Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 практическая часть работы




 

 

Оцифровывание производилось на студии БТ по перезаписи аудиоматериала.

Использовалось оборудование:

- Ленточный магнитофон Revox

- Микшерный пульт Yamaha MX200

- Встроенная звуковая карта RME

 

Исходный и конечный материал прилагается.

 

Разберём реставрацию на примере оформительской композиции эстрадного оркестра Павла Овсянникова – “Восхождение”. Дата записи на аудиоплёнку в 1987г с плёнки ТВ.

 

Так выглядит исходный оцифрованный аудио сигнал. Хочу напомнить, что запись на плёнку сделана была в моно, но я записал его как двойное моно или “псевдостерeо”.

Следующим шагом в реставрационном процессе занимает нормализация до 0 dBu. Базовая нормализация нужна, для того, чтобы при её конечной, после всей обработки, не остался собственный шум тракта магнитофона и звуковой карты.

Процесс нормализации выполнен, перейдем к следующему не маловажному процессу. Это процесс шумоподавления. На рисунке изображен в спектральной экспозиции сам плагин “ Noise Reduction ”, где можно выбрать его уровень, выборку и диапазон частот. Он работает по прицепу вычитания нежелательного образца шума. Захват – Вычитание.

 

После процессинга спектральный анализ визуально стал чище и лучше. На самом деле тут тоже есть свои каверзные ситуации. Например, при неверном захвате полезного сигнала можно получить “срезанный” АЧХ.

Следующий процесс будет удаление “наводки” в районе 19-20 кГц которая видна на следующем рисунке. В моей работе они довольно часто присутствуют в спектре сигнала.

Просто смело удаляем её без прочих настроек и обработок.

Перейдем к следующему этапу реставрации, такому как “Панорамирование” или “Graphic Panner”. Даже при оцифровывании магнитной ленты моно в стереодорожку есть погрешность считываемой головы в неточном балансе и, так называемое, “качание” пленки оставило свой след в цифровом сигнале. Это можно увидеть в ещё одном режиме отображения “Спектральная панорама сигнала” или “Spectral Pan Display”

 

В самом процессе есть удобная функция автоматического выбора центра панорамы или “Auto Center Pan”. После обработки убралось частое “качание” из одного канала в другой и само звучание композиции стало ровнее.

Следующим шагом моей обработки были восстановление “проваленной” области каналов посредством замены малой части спектра одного канала в другой и наоборот. На изображении визуально показана одна из проблемных областей.

После технически правильного аудиовизуального восприятия композиции можно переходить к следующим не маловажным этапам, это этапы “эквализации” и “компрессии”. Компрессор у меня настроен таким образом, чтобы сгладить пики синусоиды ударных инструментов, а точнее барабана. По моему мнению он немного выбивается из общего микса, а процесс эквализа ции придаёт композиции другое звучание.

Что касается данной записи, то она прошла немалый путь до моего оцифровывания и реставрации. Это запись с телевизионной пленки КАДР на аудиопленку, а уже с неё был сделан дубль, который, собственно, я и обрабатывал. Сохранение композиции в изначальном варианте исполнения и сведения звукорежиссёрами до меня было прерогативой в работе. Задачи улучшения являлись творческим и эстетическим процессом, а не простым системным оцифровыванием.

 

Следующая моя работа была плёнка 1960г. записи. Это “Концерт для арфы с оркестром” II часть “Andante” Р.Глиер

Поскольку запись была сделана в 60-х годах, время и условия хранения магнитной ленты дали необратимые результаты на качество и добротность аудиоматериала. Присутствуют обрывы пленки, которые восстановлению не подлежат и информация на ней безвозвратна утеряна. Моя задача заключается в сохранении и восстановлении ленты на сколько позволяют технические средства. И с этой задачей я справился. И теперь рассмотрим подробнее:

 

 

Представлен спектральный анализ.

Выполнялись в данной композиции: первоначальная нормализация, шумоподавление как и в первой работе, где 0 dBu – нормализация, а процесс вычитания спектра шума – шумоподавление. Но одним процессом для шума в данной обработке не обойтись, и я использовал X-Noise, процесс мягкого шумоподавления для разных видов шума.

Следующий процесс в моей работе это удаление щелчков и треска. Щелчки видны на изображении, как и плагин, которым я пользуюсь, а имя его “ Automatic Click Remover

Он подходит как и для композиции целиком, так и для выбранной проблемной области. Автоматически удаляет некоторые щелчки и трески, что мне очень помогает и экономит время. Вручную удаляются те щелчки, которые не захватил Click remover. И следующий “ручной” плагин это Click/Pop Eliminator.

 

Важное значение имеет настройка данного процесса, глубина среза АЧХ, выборка, и ранее упомянутый “ Oversampling ”, если оцифрованный материал имеет цифровые нежелательные артефакты.

На следующем изображении мы видим разрыв плёнки и сигнала. Он хорошо представлен в спектральном панорамном анализе.

Очень важно его правильно “склеить”. Синусоида одного конца и другого в месте склеивания должны быть равны нолю. В противном случае мы получаем нежелательный артефакт в виде щелчка, который может быть в любом месте частотного диапазона.

Стоит понимать, что пользоваться всеми процессами в обработке стоит осмысленно и без фанатизма, т.к речь идёт об улучшении, а не о ухудшении.

Эквализацию мы уже рассматривали и роль этого процесса тоже знаем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой человек, взявший на себя роль реставратора, несет непосредственную ответственность за проделанную им работу вне зависимости от результата. И стоит понимать, что субъективное понятие качества и добротности звука или аудиоматериала напрямую зависит от способностей человеческого слуха и психоакустических восприятий. Эта работа мне даёт богатый опыт и сноровку в записи и обработке звука, поскольку постоянный тренинг правильного звучания и эстетической красоты звука способствует однозначно верному подходу к любимому делу.

 

Звукорежиссёр – это не только штатный работник радио, студии, концертного зала и сцены, но и творческая личность, как креативное лицо с новаторской идеей. Способность быстро уловить потребности слушателя, создать атмосферу звуковосприятия теми средствами, которые есть под рукой, если нужно грамотно обработать звук или его характеристики – есть прямая задача любого уважающего себя звукорежиссёра.

 

Звук и природа звучания – неотъемлемая часть человека и его жизни, он окружает нас во всём. И если научиться анализировать и правильно пользоваться им, то можно всегда покорить сердца людей!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...