Организация и проведение экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Исследование подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке
Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки [3, с. 167]. В процессе запоминания и воспроизведения информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации [4, с. 195]. Проанализировав теоретические подходы к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке мы можем сделать следующий вывод, что память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Психологическая характеристика детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь [3, с.8].
В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей с ОНР [5, с. 7]. Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях И.Ф. Гаркуши и В.В. Кожевниковой отмечается, что: - у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; - имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; - преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух - четырехлетнего возраста [4, с. 37]. Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации. С учетом выше сказанного следует сделать вывод, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
1.3 Особенности развития памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей 6 лет с ОНР и учитывать его особенности при изучении психических процессов. Общее недоразвитие речи у детей разного уровня речевого развития, безусловно, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности слухоречевой памяти. Слуховая, слухоречевая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала). Уровень слухоречевой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития. Дефицит слухоречевой памяти, может приводить к резкому нарушению понимания детьми словесных инструкций. И, исходя из опыта практических психологов дошкольных учреждений, мы считаем, что исследование слухоречевого запоминания наиболее востребовано в практике обучения детей. Так как именно эти показатели мнестической деятельности являются фактором, который определяет специфику познавательной деятельности в целом [6, с. 157].
Выводы по главе 1
В результате анализа психологической литературы по теме исследования мы можем сделать следующие выводы: 1. Проанализировав теоретические подходы к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке мы можем сделать следующий вывод: память - это сложный психический познавательный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатления, сохранения, воспроизведения и узнавания того, что человек отражал, делал или переживал. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. 2. Общее недоразвитие речи - это системное нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. 3. Уровень слухоречевой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития детей 6 лет. Дефицит слухоречевой памяти, может приводить к нарушению понимания детьми словесных инструкций, к резкому ограничению возможности оперировать со слуховым материалом «на следах». Исходя из опыта практических психологов дошкольных учреждений, мы считаем, что исследование слухоречевого запоминания наиболее востребовано в практике обучения детей 6 лет с ОНР.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Организация и проведение экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Для экспериментального исследования особенностей слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня было проведено психодиагностическое исследование, которое проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 15 «Медвежонок» города Подольска. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей 6 лет с ОНР третьего уровня, посещающих коррекционную группу: 5 девочек и 5 мальчиков. Участники эксперимента имели заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), согласно которому дети имели негрубые задержки психического развития, как вторичные по этиологии. Для исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня мы провели экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. . Контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня. Констатирующий этап исследования проводился в январе 2013 года. В ходе констатирующего эксперимента нами была определена следующая цель: диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня. А также были сформулированы задачи констатирующего эксперимента: 1. Подобрать методики диагностики слуховой памяти дошкольников. 2. Отобрать детей для экспериментального исследования. . Провести их обследование. . Сформулировать выводы об исходном уровне развития слухоречевой памяти у детей. В нашем экспериментальном исследовании мы использовали следующие методики: . Методика А.Р. Лурии «Запоминание 10 слов» (см. Приложение 1).
Использование данных методик обосновано тем, что для реальной практической деятельности психолога образования необходима, прежде всего, оценка параметров слухоречевого запоминания и различных феноменов воспроизведения информации, подаваемой «на слух», т.к. именно эти показатели мнестической деятельности наиболее затребованы в практике обучения детей и являются фактором, который определяет специфику познавательной деятельности в целом. Данные методики, по мнению Н.Я. Семаго [2, с. 157], наиболее информативные и «ресурсосберегающие» методики для оценки слухоречевого запоминания. Использование методики «Запоминания 10 слов» А.Р. Лурия направлено на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения, особенности мнестической деятельности. Перед началом обследования на каждого участника был заполнен протокол обследования, в котором кодировались фамилия и имя участника, указывался его возраст, дата обследования. В протоколе в одну строку был записан ряд коротких односложных слов, простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Слова произносились со строгой точностью и по неизменной инструкции: обследование проходило в следующей обстановке - в помещении стояла тишина, не было никаких отвлекающих звуков; обследование проводилось в несколько этапов. Следуя рекомендациям методики, детям 6 лет с ОНР третьего уровня предлагался набор из семи слов. Далее обследование проводилось согласно инструкциям. По результатам исследования составлялся протокол и график «Кривая запоминания». На этапе констатирующего эксперимента была определена характеристика выборки исследования. Она отображена в таблице 1.
Таблица 1 Характеристика выборки экспериментального исследования
На этапе формирующего эксперимента была проведена коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет ОНР третьего уровня. Формирующий эксперимент проходил в течение с февраля 2013 года по апрель 2013 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были разработаны рекомендации, направленные на развитие слухоречевой памяти. Все предложенные игры и упражнения были реализованы на коррекционно-развивающих занятиях. Всего было проведено 12 занятий при частоте встреч - 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 25-30 минут.
Форма работы: индивидуально-групповая. Ожидаемый результат: коррекция слухоречевой памяти. План коррекционно-развивающих занятий занесен в таблицу 2.
