Последовательность работы руководителя медицинского снабжения в чрезвычайной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Завьялов В.И. Гражданская оборона. Учебное пособие. М.,1989. 2. Рябочкин В.М. Служба экстренной медицинской помощи в условия крупного города. М., 1991. 3. Мешков В. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. М., 1991. 4. Бурназян. Руководство по медицинской службе гражданской обороны. М., Медицина, 1983. 5. Цитовский Ю.И. Планирование работы хозрасчетных аптек в системе медицинской службы гражданской обороны. М., ВИ, 1985. 6. Планирование работы аптечных управлений республик, краев, областей в системе МС ГО. М., ВИ, 1984. 7. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы) /М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2002.-560 с. 8. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф: Пособие для провизоров и врачей.-М., ВЦМК «Защита»,2003.-112 с.
Введение
Развитие промышленного производства, химизации сельского хозяйства, использование атомной энергетики, возрастающие с каждым годом перевозки экологически опасных грузов – все это повышает вероятность возникновения аварий и катастроф, создающих чрезвычайные ситуации. При ликвидации последствий аварий и катастроф приоритетное значение имеет оказание экстренной медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация в лечебные учреждения, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах, на этапах медицинской эвакуации.
Решающая роль в выполнении задач медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях принадлежит объектам здравоохранения: больницам, центрам госсанэпиднадзора, станциям переливания крови, аптекам и фармацевтическим складам. От состояния готовности, степени устойчивости функционирования объектов, организации слаженной работы между ними зависит решение задач по медицинскому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Успешно решать задачи по медицинскому обеспечению населения можно при прогнозировании возможной обстановки и планировании мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций. 1. Основы планирования медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Цели планирования и основные требования к планирующим документам.
Планированию медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях отводится большое место в работе органов управления здравоохранения. Предвидение возможной экстремальной ситуации и заблаговременное планирование расстановки сил и средств для решения задач по медицинскому обеспечению населения в сложной обстановке позволяет руководящему составу здравоохранения принимать наиболее обоснованные решения, затрачивать на это меньше времени, наиболее рационально использовать имеющиеся силы и средства. Планирование медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется на объектах здравоохранения, в районе, городе и в масштабе других административно-территориальных образований, а также на промышленных предприятиях, отраслях, министерствах и ведомствах. Таким образом, в основу планирования медицинских мероприятий положен территориально-производственный принцип, что соответствует организационной структуре службы экстренной медицинской помощи. Все отрабатываемые планы должны быть согласованными, что позволит организованно решать вопросы взаимодействия между различными по подчиненности органами управления, учреждениями и формированиями здравоохранения и учреждениями других организационных структур, участвующих в ведении спасательных работ в очагах катастроф.
Основными целями планирования медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях являются: - повышение готовности органов управления, сил и средств здравоохранения к действиям при внезапно возникающих ситуациях; - обеспечение устойчивого управления учреждениями и формированиями службы экстренной медицинской помощи населению при приведении их в готовность в ограниченные сроки и организации работы в очагах катастроф; - наиболее рациональное использование имеющихся сил и средств, обеспечение маневра ими с учетом изменяющейся обстановки и возникающих потребностей в оказании медицинской помощи, в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах катастроф, на этапах медицинской эвакуации и в районах расселения населения, оставшегося без крова; - обоснованное создание неснижаемых запасов медицинского и другого имущества для оснащения учреждений и формирований здравоохранения, предназначенных для оказания медицинской помощи и лечения населения, пострадавшего в результате катастроф; - организованное приведение в готовность учреждений и формирований службы в ограниченные сроки, решение вопросов защиты их персонала при угрозе воздействия поражающих факторов катастрофы; - наиболее оптимальное распределение медицинских кадров в учреждениях и формированиях при работе в чрезвычайных ситуациях и организация их целенаправленной подготовки. Основным требованием к отработке планирующих документов следует считать наиболее реальное отражение в них возможной прогнозируемой ситуации и в зависимости от этого реальное определение потребностей сил и средств, для решения задач по медицинскому обеспечению населения в оптимальные сроки. При этом учитывается наличие, состояние оснащенности и уровень подготовки персонала учреждений и формирований, реально возможные сроки приведения их в готовность и прибытия в очаги катастроф. При отработке планирующих документов на объектах здравоохранения, службой экстренной медицинской помощи районов, городов, области должны использоваться единые критерии оценки прогнозируемой обстановки и возможностей учреждений и формирований здравоохранения но выполнению мероприятий в этих условиях.
