа в инструмент постоянного “срывания масок”. В то же время нелогичный и неэкспериментальный характер “производных” оказывается в его изображении фактором социальной полезности. Дело выглядит таким образом, что чем более абсурдна какая-нибудь “ теория ”, тем она оказывается более полезной в социальном отношении. Но подобные постулаты так же недоказуемы, как и постулаты наивного рационализма, изображающие человека сугубо разумным существом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|