Таблица 2 План коррекционно-развивающих занятий
Описание заданий находится в Приложении. На этапе контрольного эксперимента было проведено повторное обследование слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня. Целью контрольного этапа исследования было определение достигнутого уровня развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня после коррекционного воздействия. Контрольный этап исследования проводился в мае 2013 года. В ходе контрольного эксперимента были поставлены следующие задачи: 1. Провести повторное обследование детей по вышеописанным методикам. 2. Сформулировать выводы о достигнутом уровне развития слухоречевой памяти у детей. На контрольном этапе эксперимента нами был определен достигнутый уровень развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня. Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного экспериментов позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов дети показали лучшие результаты. Вследствие чего мы можем сделать вывод, что положительная динамика развития слухоречевой памяти дошкольников с ОНР третьего уровня обусловлена тем, что нами была проведена работа по коррекции развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня.
Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи На этапе констатирующего эксперимента при проведении методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия мы получили данные и занесли их в таблицу. Количественным показателем успешности запоминания служило количество воспроизводившихся ребенком единиц материала. При запоминании слов за единицу принималось каждое слово. Таким образом, по результатам диагностики слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия на этапе констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: . По количеству запомнившихся слов после пятого воспроизведения 5 детей имеют средний уровень, что составляет 50% и 5 детей имеют низкий уровень запоминания, что составляет 50%. Наглядно представим результаты на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень развития скорости и объема слухоречевой памяти по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (на констатирующем этапе) Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы сделали следующий вывод: дети экспериментальной выборки имеют недостаточное развитие слухоречевой памяти. В связи с этим мы перешли к формирующему эксперименту. После проведения коррекционно-развивающей работы, нами было проведено повторное диагностическое обследование детей, для определения динамики после коррекционного воздействия. На контрольном этапе исследования по результатам диагностики слухоречевой памяти детей 6 лет с ОНР третьего уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия были получены следующие данные и занесены в таблицу. Таким образом, по результатам диагностики слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия на этапе контрольного эксперимента мы получили следующие данные: По результатам диагностики слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня в ходе констатирующего и контрольного эксперимента мы произвели оценку эффективности формирующего эксперимента. Для того чтобы определить динамику развития слухоречевой, смысловой памяти и фонематического слуха были составлены сравнительные таблицы результатов исследования. В результате проведения коррекционной работы после пятого воспроизведения слов на 50% сократилось количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, на 20% - со средним, на 30% - со средним. Количество детей с высоким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти возросло на 70%. Наглядно это отображено на рисунке 10. В итоге, динамика развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня составила 60%. Положительная динамика наблюдалась у 100% респондентов. 2.3 Рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи
Планирование работы психолога по развитию слухоречевой памяти включает в себя психологические коррекционные мероприятия, которые направлены на развитие и совершенствование познавательной сферы ребенка и строится с учетом следующих методологических принципов [6, с. 28]: 1. Принцип единства коррекции и развития. Данный принцип означает, что целенаправленная психокоррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, возрастных закономерностей и характера нарушений. 2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который говорит, что цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка. . Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка. Психокоррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР будет давать положительную динамику, если она реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком и его родителями, при активной работе самого ребенка. Мероприятия психокоррекционной работы по развитию слухоречевой памяти детей 6 лет с ОНР включают в себя комплекс игровых упражнений, способствующих развитию слухоречевой памяти, психогимнастики, подборки детских стихов-считалок для заучивания, упражнений на релаксацию.
Выводы по главе 2
. Для исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня мы провели экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе экспериментального исследования мы использовали следующие методики: «Запоминание10 слов» А.Р. Лурия, «Запоминание двух групп слов», «Запомни пару». . Проанализировав результаты исследований констатирующего эксперимента, мы можем утверждать, что у детей 6 лет с ОНР третьего уровня снижена слухоречевая память. В связи с этим была проведена коррекционно-развивающая работа, в результате которой появилась положительная динамика в развитии слухоречевой памяти у детей нашей экспериментальной выборки. Это подтверждают данные контрольного эксперимента. слухоречевой память недоразвитие
Заключение
В результате анализа психологической литературы по теме нашей работы мы можем сделать следующие выводы: 1. Проанализировав теоретические подходы к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке мы можем сделать следующий вывод: память - это сложный психический познавательный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатления, сохранения, воспроизведения и узнавания того, что человек отражал, делал или переживал. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. 2. Общее недоразвитие речи - это системное нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. 3. Уровень слухоречевой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития детей 6 лет с ОНР. Экспериментальное исследование позволило нам сделать выводы о том, что у детей 6 лет с общим недоразвитием речи третьего наблюдается низкий уровень развития слухоречевой памяти. Об этом свидетельствуют низкие количественные показатели выполнения заданий по воспроизведению словесных стимулов в ходе констатирующего эксперимента. Из этого следует, что детям с общим недоразвитием речи третьего уровня требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по преодолению трудностей запоминания, а также необходима организация специальных занятий по совершенствованию, развитию мнестической деятельности. Проведение коррекционно-развивающих занятий дают положительную динамику в развитии слухоречевой памяти у детей.
