Научное познание. Теоретическое познание.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
1. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ
Гносеология___________________________________________________ познание___________________________________________________________ субъект познания___________________________________________________ объект познания ______________________________________________
рационализм________________________________________________________ эмпиризм_________________________________________________________ деятельность_________________________________________________________
2. ПОДУМАЙТЕ НАД ПРИВЕДЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ И ОБЪЯСНИТЬ ИХ:
ü Опыт – самый лучший наставник
Вергилий
ü То, что мы знаем – ограничено, а что не знаем – бесконечно
Апулей
ü Блажен тот, кто ничего не знает; он не рискует быть непонятым
Конфуций
3. НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ РАСКРОЙТЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.
Занятие 12
ТЕМА
«МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЗНАНИЯ»
ПРИВЕДИТЕ ПО 3 ПРИМЕРА
· понятий – из генетики;
· суждений из фармакологии;
· умозаключений из анатомии и гигиены
2 .НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ ДОКАЖИТЕ ЧТО:
· практика- основа познания;
· практика – цель познания;
· практика – основа познания.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО ТЕСТАМ
1. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
2. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире
2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4)использует логические умозаключения
3. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического
воздействия на них.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
4. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –является результатом
1)теоретического анализа
2)социального эксперимента
3)непосредственного наблюдения
4)обобщения повседневного опыта
5. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
6. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)
1) Ощущения
2) Восприятия
3) Суждения
4) Понятия
5) Представления
6) Умозаключения
7. Вставьте пропущенное слово:
«Познание — это... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».
8. Закончите фразу:
«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется...».
9. Закончите фразу:
«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется...».
10. Закончите фразу:
«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется...».
11. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста. «Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».
12. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».
13. Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом
1) паранаучного знания
2) обобщения жизненного опыта
3) художественного вымысла
4) экспериментальной проверки
14. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление
2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение
4) представление, суждение, ощущение
15. И чувственное, и рациональное познание
1) направлены на поиск истины
2) опираются на представления о предмете
3) начинаются с субъективных ощущений
4) отражают существенные свойства предмета
16. Формой практики не является:
а) преобразование природы с помощью орудий труда;
б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;
в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;
г) научный эксперимент.
17. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
18. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление;
б) восприятие;
в) идея;
г) ощущение.
19. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма.
20. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):
а) понятие;
б) категория;
в) дефиниция;
г) термин.
21. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:
а) понятие;
б) категория;
в) суждение;
г) умозаключение.
22. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умозаключение:
а) я отношусь ко всем людям;
б) все люди похожи на меня;
в) я мыслю;
г) животные тоже мыслят.
23. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
в) представление;
г) объяснение.
24. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
в) обыденным;
г) научным.
25. Любое изменение, преобразование, процесс - это:
а) эволюция;
б) развитие;
в) инволюция;
г) движение.
Занятие 13
ТЕМА
«ИСТИНА. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ»
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИН ИЗ БИОЛОГИИ, АНАТОМИИ, ФАРМАКОЛОГИИ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО ТЕСТАМ
1. И абсолютная, и относительная истины:
1) носят объективный характер
2) всегда находят подтверждение на практике
3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете
4) могут быть опровергнуты со временем
2. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
3. Верны ли суждения:
А. Противоположностью истины может быть другая истина.
Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
4. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
1) обыденного знания
2) мифологического знания
3) эмпирического знания
4)научного знания
5. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Цель научного познания — получение достоверного знания
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.
Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Результатом познания являются:
1) вещи
2) знания
3) учения
4) заблуждения
9. Верны ли следующие суждения?
А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».
Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А и Б
4) оба суждения неверны
10. Критериями истины являются:
1) опыт, практика
2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению
4) соответствие законам логики
11. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна.
12. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
а) ложь;
б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок.
13. Среди современных концепций истины отсутствует:
а) когерентная;
б) соответствия;
в) системная;
г) прагматическая.
14. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной».
3.Заполните граф, по предложенным примерам, определите метод познания или его сущность.
Г Р А Ф
1. Анализ -
|
| 2. …..изучение наследственных факторов
|
| 3. Эксперимент-…
|
|
|
|
|
4………за действием лекарственного препарата
|
| 5. Постановка диагноза -
|
| 6.Доказательство теоремы-….
|
Занятие 14
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ.
1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Истина сама по себе... – соответствие между нашей мыслью и действительностью... Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...
Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их... Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким
образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума... Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества.
(Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф.Брокгауза – И.Ефрона)
1)Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?
2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем
оно?
3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной
(умственной) деятельности человека, направленной на
постижение мира? Соответствуют ли эти положения
современным взглядам на роль рационального мышления в
познании? Свой вывод обоснуйте.
4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания?
Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
2) Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные и проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
4) Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом
3. Методом эмпирического познания не является:
1) эксперимент
2) наблюдение
3)аналогия
4) описание
4. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: