Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кластер как вид объединений




 

В экономической деятельности России используются следующие виды объединений: финансовые компании, финансово-промышленные группы, холдинги, банковские пулы и, наконец, кластеры. Охарактеризуем более подробно последний вид объединения.

Кластером называется среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или несколько секторов рынка. В отличие от финансово-промышленной группы, где в основу объединения положен принцип создания технологических цепочек, обеспечивающих весь производственный цикл, кластер образуется на базе организаций, обеспечивающих реализацию продукции. Основная цель формирования кластера заключается в том, чтобы довести готовую продукцию до потребителя с наименьшими потерями и затратами.

Анализируя структуру внешних связей кластера, можно утверждать, что одной из основных его задач является минимизация рыночного риска, связанного с изменением процентных ставок по государственным кредитам, инфляцией, политической и экономической нестабильностью. Что касается внутренней структуры, то кластер, по определению, – это среда, в которой функционируют несколько организаций разного профиля. В кластер обязательно входил организации, осуществляющие закупку сырья, и предприятия, реализующие готовую продукцию. Как внутри, так и вне кластера, существуют сложные финансовые взаимоотношения. Кластер не может успешно функционировать без хорошо налаженной финансовой системы. Следовательно, в его состав должен быть банк. Кластер не может также существовать без производственных предприятий. Кроме того, современному кластеру необходимы организации, работающие в сфере реализации товаров и услуг, в том числе торговые и транспортно-экспедиционные службы.

Наиболее распространенной ошибкой многих российских производителей является то, что они часто пытаются реализовать свой товар посредством прямого выхода на потребителя через сеть собственных магазинов и отделов сбыта (рисунок 5).

 

Рис. 5. Схема прямого выхода производителя на потребителя

 

Любому магазину важно иметь достаточно широкий ассортимент пользующихся спросом товаров, накапливаемых на собственных складах небольшими партиями. Контактируя только с одной фирмой, эту задачу выполнить достаточно трудно. Кроме того, производителю, выпускающему ограниченный перечень изделий, тяжело подстраиваться под колебания спроса. Возникает необходимость складирования достаточно больших партий однотипных изделий и реализации накопившихся запасов товара. Риск длительного залеживания произведенной продукции удается снизить, если организация – изготовитель работает одновременно с несколькими магазинами. Магазин, в свою очередь, может достаточно эффективно использовать ассортиментную стратегию, работая с несколькими поставщиками одновременно.

Таким образом, мы приходим к выводу, что наиболее эффективно и быстро продукция организаций-изготовителей будет реализовываться в случае разветвленной организационной структуры, например, такой, какая показана на рисунке 6.

 


 

Рис. 6. Схема взаимодействия производителей и магазинов

 

В этом случае оптовая компания закупает товары у нескольких производителей и затем реализует их через сеть магазинов. В основу построения кластера, как организационной структуры, способствующей продвижению товаров на рынок, должна быть положена схема взаимодействия, аналогичная той, которая показана на рисунке 7.

Существенно то, что в этом случае накоплением товарной массы и регулированием объема продаж в соответствии с потребностями рынка занимается крупная оптовая компания. На первом этапе работы объединения не исключается продажа продукции в розницу через оптовые фирмы и фирмы – производители. Поскольку технология розничной продажи у различных фирм не одинакова, то постепенно, по мере развития общей структуры и совершенствования взаимоотношений между субъектами кластера розничная продажа будет сосредотачиваться в магазинах. При этом предприятиям наиболее целесообразно передавать товар оптовикам на условиях консигнации, т.е. с оплатой по прошествии заранее оговоренного срока, а взаимоотношения с магазинами строить на условиях оплаты по мере реализации.

 

 


 

 


Рис. 7. Ядро построения кластера

 

Собственником товара до момента его реализации остается мелкооптовая фирма, а продавцу разрешается брать товар в соответствии со спросом. Рассмотренная технология реализации продукции работоспособна в рамках взаимодействия организаций на договорной основе, однако, из-за несовершенства рыночных взаимоотношений и действующего законодательства, она сопряжена с большим риском. Для поставщиков наименее рискованной является работа с предоплатой, но для выкупа нужной партии товара у магазинов, как правило; нет необходимых оборотных средств, В рамках кластера значительное снижение рисков достигается благодаря тому, что инкассация выручки от продажи товара производится через собственный банк.