Список использованной литературы
1. Акопов Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Институт психологии РАН, 2010. 270 с. 2. Арестова О.Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет . Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 68 с. . Вишняков И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: дис. … канд. экон. наук. М., 2002. 234 с. . Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития: старший дошкольный возраст / Ершова Н.В., и др. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 174 с. . Кошман С.Н. К вопросу о создании региональной системы социализации детей-сирот // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2008. № 4. С. 32-43. . Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А.Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с. 8. Graham, Robert J. Creating an environment for succesful project. San-Francisco: Jossey-Bass, 1997. 253 p.
Приложение 1
Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов). Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания. Материал. Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. . Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. . Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост. . Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж. Возрастной диапазон применения. В связи со спецификой динамики изменений мнестической деятельности современной детской популяции (уменьшение объема слухоречевого запоминания практически во всех возрастах, быстрое наступление истощения) рекомендуется использовать методику с 7,5-8 летнего возраста. Возрастные нормативы выполнения: . Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-8 летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. При этом точного удержания порядка слов не предусматривается. При этом для запоминания подобного объема материала в норме требуется 5-6 повторений. . Для детей младше 7 лет возможно использование меньшего объема словарного материала (5-8 слов), при соответствующей нормативной результативности. Процедура проведения и регистрации результатов. Инструкция 1. «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов». Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 секунд) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизводимых ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. После первого воспроизведения говорится, что все хорошо, и исследование продолжается. Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка. Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным. Инструкция 2. «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что говорил, и новые, которые запомнишь», Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова поверяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9-10 повторов). При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз». Каждое повторение слов ребенком регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке. Через 40-50 минут специалист предлагает ребенку вспомнить слова. Инструкция 3. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали». В протоколе регистрируются слова, которые вспомнил ребенок, и последовательность, в которой он их воспроизводил. Анализируемые показатели: . объем слухоречевого запоминания; . скорость запоминания данного объема слов; . объем отсроченного воспроизведения; . особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т.п.); . особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия. Образец протокола исследования:
Качество кратковременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок при воспроизведении вспоминаемых слов при кратковременном заучивании. Проявления показателя: ошибки отсутствуют; встречаются единичные случаи искажения слов; встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен; преобладают искаженные слова и смысловые замены. Коэффициент запоминания высчитывается по следующей формуле:
,
где: А- общее количество слов, В- количество запомнившихся слов, С- коэффициент запоминания. Результаты интерпретируются следующим образом: - 100% - высокий уровень; - 75% - средний уровень; - 50% - низкий уровень; ниже 30% - очень низкий уровень.
Приложение 2
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти «За покупками» Цель игры: развитие слухоречевой памяти. Возраст детей: от 2 лет. Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Представь себе, что идешь в магазин. Сейчас я назову тебе список товаров, которые ты должен купить. Смотри ничего не забудь!» Для детей, которые уже овладели чтением, можно пояснить, что, к сожалению, бумаги и ручки не нашлось, поэтому весь список покупок нужно хорошо запомнить. Взрослый называет ребенку от 3 до8 наименований товаров в зависимости от возраста. Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки». В игру можно вводить соревновательный момент, если играют взрослый и ребенок по очереди или несколько детей. Побеждает тот, кто запомнит больше слов. «Путешествие» Цель игры: развитие слухоречевой памяти. Возраст детей: от 2 лет. Инструкция и ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что он отправляется в кругосветное путешествие, и говорит: «У тебя много друзей, когда ты вернешься, они будут рады получить от тебя подарки. Кому ты подаришь…(дальше взрослый перечисляет названия подарков - от 3 до 8 в зависимости от возраста)?» В ответ ребенок называет для каждого подарка своего получателя. После этого взрослый говорит ребенку: «Путешествие было длинным и интересным. Но вот ты вернулся домой. Кого ты первым навестишь (позовешь в гости)? Что ты привез своему другу? Сюжет этой игры можно несколько изменить. Ребенку нужно будет запоминать не кому, какой подарок он привез, а откуда. Можно «путешествовать» по разным странам и городам. «Кто пришел в гости?» Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память. Возраст детей: от 3 лет. Инструкция и ход игры: для игры понадобятся картинки (3-8 штук) с изображением людей разной внешности. Различия должны быть ярко выраженными: в одежде, по полу, цвету волос, глаз и т.д. Взрослый говорит ребенку: «У тебя появились новые знакомые, и ты решил позвать их в гости. Вот они, посмотри на них внимательно, постарайся запомнить их имена и опиши каждого (ребенку необходимо самостоятельно или, при затруднениях, с помощью взрослого назвать как можно больше отличительных признаков каждого человека). Интересно, кто придет в гости первым, а кто потом? Теперь я опишу тебе первого гостя, а ты попробуй угадать, как его зовут?» При затруднениях взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы. Для усложнения игры можно придумать, какие блюда и напитки больше понравятся каждому из гостей. В этом случае, когда ребенок угадывает имя гостя, он называет еще его любимое блюдо, которое обязательно нужно поставить на стол.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|