Планирующие документы не должны содержать излишнюю, повторяющуюся в разных разделах плана информацию, материалы справочного характера, а их формы должны соответствовать принятым образцам и быть удобными при пользовании. Одним из обязательных требований к отработке планирующих документов является достижение преемственности по их формам и содержанию на объектах здравоохранения и в службах районов, городов, областей. Содержание и последовательность работы руководителя медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. При возникновении чрезвычайных ситуаций объекты здравоохранения имеют общие для всех и специфические задачи. Общими задачами для всех объектов являются: - прогнозирование возможной обстановки и ее оценка при конкретно возникшей чрезвычайной ситуации; - планирование работы объекта в условиях чрезвычайной ситуации; - организация мероприятий по подготовке объекта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; - организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов с учетом прогнозируемой обстановки; - повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций. Для учреждений медицинского снабжения основными специфическими задачами являются: - организация наиболее полного обеспечения службы медицины катастроф необходимым имуществом; - создание переходящих (неснижаемых) запасов имущества и их защита от воздействия поражающих факторов возможных катастроф; - при необходимости передислокации материальных средств, в безопасные районы. Приоритетная роль при подготовке фармацевтических учреждений к работе в условиях чрезвычайных ситуаций отдается планированию. Особенно это важно теперь, когда проведена реорганизация санитарно- эпидемиологической службы, системы объединений «Фармация» и «Медтехника». В лечебно-профилактическом учреждении, заведующий аптекой является помощником начальника ГО ЛПУ по медицинскому снабжению. Он отвечает за своевременное создание неснижаемого запаса медицинского имущества, его хранение, освежение и выдачу в установленные планом сроки формированиям и отделениям для работы в чрезвычайной ситуации; - за организацию медицинского снабжения больницы при развертывании в загородной зоне в составе больничной базы.
Он имеет право представлять предложения по распределению имущества, организации его хранения и о порядке выдачи формированиям и отделениям больницы, контролировать расходование имущества. Поскольку СМК функционирует в различных режимах, то перечень мероприятий по обеспечению медицинским имуществом учреждений и формирований соответствует периоду деятельности СМК. В режиме повседневной деятельности осуществляется: · анализ потребности в медицинском имуществе, заготовка и распределение имущества по объектам снабжения; · разработка и совершенствование нормативов снабжения медицинским имуществом; · накопление резервов, их освежение и техническое обслуживание; · экстренная поставка медицинского имущества по заданию МЗ РФ органам здравоохранения субъектов федерации; · организация учета, хранения, использования по назначению или эксплуатации медицинского имущества; · оказание методической помощи учреждениям и формированиям СМК.
