Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список вопросов для итоговой аттестации

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии

_________________________________________________________________________

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета СПиП

С.В.Щербаков

 

«31» августа 2011 г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Педагогическое общение

цикла ГОС (ОПД.Р.06) из числа дисциплин национально-регионального компонента

Для направления подготовки «Педагогика»

Профиля подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»

по учебному плану набора 2010 года;

Очная форма обучения

Составитель: Стебляк Е.А.., к.п.н., доцент

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2005 года и рассмотрена на заседании кафедры

«29» августа 2011г., Протокол № 1

Заведующий кафедрой СПс: Чернявская Е.А. к.пс.н., доцент

(подпись)

Рабочая программа одобрена

советом факультета СПиП

«31» августа 2011 г.

Председатель совета: Щербаков С.В., к.п.н., доцент

(подпись)

2011 г

 

Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы

Курс Семестр Объем часов (по наличию видов занятий) Форма итогового контроля
Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические занятия Семинары Лабораторный практикум Другие виды занятий Всего Курсовая работа Реферат Другие виды самостоятельной работы
                          зачет

Общая трудоемкость 80 часов.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Педагогическое общение» является формирование представлений об особенностях взаимодействия учите­лей и воспитателей со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса, положительной мотивации восприятия и понимания окружающих людей, умений поддержания благоприятного климата обучения и воспита­ния. Знание закономерностей общения, развитие навыков и комму­никативных способностей очень важно для педагога: только в этом случае педагогу удастся включить воспитанников в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Основные задачи:

· формирование системы знаний о сущности челове­ческого общения;

· ознакомление со специ­фикой профессионально-педагогического общения;

· формирование умений анализировать процессы взаи­модействия педагогов и воспитанников;

· формирование умений моделировать предстоя­щие контакты с учениками, их родителями и своими будущими коллегами;

· формирование тактичного и внимательного отношения к учащимся и их родителям, умения бесконфликтного выхода из сложных ситуаций.

По окончании курса студент должен знать основные теоретические положения психологии педагогического общения; иметь представление о структуре и социальных ролях субъектов профессионально-педагогического общения; особенностях, стадиях протекания и условиях разрешения конфликтов в пе­дагогическом процессе; способах формирования педагогического мастерства и приемах педагогической техники в дидактике и управлении классом. Студент должен уметь характеризовать уровень общения педагогов и школьников, педагогов и родителей; анализировать манипулятивное поведение и общение в конфликтных ситуациях педагогического взаимодействия; использовать в анализе профессионально-педагогического общения трансакционный подход Э. Берна, подход к режиссуре урока, общения и поведения учителя, сложившийся в театральной педагогике; самостоятельно применять способы саморегуляции эмоционального состояния, вырабатывая эмоциональную устойчивость и педагогическую культуру.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

 

Курс Семестр Раздел дисциплины, содержание Всего Аудиторные Самостоятельная работа студентов Формы межсессионного контроля
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторный практикум
    Основные характеристики профессионально-педагогического общения            
    Особенности профессиональной позиции и стилей педагогичес- кого воздействия           тест
    Социальные роли субъектов профессионально-педагогичес- кого общения            
    Уровни общения педагогов и школьников            
    Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе           тест
    Манипуляции в общении педагогов и школьников            
Всего по дисциплине            

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список основной литературы

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: AcademiA, 2007. - 219 с.

2. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 223 с.

3. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / А. П. Панфилова. - М.: AcademiA, 2006. - 335 с.

Список дополнительной литературы

1. Демонстрационный диск с фрагментом из Коллекции полнотекстовых диссертаций РГБ [Электронный ресурс]: 50 работ / Рос. Гос. Б-ка. - Электрон. поисковая прогр. Электрон. граф. дан. - М., 2003. - Систем. требования: CD-привод, Acrobat Reader. - файлы в формате.pdf.

2. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Лобанов. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2004. - 190 с.

3. Педагогические советы [Текст]: оптимизация учеб.-воспитательного процесса; здоровьесберег. технологии. Вып. 5 / сост. В. В. Гордеева, Г. И. Викулова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 255 с. - (В помощь администрации школы).

4. Родительский лекторий: 5-11 кл.: материалы для подготовки родительских собраний. Вып. 2 / сост. Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 103 с. - (В помощь классному руководителю).

5. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / сост. И. С. Белова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 201 с.: ил. - (Методическая работа в школе).

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Понятие общения.

2. Общение и деятельность, общение и отношение.

3. Разновидности общения.

4. Цели профессионально-педагогического общения.

5. Функции профессионально-педагогического общения.

6. Содержание профессионально-педагогического общения.

7. Средства профессионально-педагогического общения.

8. Структура профессионально-педагогического общения.

9. Особенности профессиональной позиции педагога.

10. Особенности стилей педагогического руководства.

11. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения: формальные и внутригрупповые роли.

12. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения: межличностные и индивидуальные роли.

13. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения: «Ролевой веер». Актуальная роль.

14. Уровни общения педагогов и школьников: примитивный и манипулятивный уровни.

15. Уровни общения педагогов и школьников: стандартизированный и конвенциональный уровни.

16. Уровни общения педагогов и школьников: игровой, деловой и духовный уровни.

17. Многоуровневый характер общения педагогов и школьников.

18. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: различные состояния партнеров по общению.

19. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: взаимодополняющие трансакции.

20. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: трансакции без взаимного дополнения.

21. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: скрытые трансакции.

22. Общение в конфликтных ситуациях: основные признаки конфликта.

23. Общение в конфликтных ситуациях: разновидности конфликтов.

24. Общение в конфликтных ситуациях: стадии развития конфликта.

25. Общение в конфликтных ситуациях: способы разрешения конфликта.

26. Манипуляции в общении педагогов и школьников: Виды манипуляций.

27. Манипуляции в общении педагогов и школьников: характерные особенности некоторых манипуляторов.

28. Содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации.

29. Система Станиславского в педагогических ситуациях.

30. Мастерство учителя в управлении собой.

31. Принципы педагогической техники.

32. Мастерство учителя на уроке.

33. Мастерство воспитателя.

34. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...