В состав кластера включается также транспортная компания. Она осуществляет перевозку готовой продукции на склады оптовой фирмы, затем в магазины, а порой и обеспечивает доставку купленных товаров покупателю. При работе с зарубежными производителями и поставщиками доля транспортных расходов в себестоимости товара достигает 20%. От своевременной поставки товара зависит ритмичность работы всего объединения. В наших условиях риск порчи или хищения товара при транспортировке весьма велик. В связи с этим транспортная компания и в экономическом плане, и с точки зрения распределения рисков является полноправным участником цикла доведения товара от производителя к потребителю.

Современные транспортные средства и торговое оборудование обладают высокой стоимостью и необходимой ликвидностью, поэтому они могут быть гарантами возврата кредитных средств, но их собственниками является, как правило, лизинговая компания, и только она со своей разветвленной сетью лизинговой деятельности способна обеспечить необходимую ликвидность в случае не возврата кредита и предъявления банком претензий. Банк, отслеживая состояние лизинговой компании, способен самостоятельно оценить свой риск.

Очевидно, что использовать в качестве залога транспортные средства и торговое оборудование можно только в условиях четко налаженного взаимодействия и финансовой устойчивости всех организаций, входящих в кластер. Если кредит не будет своевременно возвращен, то организация лишается оборудования. На практике это выглядит следующим образом: сначала лизинговая компания возвращает кредит, а затем занимается реализацией конфискованных транспортных средств или торгового оборудования.

Работу по указанной схеме отличают следующие положительные качества: для оптовой компании уменьшается процентная ставка по кредиту благодаря наличию надежного гаранта; исключается необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Благодаря распределению рисков между несколькими организациями, обладающими достаточными финансовыми и материальными ресурсами, инвестиционный риск удается существенно снизить.

В то же время схема кредитной линии для кластера не лишена некоторых недостатков, среди которых сложность взаимодействия многочисленных партнеров и необходимость отражения условий взаимодействия в договорных обязательствах между лизинговой компанией и ее непосредственными клиентами.

Перейдем теперь к системе управления кластером. В основе построения кластера лежит матричный принцип управления, заключающийся в том, что при решении общих задач объединения используется дивизиональный структура управления, а для решения конкретных задач внутри отдельных организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами, уместен административный принцип управления. Совокупность этих методов позволяет менеджерам разных уровней решать многие проблемы в интересах общего дела с учетом специфики работы достаточно разнородных по своему профилю организаций, являющихся компаньонами в единой структуре кластера. Как показала мировая практика, такой подход обеспечивает максимальную эффективность принимаемых в объединении управленческих решений.

Одному человеку трудно управлять достаточно большой и даже средней компанией. Поэтому в условиях неустойчивого рынка зачастую используется дивизиональный принцип управления. Подчеркнем еще раз, что в этом случае при принятии общих управленческих решений учитывается мнение не одного, а нескольких лиц – руководителей самостоятельных в юридическом и финансовом плане организаций. Дальнейшее увеличение самостоятельности каждой отдельной организации объединения ведет к тому, что их руководители привлекаются к управлению общим капиталом на правах совладельцев капитала, при этом повышается их ответственность за работу всего объединения в целом. В этом случае личные доходы руководителей начинают зависеть не только от благополучия подчиненной им организации, но и от состояния консолидированного баланса всех участников объединения.


Заключение

 

В заключение работы хотелось бы отметить, что важнейшей задачей обеспечения эффективного управления объединениями является организация информационного обеспечения. Использование дивизионального принципа управления позволяет каждому руководителю организации, вместо бесконечной системы согласований при разработке управленческих решений, брать на себя ответственность за лично решение, принятое в рамках достижения общей цели, стоящей перед всем объединением. Исходя из этого критерия, строится единая система информационною обеспечения объединения и создастся центральная база данных. Поддержание базы данных обеспечивается центральным аппаратом управления. Каждый менеджер имеет возможность получить информацию, необходимую для принятия обоснованного и оперативного решения.

Отметим, что проблемы, связанные со сбором, обработкой, хранением и использованием информации наиболее успешно решаются в рамках закона информированности и упорядоченности.


Литература

 

1. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: Инфра‑М, 2003. 398 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2005. 680 с.

3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика: Пер. с англ. М: Дело, 1991. 240 с.

4. Драккер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 2001. 290 с.

5. Питер Л.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. М.: ИНФРА‑М. 2002. 408 с.

6. Радченко Я.В. Теория организации. М.: ГАУ, 2005. 342 с.

7. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М.: МГУК, 2008. 128 с.

8. Уткин Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 2007. 407 с.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...