Дарья Уткина, Ирина Васьковская
«Макаки, пицца и деструкция»
Даша, 14 лет Настя, 14 лет Аня, 14 лет Юля, 14 лет Коля, 14 лет Наталья Петровна, 40 лет Мать Юли, 45 лет Отец Юли, 48 лет Мать Даши, 43 года Мать Ани, 45 лет
Школьный театр. Маленькая сцена; неяркий свет. Жарко. На стене висят портреты К.С. Станиславского и режиссера К. Богомолова. В углу сцены – несколько стульев. На сцене сидит Аня в плюшевом костюме макаки. В руках у нее телефон. Входит Настя в костюме макаки и с пакетом чипсов. Она садится на один из стульев в углу и достает телефон. Аня с неодобрением смотрит на бездельницу Настю. Аня. Эй, коротышка. Настя молча показывает Ане средний палец. Аня. Стулья таскай! Репетиция через десять минут. Настя. А ты? Аня (рассматривает свои ногти). А у меня маникюр. Настя неохотно встает и начинает таскать стулья в зрительный зал. Аня. Мне мама подарила сертификат в парфюмерный магазин на пятьсот рублей. Я блеск для губ купила. С шоколадным вкусом. Ещё духи купила (подставляет Насте свое запястье, чтобы она оценила духи) Настя (нюхает Анину руку, морщится). Вкусные.
Аня. У меня теперь пять флаконов духов! Аня встает, кружится по сцене, целует портрет Станиславского. Настя садится на сцену, достает телефон и ест чипсы. Аня садится рядом с Настей, показывает ей какую-то забавную картинку в телефоне. Они хихикают. Аня достает из своего рюкзака помаду и маленькое зеркальце. Красит губы. Настя уткнулась в телефон. На сцену горделиво, как королева, входит Даша. Она в костюме макаки, на голове у нее корона. Даша с презрением смотрит на ленивых девочек: ни трудолюбия, ни страсти! Она встает в центр сцены и начинает репетировать дикий танец джунглей, не очень умело размахивая руками и ногами. Даша считает вслух: «Три-четыре, поворот! Пять-шесть, поворот!» Но танец не получается. Даша останавливается, тяжело дышит. Смотрит на девочек.
Даша. Эй. Давайте танец финальный прогоним. Настя и Аня морщатся – им неохота.
Аня. Давай завтра. Даша. Давай сейчас. Всё равно валяетесь и ничего не делаете.
Настя (не отрываясь от телефона). Мы отдыхаем.
Даша (Насте). Так, убрать телефоны на репетиции!
Настя. Ну и не ори вообще.
Аня (Даше). Не в джунглях вообще-то. Даша. Не в джунглях? А должны быть в джунглях!
Настя. В смысле?
Даша. У нас спектакль о жизни колонии макак! Но я же чувствую, что вы внутренне отчуждены! Погружения в материал – ноль!
Настя. В каком смысле?
Даша. Ну вот покажи мне, как ведут себя макаки. Я тебе на прошлой репетиции объясняла. Давай - бытовое поведение макаки. Настя лениво встает, невысоко подпрыгивает, почесывается и издает несколько унылых тихих звуков - якобы обезьяньих.
Даша (Насте). Ты так ничего и не поняла. А до показа - восемь репетиций. Это вот столько, если ты тоже не поняла (показывает Насте пятерню и три пальца)
Настя (отмахивается от Даши). Я свои слова все выучила.
Аня (Даше). Наталья Петровна сказала, что у нас всё на приличном уровне.
Даша. Она закрывает глаза на реальное положение вещей. А что ей остается? Все режиссеры так делают.
Настя. Да знаем мы танец.
Даша. А на тебе вообще костюм лопнул!
Настя вертится, осматривая костюм.
Настя. Я не жирная! Меня измерили неправильно!
Даша. Да ты чипсы ведрами жрешь! Настя. Ничего не жру!
Даша. Жрешь.
Даша садится на сцену рядом с девочками. Даша. Да, мы займем первое место. Это очевидно. Настя. Правда? Даша. Бесите! Верка еще слилась! Тоже бесит!
Аня. Ну, если она ногу сломала.
Даша. Потому что она неуклюжая. Такая же, как вы! Настя. Я пластичная. Мне Наталья Петровна сказала.
Даша. Деточка, она тебя обманула.
Настя. Она сказала, что я пластичная и что у меня голос громкий!
Даша. В театре громкий голос не главное.
Аня. А что главное?
Даша. Талант. Вот у меня есть талант. Талант драматической актрисы.