Заведующий аптекой ЛПУ обязан: · участвовать в отработке планирующих документов по вопросам медицинского снабжения; · представлять заявки на имущество неснижаемого запаса, своевременно получать его и комплектовать по отделениям и формированиям; · обеспечить выдачу медицинского имущества в соответствии с нормами оснащения формирований и отделений, закладку в установленные сроки в защитные сооружения; · знать порядок, иметь документацию и организовывать получение медицинского имущества со складов, руководить его расконсервацией; · иметь расчеты вывоза медицинского имущества при эвакуации больницы, знать потребности больницы в кислороде, воде очищенной и других средствах, изыскивать источники их поставок; · изучать возможности использования местных ресурсов для обеспечения работы больницы при ее развертывании в загородной зоне; · при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и при ликвидации последствий проводить мероприятия по защите медицинского имущества, организовывать снабжение формирований и отделений больницы. Задачи медицинского снабжения в чрезвычайной ситуации определяются в соответствии с «Положением о службе ЭМП(экстренной медицинской помощи) населению страны в чрезвычайной ситуации» (1991 г.) Особая роль отводится центральным городским и центральным районным аптекам (ЦГА, ЦРА), которые являются руководящими учреждениями по отношению ко всей аптечной сети города или района. На начальников этих аптек возлагается проведение организационно-методического руководства аптеками города, района по подготовке их к работе в чрезвычайной ситуации и в военное время. Являясь помощниками начальников медицинской службы ГО города (района) по лекарственному обеспечению, они несут персональную ответственность за полное и своевременное обеспечение формирований и учреждений СМК (МС ГО) медицинским имуществом. Заведующий ЦРА (ЦГА) обязан: § принимать участие в прогнозировании возможной обстановки на территории города или района, знать воздействие поражающих факторов на учреждения аптечной сети; § знать номенклатуру имущества, закладываемого в неснижаемый запас объектов здравоохранения для оказания медицинской помощи населению при возникновении чрезвычайной ситуации и в приоритетном порядке способствовать решению этой задачи; § планировать медицинское снабжение учреждений и формирований здравоохранения при их работе в чрезвычайной ситуации, руководить разработкой планирующих документов аптеками города или района; § изучать возможности по использованию имущества из местных ресурсов, учреждений, других ведомств; § руководить эвакуацией аптек из города, знать состояние приписанных к ним помещений по месту их новой дислокации и возможность развертывания в них работы по изготовлению лекарств; § разрабатывать мероприятия по повышению устойчивости работы аптечной сети города или района, наращивать возможности по защите персонала и медицинского имущества аптек; § организовывать подготовку персонала аптек для работы в условиях чрезвычайной ситуации.
Последовательность работы руководителя медицинского снабжения в чрезвычайной ситуации. В соответствии с Временными рекомендациями по планированию и организации медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе штаба ГО (МС ГО) выделяют ряд групп по основным направлениям медицинской службы, в том числе группу организации обеспечения медицинским имуществом, в которую войдут руководители фармацевтических учреждений определенной административной территории. Руководство группой будет осуществлять помощник начальника МС ГО (штаба ГО) по медицинскому снабжению, в соответствии с местным или территориальным уровнем. Основной задачей руководителя медицинского снабжения (начальника фармацевтического отдела ГУЗО или начальника ЦРА (ЦГА)), до возникновения чрезвычайной ситуации в области (районе, городе), является разработка плана медицинского снабжения, как раздела плана по организации медицинского обеспечения населения района, города, области при чрезвычайных ситуациях, а также: · организация накопления медицинского имущества. · определение потребности медицинского имущества в зоне прогнозируемой ЧС; · уточнение укомплектованности резервов медицинского имущества; · подготовка медицинского имущества к выдаче и доставка его в зону ЧС. С возникновением чрезвычайной ситуации руководитель медицинского снабжения готовит данные в раздел приказа руководителя органа здравоохранения по организации снабжения медицинским имуществом. В этот период штаб ликвидации последствий чрезвычайной ситуации работает круглосуточно, подводятся итоги за истекшие сутки, уточняются задачи руководителям учреждений медицинского снабжения, организуется выполнение всех предусмотренных планом мероприятий: · организация своевременного и полного обеспечения медицинским имуществом мероприятий СМК в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; · учет