Список вопросов для итоговой аттестации
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») Факультет специальной педагогики и психологии Кафедра специальной психологии _________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета СПиП С.В.Щербаков
«31» августа 2011 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Педагогическое общение цикла ГОС (ОПД.Р.06) из числа дисциплин национально-регионального компонента Для направления подготовки «Педагогика» Профиля подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» по учебному плану набора 2010 года; Очная форма обучения Составитель: Стебляк Е.А.., к.п.н., доцент (подпись) Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2005 года и рассмотрена на заседании кафедры «29» августа 2011г., Протокол № 1 Заведующий кафедрой СПс: Чернявская Е.А. к.пс.н., доцент (подпись) Рабочая программа одобрена советом факультета СПиП «31» августа 2011 г. Председатель совета: Щербаков С.В., к.п.н., доцент (подпись) 2011 г
Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы
Общая трудоемкость 80 часов.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины «Педагогическое общение» является формирование представлений об особенностях взаимодействия учителей и воспитателей со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса, положительной мотивации восприятия и понимания окружающих людей, умений поддержания благоприятного климата обучения и воспитания. Знание закономерностей общения, развитие навыков и коммуникативных способностей очень важно для педагога: только в этом случае педагогу удастся включить воспитанников в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение. Основные задачи: · формирование системы знаний о сущности человеческого общения; · ознакомление со спецификой профессионально-педагогического общения; · формирование умений анализировать процессы взаимодействия педагогов и воспитанников; · формирование умений моделировать предстоящие контакты с учениками, их родителями и своими будущими коллегами; · формирование тактичного и внимательного отношения к учащимся и их родителям, умения бесконфликтного выхода из сложных ситуаций. По окончании курса студент должен знать основные теоретические положения психологии педагогического общения; иметь представление о структуре и социальных ролях субъектов профессионально-педагогического общения; особенностях, стадиях протекания и условиях разрешения конфликтов в педагогическом процессе; способах формирования педагогического мастерства и приемах педагогической техники в дидактике и управлении классом. Студент должен уметь характеризовать уровень общения педагогов и школьников, педагогов и родителей; анализировать манипулятивное поведение и общение в конфликтных ситуациях педагогического взаимодействия; использовать в анализе профессионально-педагогического общения трансакционный подход Э. Берна, подход к режиссуре урока, общения и поведения учителя, сложившийся в театральной педагогике; самостоятельно применять способы саморегуляции эмоционального состояния, вырабатывая эмоциональную устойчивость и педагогическую культуру.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (с распределением общего бюджета времени в часах)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список основной литературы 1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: AcademiA, 2007. - 219 с. 2. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 223 с. 3. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / А. П. Панфилова. - М.: AcademiA, 2006. - 335 с. Список дополнительной литературы 1. Демонстрационный диск с фрагментом из Коллекции полнотекстовых диссертаций РГБ [Электронный ресурс]: 50 работ / Рос. Гос. Б-ка. - Электрон. поисковая прогр. Электрон. граф. дан. - М., 2003. - Систем. требования: CD-привод, Acrobat Reader. - файлы в формате.pdf.
2. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Лобанов. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2004. - 190 с. 3. Педагогические советы [Текст]: оптимизация учеб.-воспитательного процесса; здоровьесберег. технологии. Вып. 5 / сост. В. В. Гордеева, Г. И. Викулова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 255 с. - (В помощь администрации школы). 4. Родительский лекторий: 5-11 кл.: материалы для подготовки родительских собраний. Вып. 2 / сост. Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 103 с. - (В помощь классному руководителю). 5. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / сост. И. С. Белова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 201 с.: ил. - (Методическая работа в школе). СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Понятие общения. 2. Общение и деятельность, общение и отношение. 3. Разновидности общения. 4. Цели профессионально-педагогического общения. 5. Функции профессионально-педагогического общения. 6. Содержание профессионально-педагогического общения. 7. Средства профессионально-педагогического общения. 8. Структура профессионально-педагогического общения. 9. Особенности профессиональной позиции педагога. 10. Особенности стилей педагогического руководства. 11. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения: формальные и внутригрупповые роли. 12. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения: межличностные и индивидуальные роли. 13. Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения: «Ролевой веер». Актуальная роль. 14. Уровни общения педагогов и школьников: примитивный и манипулятивный уровни. 15. Уровни общения педагогов и школьников: стандартизированный и конвенциональный уровни. 16. Уровни общения педагогов и школьников: игровой, деловой и духовный уровни. 17. Многоуровневый характер общения педагогов и школьников. 18. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: различные состояния партнеров по общению.
19. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: взаимодополняющие трансакции. 20. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: трансакции без взаимного дополнения. 21. Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении: скрытые трансакции. 22. Общение в конфликтных ситуациях: основные признаки конфликта. 23. Общение в конфликтных ситуациях: разновидности конфликтов. 24. Общение в конфликтных ситуациях: стадии развития конфликта. 25. Общение в конфликтных ситуациях: способы разрешения конфликта. 26. Манипуляции в общении педагогов и школьников: Виды манипуляций. 27. Манипуляции в общении педагогов и школьников: характерные особенности некоторых манипуляторов. 28. Содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации. 29. Система Станиславского в педагогических ситуациях. 30. Мастерство учителя в управлении собой. 31. Принципы педагогической техники. 32. Мастерство учителя на уроке. 33. Мастерство воспитателя. 34. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|