Аня. А у меня?
Настя. А у меня? Даша выразительно смотрит на девочек. На сцене появляется Коля с большой коробкой пиццы. Коля. Бананов не было – я вам пиццы взял!
Настя резво встает, берет у Коли коробку и возвращается на место. Аня и Настя открывают коробку – там горячая пицца. Девочки едят. Даша. Коля! Коля. А чо? Она без лука - я попросил.
Даша. Ты хочешь, чтобы я разжирела?! Сказала же - купи отрубей или хлебцев бездрожжевых!
Коля. Блин, зайчик, я забыл.
Даша. Потому что тебе на меня плевать!
Коля. Ну давай я схожу за отрубями. Где их продают?
Даша. Всё, иди!
Коля. За отрубями?
Даша. И заодно за новым мозгом!
Коля. Ну чо начала-то сразу. Даша. Всё! Исчезни! У нас репетиция!
Коля кричит и прыгает, как макака, чтобы позлить Дашу, а потом уходит. Даша садится рядом с девочками. Девочки едят пиццу. Даша (Насте). Дай мне тоже.
Настя дает Даше кусок пиццы.
Даша (набив пиццей рот, пытается произнести скороговорку). От топота копыт пыль по полю летит… (давится и кашляет прямо в коробку; куски пиццы попадают и на костюм Ани)
Аня. Да блин!
Аня с отвращением сталкивает коробку с коленей.
Аня (Даше). Совсем сдурела?! У меня теперь вся шерсть в пицце! (достает из кармана белоснежный платочек и пытается счистить объедки с костюма)
Даша. Ну извини. Хотела дикцию потренировать.
Аня. С пиццей в зубах?!
Даша. Метод Демосфена, между прочим! Демосфен тренировался с камнями во рту. Аня. Да блин! На кого я теперь похожа?!
Даша. Ты играешь обезьяну! Они живут в дикой природе! Они всегда грязные! У них нет носовых платочков!
Аня чистит костюм. Даша. Ну извини. Я не специально. Пауза. Даша в тоске. Аня чистит костюм. Настя незаметно двигает коробку с остатками пиццей ближе к себе – не выбрасывать же.
Даша. Боже мой! Вокруг меня только пицца и деструкция! За что мне это?! За что?!
Настя. Кто? Даша. Пицца и деструкция! На сцену быстро входит Наталья Петровна, режиссер спектакля. За ней идёт Юля. У Натальи Петровны на плече висит большая сумка – в ней она носит коробки с обедом и книги о театре.
Наталья Петровна (хлопает в ладоши). Девочки, подъём! (девочки вяло встают) Бодрее! Я хочу видеть широкие жизнерадостные улыбки! Настя, текст выучила?
Настя. Выучила, Наталья Петровна.
Наталья Петровна. Убью, если врёшь. Через две недели конкурс, а вы двух слов связать не можете.
Даша. Я весь текст знаю. И не только свой.
Наталья Петровна. Рада это слышать, Даша.
Даша. Спасибо.
Наталья Петровна. А знаешь, почему?
Даша. Потому что на меня вся надежда.
Наталья Петровна. Правильно. А еще потому, что Верину роль теперь будешь играть ты.
Даша. В каком смысле - Верину? Две роли сразу? У нас же третья сцена совместная. Наталья Петровна. Тыиграешь Верину роль. Роль старой больной макаки (выводит вперёд Юлю) А Юленька, наша новая актриса, играет твою роль - королеву макак (пауза) Всё понятно? Всем всё понятно?
Юля вежливо протягивает Даше руку, чтобы поздороваться. Но Даша делает вид, что не замечает этого. С Юлей здоровается воспитанная Аня. Настя. Всем! Даша. Мне не понятно.
Наталья Петровна. Что именно не понятно? (смотрит на часы) Даша. Я над своей ролью месяц работала! Я специально в зоопарк ходила - наблюдать за поведением обезьян!
Наталья Петровна. А что у тебя за тон? Ты с преподавателем разговариваешь. Если тебе что-то не нравится – ты можешь быть свободна. Мы насильно никого не держим.
Наталья Петровна усаживает Юлю на стул, достает из сумки книгу и отдает Юле. Наталья Петровна (Юле). Михаил Чехов. «Работа актера над собой». Читай внимательно.
Юля - с очень прямой спиной – открывает книгу и читает. Наталья Петровна смотрит на нее с нежной улыбкой.
Даша. Наталья Петровна, вы же мне сами сказали, что у меня талант.