обеспеченности учреждений, формирований и снабжение их недостающим медицинским имуществом; · представление заявок на дополнительные ресурсы медицинского имущества, контроль их поступления и использования; · взаимодействие с органами медицинского снабжения СМК и другими органами федеральной и территориальной исполнительной власти, в том числе с органами управления фармацевтической деятельностью и снабжением медицинской техникой. При необходимости штаб СМК (штаб МС ГО) административной территории в связи со складывающейся обстановкой переносит свою деятельность на запасной пункт управления (ЗПУ). В работе по принятию решения, руководитель медицинского снабжения следует определенной последовательности. Работа начинается после того, как руководитель медицинского снабжения ознакомится с решением председателя МКК (начальника МС ГО) и уяснит задачу, стоящую перед подразделениями медицинского снабжения в данной обстановке. Уяснение задачи представляет собой логический процесс, который включает отбор главных решающих факторов, влияющих на медицинское снабжение (размеры, структура санитарных потерь в очаге, размеры и характер разрушений, масштабы заражения территории, санитарно-эпидемическое состояние в очаге поражения, возможности формирований и учреждений, привлекаемых для ликвидации последствий). Уяснив задачу, руководитель медицинского снабжения определяет мероприятия, которые нужно провести немедленно, ориентирует подчиненных в предстоящей работе и дает им необходимые указания. Затем делает расчет времени с целью определить, каким временем он располагает для организации медицинского снабжения учреждений и формирований. Определяет общий бюджет времени: время для оценки обстановки, принятия решения и доведения его до подчиненных. Оценка обстановки состоит в тщательном анализе ее по элементам с целью выявить факторы, условия, оказывающие влияния на обеспечение формирований и населения медицинским имуществом, производится расчет наличия и потребности медицинского имущества на основе ожидаемых санитарных потерь, состояние транспортных средств, укомплектованность подразделений и учреждений медицинского снабжения кадрами, оценка метеоусловий. В заключение оценки обстановки руководитель медицинского снабжения делает общие выводы. Выводы из оценки обстановки являются основой формирования решения о ходе обеспечения формирований ВСМК (МС ГО) и населения при подготовке и в ходе ликвидации последствий ЧС.
Планирование медицинского снабжения формирований учреждений ВСМК (МС ГО). Основной целью планирования медицинского снабжения учреждений и формирований здравоохранения является обеспечение их готовности к работе при чрезвычайной ситуации, наиболее рациональное распределение имеющихся средств оказания медицинской помощи и лечения пораженного населения, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах катастроф, на путях эвакуации и среди отселяемого населения из зоны катастрофы. В условиях возможных потерь материальных средств, в том числе и медицинского имущества в регионах, подвергшихся воздействию поражающих факторов катастроф, заблаговременное планирование медицинского снабжения с использованием всех имеющихся источников имеет важное значение. Более детально отрабатываются планы медицинского снабжения формирований и учреждений ВСМК (МС ГО) фармацевтическим отделом ГУЗО. Планирование снабжения медицинским имуществом и накопления его резервов осуществляются из расчета потребности формирований СМК для повседневных нужд и накопления резервов, их пополнения и освежения на основании заявок и донесений о наличии, обеспеченности и освежении медицинского имущества резерва. План снабжения медицинским имуществом разрабатывается на 1 год по разделам: · план распределения денежных средств; · план распределения ресурсов медицинского имущества; · донесение о наличии и потребности медицинского имущества для текущих нужд. Важнейшая часть плана – определение потребности в медицинском имуществе для оказания медпомощи пораженным. Определение потребности производится на основании: 1. Количества формирований и медицинских учреждений, которые будут созданы по плану медицинского обеспечения. 2. Табеля оснащения формирований и учреждений. 3. Прогноза санитарных потерь в очагах катастроф. Учитывается создание резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества. Планирование медицинского снабжения учреждений и формирований (в мирное время) должно учитывать особенности региона, профиль созданных медицинских формирований и учреждений. Потребность в медицинском имуществе в военное время определяется планом МС ГО с учетом: · возможного количества санитарных потерь в очагах поражения; · количества создаваемых медицинских формирований и учреждений и их табелей оснащения; · проведения необходимых лечебно-эвакуационных мероприятий.
