Роль терапевта в семейной терапии
Гештальт-терапевт принимает участие в интерактивном цикле семьи или супружеской пары в качестве наблюдателя. Фигурой внимания терапевта может стать определенная фаза цикла, потому что семейная система слишком гладко проходит эту фазу, либо потому что в этой фазе проявляется неосознанное сопротивление или прерывание контакта. Цель терапевтической интервенции состоит в том, чтобы пробудить у участников осознавание того, как они взаимодействуют между собой. Терапевт сообщает им об их сильных сторонах, о том, что они уже умеют делать хорошо, и только затем – об их слабых позициях, о том, чему им следует еще научиться. В течение первой беседы супругов или членов семьи терапевт стимулирует интерес и любопытство системы к процессу их взаимодействия, для того чтобы научить их замечать, каким образом они вступают в контакт. Затем терапевт помогает им преодолеть сопротивление, тем самым восстанавливая работу нарушенной системы. Гештальт-терапевт старается научить супружескую пару или семью принимать участие в процессе взаимодействия и бороться за то, чтобы улучшить продвижение по интерактивному циклу. Семейного гештальт-терапевта можно назвать участником-наблюдателем, с преобладанием позиции наблюдателя. Наблюдение за интерактивным циклом семейной системы нужно терапевту для того, чтобы определить уже существующие ее навыки, а также ее недостатки и сопротивление. Терапевт, в свою очередь, ориентируется на свою собственную реакцию – его чувства являются важной частью феноменологического материала для терапии. В качестве “участника” терапевт организует терапевтическую ситуацию таким образом, чтобы супруги или члены семьи общались непосредственно друг с другом и меньше обращали внимание на него самого. Такой образ действий дает терапевту свободу наблюдать и оценивать способы общения своих пациентов. Впоследствии терапевт использует свои наблюдения и реакции, для того чтобы выбрать фигуру внимания, провести интервенцию таким образом, чтобы участники запомнили некоторые аспекты процесса. Это может стать полезным для пациентов, так как они узнают больше о самих себе и своей собственной проблеме. В результате терапевт приводит в движение живой процесс осознавания, открывая людям глаза и давая им больший простор для выбора.
Семейный терапевт предлагает пациентам эксперименты, создающие новые ситуации, из них супруги или члены семьи могут извлечь уроки нового поведения, новых чувств, новых открытий9. Клиенты учатся использовать свое новое осознавание "здесь и сейчас", в присутствии терапевта-“тренера” и свидетеля. Они учатся расширять свой опыт. Терапевт может проводить эксперименты в любой фазе цикла, когда необходимо научиться чему-то новому. Он может обнаружить место, где границы становятся слишком размытыми (конфлюентными и смещенными) или слишком жесткими (напряженными и непроницаемыми), и предложить клиентам эксперимент, чтобы изменить взаимоотношения между двумя людьми или частями системы. Терапевт может рассказать присутствующим о своих собственных переживаниях, связанных с происходящим, используя свое воображение, чтобы спровоцировать новое осознавание и новый взгляд на самих себя. Терапевт также выявляет полярности и работает с ними, обращая на них особое внимание. И наконец, гештальт-терапевт одобряет, уважает и ценит любые усилия присутствующих, то есть все, что происходит в его кабинете. Терапевты – это люди, которые склонны сочувствовать другим. Они должны служить примером для своих пациентов.
Заключение
Рискуя показаться банальным, хочу сказать: эффективность терапии основывается на эффективности интервенций. Эффективность интервенции, в свою очередь, конечно, целиком зависит от версий терапевта и его способности осуществить их на практике. Версии терапевта базируются на осознавании терапевтом происходящего, а также на феноменологическом материале, который он получает на протяжении цикла опыта. Но какова версия каждой интервенции? Ответ заложен в “логике” нашей теории и практики: это направление и поддержка позитивных изменений системы, что дополняется изменениями в индивидуальном и коллективном осознавании (поскольку эти понятия имеют место в любой системе). Однако наша теория изменения опирается исключительно на осознавание, которое мы очень подробно рассмотрим в следующей главе. 5. Осознавание и изменения*
[[[[* Эту главу я написал под эгидой Международного гештальт-центра в Тортоле (Британские Вирджинские острова) в 1985 году. Я хочу выразить благодарность Эдвину Невису за консультации и помощь.]
Никто не может войти в одну и ту же реку, ибо все новые и новые воды втекают в нее. Гераклит
Каждая семья или супружеская пара претерпевает изменения, сталкиваясь с различными событиями жизни. Дети рождаются, растут и покидают родительский дом; люди женятся и расходятся; близкие болеют и умирают; появляются внуки; люди теряют работу и находят новую. Через семью постоянно проходит огромный поток информации: школа, газеты, телевидение, книги, новые друзья, новые места. Здоровая семья постоянно меняется. Когда семья или супруги не могут принимать изменения соответственно обстоятельствам, а процесс их взаимодействия перестает быть подвижным и становится скорее застойным, тогда они начинают испытывать трудности. У них появляется тревога (энергия отторгается от осознавания), или они начинают делать что-то постороннее (поведение не соответствует их потребностям), или у них могут появляться физические симптомы (блокированная энергия). Такие семейные системы нуждаются помощи и часто сами ищут ее. В семейной терапии позитивные изменения могут возникать, когда участники начинают проявлять интерес к своему интерактивному процессу; когда они вовлечены в борьбу за осознавание того, что происходит; когда они работают над разрешением своего сопротивления.
Читайте также: АСИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|