Наталья Петровна. У тебя талант. И у меня талант! У нас у всех талант! Но твою роль будет играть Юля Логинова (пауза) Обид в театре не должно быть: мы все вместе делаем одно дело (смотрит на часы). Всё, уменя нет времени на истерики. Снимай корону. Пусть Юля примерит.
Даша. Не сниму. Это моя корона!
Наталья Петровна. Я понимаю - тебе обидно. Но ты ведь хочешь, чтобы у нас получился хороший спектакль? Мы все хотим! Но пока у нас получается не очень хорошо. А ты думаешь, в настоящем театре не так? Так же могут заменить неподходящую актрису в любой момент.
Даша. Я месяц была подходящая, а за полдня стала неподходящая?
Наталья Петровна. Если ты не прекратишь орать в присутствии преподавателя, я сниму тебя с роли.
Даша снимает корону и кладет ее на сцену.
Наталья Петрова (Ане и Насте). Так, а где пальма? Аня. Её Коля чинит. Наталья Петровна. Вчера ещё должен был всё сделать! (кричит куда-то за кулисы) Коля! Где пальма? Немедленно доделай пальму! Пауза. Наталья Петровна (смотрит на часы). Так, завтра в шесть тридцать с вызубренным текстом (Юле, нежно) Ты успеешь?
Юля. Конечно, Наталья Петровна.
Наталья Петровна. Умница.
Даша. Наталья Петровна!
Наталья Петровна. Завтра. В шесть тридцать. С вызубренными текстами. Кто забудет хотя бы одну реплику – отправится на долгую прогулку. Все поняли? Настя. Все! Наталья Петровна. И ещё одна новость – лучший спектакль повезут на московский фестиваль непрофессиональных театров! Девочки шокированы новостью. Аня прыгает от радости и хлопает в ладоши. Аня. В Москву! В Москву! Ура! Аня и Настя надевают рюкзаки и хотят уйти. Юля продолжает читать.
Даша (Ане и Насте). Сидеть. Аня и Настя послушно садятся на сцену. Даша медленно подходит к Юле. Девочки внимательно смотрят друг на друга. Даша (Юле). А ты чего улыбаешься?
Юля (улыбается). Я не улыбаюсь.
Даша. Ты мою роль играть не будешь. Ты кто вообще такая? Я эту роль месяц готовила.
Юля. Я слышала. Ты даже в зоопарке сидела.
Аня хихикает. Даша злобно смотрит на неё.
Даша (Юле). Скажешь завтра Петровне, что роль королевы не потянешь и попросишь Веркину роль. Роль отличная – пятнадцать минут на сцене.
Юля. Я думаю, Наталья Петровна не согласится. Даша. А она не имеет права заставлять тебя в спектакле играть: у нас свобода выбора досуга. Ты ей просто скажи, что хочешь Веркину роль. Она поорёт и отвалит. Юля. Не отвалит.
Даша. Да почему?
Юля. Ну потому. Она сказала, что ты... (пауза) извини, но она так сказала.
Даша. Что сказала?
Юля. Извини. Даша. Что она сказала?
Юля. Что ты деревянная. Даша. Какая?!
Юля. Негибкая и зажатая. Она так сказала, извини.
Аня. А про меня что-нибудь сказала?
Юля. Нет.
Даша. А ты гибкая, что ли?
Юля. Извини.
Даша. А ты что, как попугай: «извини» да «извини»? Юля. Извини. Даша смотрит на Юлю. Пауза. Даша улыбается.
Даша. Ладно. Но раз ты теперь в нашем театре, Лена…
Юля. Меня Юля зовут.
Даша. Ах, да. Извини.
Юля. Ты постарайся запомнить.
Даша. Я постараюсь, но твердо обещать не могу (улыбается) Ну так вот. В нашем театре все новенькие проходят испытание. Да, девочки? Настя и Аня молчат. Юля встает, чтобы уйти. Но Даша преграждает ей путь. Юля. Мне домой пора.
Даша. Скоро пойдёшь. Да ты не бойся. Мы никого не запинываем. Да, девочки?
Настя. Не, никого.
Даша. Аня!
Аня резво бежит к вешалке и приносит костюм и маску макаки – для Юли.
Юля. Меня мама ждёт.
Даша (держит костюм перед Юлей). Если ты такая гибкая и раскрепощённая, то надень костюм макаки, дойди до кабинета директора, открой дверь и сделай вот так… (кричит и прыгает, как обезьяна) Это такой тест на совместимость.
Юля. Я не хочу.