4.Документы планирования и порядок их отработки. План медицинского снабжения является основным документом, определяющим действия работников медицинского снабжения в ЧС мирного времени и является одним из разделов общего плана медицинского обеспечения. План медицинского снабжения в мирное время периодически (не реже одного раза в год) корректируется, а с возникновением угрозы нападения противника или очага поражения вводится в действие. План должен быть ясным и кратким. В нем отражаются все основные мероприятия по медицинскому снабжению по режимам деятельности (периодам ГО). План состоит из 6 разделов. I раздел – в нем разрабатывается потребность в медицинском имуществе. Потребность исчисляется исходя из вероятной величины санитарных потерь и их структуры, объема медицинской помощи, количества создаваемых формирований и учреждений и возложенных на них задач. При этом учитываются табельные и другие нормы. II раздел – указывается: создаваемые силы медснабжения (органы управления, учреждения и формирования), их задачи, за счет каких учреждений здравоохранения они создаются в мирное время, организация их вывода, развертывания и порядок работы в загородной зоне в угрожаемый период и в очаге. III раздел – порядок оснащения формирований и учреждений. В нем определяется: источник медснабжения, очередность получения имущества, порядок пополнения израсходованного имущества, организация снабжения кислородом, дистиллированной водой, консервированной кровью, ее препаратами и компонентами. IV раздел – мероприятия по защите медимущества от оружия массового поражения. Указывается перечень крупных аптек, баз, складов и других учреждений медснабжения, подлежащих эвакуации в загородную зону с указанием места дислокации, количества вывозимого имущества, выделяемого транспорта, тары, рабочей силы и очередности эвакуации. Предусматривается строительство защитных сооружений с целью укрытия медицинского имущества. Отдельно указываются мероприятия по защите имущества от РВ, ОВ и БС. V раздел – организация работы подвижных формирований медицинского снабжения. Отражается организация работы подвижных ремонтно-монтажных мастерских «Медтехника» и аптечных летучек. VI раздел – организация управления и связи. Устанавливается порядок связи с вышестоящими органами снабжения и подчиненными, сроки представления донесений (очередных и внеочередных), определяются дублеры руководящего состава. Разработанный план медицинского снабжения утверждается соответствующим начальником и доводится до сведения и исполнения подчиненным. Обо всех изменениях в плане в период мирного времени, в период угрозы нападения и при возникновении очагов массовых потерь каждый работник медснабжения должен информировать соответствующие органы управления и подчиненных, которых эти изменения касаются. План медицинского снабжения должен отвечать следующим требованиям: · реальность планируемых мероприятий; · четкость и ясность положений и задач; · полнота отражаемых вопросов; · краткость и ясность изложения; · согласованность проводимых мероприятий (по времени и месту) с планом медицинского обеспечения. Таким образом, план медицинского снабжения является документом, определяющим организацию медицинского снабжения и работу органов и учреждений снабжения в угрожаемый период и в военное время.
Вопросы по организации медицинского снабжения находят отражение в планах медицинского обеспечения населения при чрезвычайной ситуации, отрабатываемых органами здравоохранения на объектах здравоохранения и в масштабе районов, городов, областей, регионов. В этих планах, которыми пользуется руководящий состав здравоохранения, в отдельных разделах показываются источники медицинского снабжения учреждений и формирований здравоохранения, сроки обеспечения их имуществом и возможности по оказанию медицинской помощи и лечению пораженного населения, порядок пополнения израсходованного имущества. В соответствующих приложениях к плану медицинского обеспечения населения имеются необходимые расчеты распределения имущества по функциональным отделениям учреждений здравоохранения, а в масштабе районов и городов - расчеты по закреплению учреждений здравоохранения за учреждениями медицинского снабжения. При планировании медицинского снабжения учреждений и медицинских формирований руководствуются имеющимся заданием и прогнозируемой возможной обстановкой, которая может быть при чрезвычайной обстановке. При этом учитываются многие факторы и особенности региона, которые оказывают существенное влияние на организацию медицинского обеспечения населения и снабжение его медицинским имуществом. Необходимо иметь достоверные данные о количестве населения по его группам и возрастным категориям, по размещению на территориях, которые могут подвергаться воздействию поражающих факторов при чрезвычайной ситуации. Рациональное медицинское снабжение невозможно без знания организационной структуры учреждений здравоохранения и задач, которые на них возложены при чрезвычайной ситуации, имеющихся в них неснижаемых запасов имущества и имущества текущего пользования. К числу исходных данных, используемых при планировании мероприятий по медицинскому снабжению, относятся: - задание вышестоящего штаба ГО, в котором находят отражение общие вопросы; - перечень учреждений здравоохранения и формирований, обеспечиваемых медицинским имуществом; - объемы накопления неснижаемого запаса медицинского имущества и порядок его передачи формированиям и учреждениям СМК; - порядок участия в работе органов управления СМК и некоторые другие специфические вопросы: -условия размещения объектов медицинского снабжения и прогнозируемая обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций; - состояние укомплектованности объектов кадрами и возможные источники их пополнения; - характер движения материальных ресурсов (поставки, выдача), размещение поставщиков и доля их значимости в поставках медицинского имущества; - характеристика объектов здравоохранения и количество населения, которое находится на лекарственном обеспечении; - состояние технической оснащенности учреждений медицинского снабжения, характеризующей их возможности пo изготовлению лекарственных средств, и возможности погрузочно-разгрузочных работ при обработке поступающих грузов; - наличие и состояние готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, средств оповещения и связи и др. Исходя из полученных данных, заведующие ЦГА, ЦРА (начальник фармотдела ГУЗО) определяют порядок лекарственного обеспечения создаваемых формирований и учреждении ВСМК (МС ГО), лечебно-профилактических учреждений и населения города, района (как существующих, так и с учетом прибывающих по эвакуации), порядок использования эвакуированных городских аптек и других аптечных учреждений, а также согласовывают с местными органами вопросы по их размещению. Одновременно заведующие ЦГА и ЦРА должны всесторонне изучить и оценить условия деятельности и возможности работы в условиях ЧС и военного времени как своей аптеки, так и аптек города, района (обеспеченность кадрами, состояние помещений и хранилищ, производственные возможности стерилизационно-дистилляционной аппаратуры, наличие неснижаемых запасов медицинского имущества, защитных материалов для укрытия имущества от возможного заражения РВ, ОБ и БС, наличие средств индивидуальной защиты и убежищ для личного состава и членов их семей, состояние системы связи с аптеками города, района и т. п.). Необходимо взять на учет все подвалы, погреба в аптеках города, района и получить данные об их состоянии и вместимости. Кроме планирующих документов, заведующие ЦГА и ЦРА должны иметь административную карту (схему) города, района с отработанной на ней системой лекарственного обеспечения мирного и военного времени. На карте условными обозначениями должна быть показана существующая сеть аптечных учреждений города, района, пункты дислокации их в загородной зоне, сеть развертываемых учреждений МС ГО, маршрут выдвижения временной аптечной летучки для подачи имущества формированиям в районы очагов поражения и т. п. Карта (схема) с нанесенной на ней обстановкой должна иметь гриф «секретно» и храниться в спец.части соответствующего органа здравоохранения (фармацевтическом отделе). При составлении рабочей карты соблюдаются следующие правила: при нанесении на карту (схему) формирований и учреждений СМК (МС ГО) и аптечных учреждений пользуются условны знаками (см. приложение), которые обозначаются черным цветом. Если аптеки и другие аптечные учреждения из города эвакуируются в сельские районы, то условные обозначения их на новом месте дислокации наносятся на карту другим цветом. Для большей наглядности разрешается подтушевывать условные знаки: дороги - темно-коричневым цветом, названия населенных пунктов - подчеркивать черным карандашом. Некоторые надписи на картах, расчетные и справочные данные разрешается делать на полях. Все надписи и обозначения на картах (схемах) делаются только карандашом. В решении начальника медицинского снабжения, которое отрабатывается текстуально, отражаются следующие пункты:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|