Даша. А тебя не спрашивают. Чтобы остаться в нашем театре, ты должна это сделать. Мы все так делали. Юля. Ну тогда директора этим не удивишь. Он уже трёх обезьян видел – ему неинтересно будет.
Даша. Девочки, она сопротивляется.
Настя (Даше). Я драться не буду. Юля (Даше). Может, лучше порепетируем?
Юля говорит «порепетируем» так, будто хочет сказать «подеремся». Юля наступает на Дашу – Даша делает шаг назад. Костюм Юли всё ещё у неё в руках.
Даша. Ты здесь не командуй.
Юля. А кто здесь командует?
Даша. Наталья Петровна.
Юля. Ну вот - она скомандовала, чтоб мы познакомились и подружились.
Даша. Ты же к мамочке торопишься.
Юля. Она подождёт. Давай с третьей сцены.
Пауза. Даша бросает в Юлю костюм. Даша. Я домой!
Даша берет свой рюкзак, смотрит на Аню и Настю. Они встают, идут за ней. Уходят. Юля остается одна. Она поднимает костюм и надевает его. Затем надевает маску и корону. Танцует воинственный танец первой победы. Входит Коля. Он тащит большую искусственную пальму. Но Юля его не видит. Коля ставит пальму на сцену, приближается к Юле и поднимает ее на руки. Юля. Э, отпусти! Коля отпускает Юлю. Она снимает маску. Коля. А, блин… сорри. Я думал - Дашка. Юля. Она домой ушла. Коля смотрит на Юлю. Коля. А пальму куда ставить? Юля. Не знаю. В угол пока поставь. Коля. Страйк. Юля. В смысле? Коля. Можно Коля. Юля. Королева макак. Можно Юля. Пауза. Коля ищет тему для беседы. Коля. Есть клавишник знакомый? Юля. Предположим. Коля. Чо, правда есть? Юля. Тебе зачем? Коля. Нам в группу клавишник нужен. Юля. Что за группа? Коля. «Икстонический взгляд зомби». Юля. Икстонический?Неплохо. Коля. Я придумал. Юля. Ладно, я подумаю. Может, соглашусь. Коля. В смысле?
Юля. Семь лет музыкалки по классу фортепиано. Коля. Круто. У тебя во сколько завтра репа заканчивается? Юля. В восемь. Коля. Я зайду. Юля. Я еще не согласилась. Коля. Я зайду. Юля. И откуда такая уверенность? Коля улыбается и делает шаг к Юле. Глубоко вдыхает. Юля. Блин, ты чо, вампир? Коля. У тебя духи вкусные. Юля. Да? (нюхает рукав костюма) Да. Коля улыбается. Крик Даши за сценой. Даша. Коля! Ты где?! Коля (Даше). Да блин, щаз иду! (Юле). До завтра. Коля уходит. Юля смотрит ему вслед и улыбается. Поправляет корону. Квартира Юли. Юля входит в кухню. Там сидит мать и смотрит телевизор. Мать в грязном халате, с немытой головой. Юля. Мам, привет.
Мать молчит, не оборачивается. Юля. Мама, привет! Мать не реагирует. Юля надевает маску макаки и трогает мать за плечо. Мать оборачивается, смотрит на дочь. Пауза.
Мать. Ты чего пришла?
Юля. Домой.
Мать. А что так рано?
Юля. Мам, девять вечера!
Мать. Да? (пауза) Ну иди поешь (поворачивается к телевизору)
Юля. Спасибо. Юля заглядывает в холодильник.
Юля. Мам, а нет ничего. Что мне поесть? Мать протягивает Юле открытую консервную банку. Юля берет банку, нюхает и выбрасывает в мусорное ведро. Но мать даже не замечает, увлеченная рекламой стирального порошка. Юля. Что, даже хлеба нет?
Мать. Сходи к тёте Вале.
Юля. Она мне дверь больше не открывает. Мать. Нет денег. Пауза.
Юля. А меня на главную роль взяли.
Мать. Не кричи.
Юля. Мы если первое место займем - в Москву поедем.
Мать. Я целый день стирала, могу я в отдохнуть спокойно?!
Юля. Ты мне юбку синюю выстирала? Мать. Я не успела.
Юля. А что ты стирала весь день?
Мать. Шторы!
Пауза.
Юля. А папа не звонил? Мать. Не звонил твой папа. И не позвонит. А зачем ему звонить? У него любовница молодая. Зачем ему старой жене звонить? Ты не знаешь, а? Пауза. Мать вдруг понимает, что разговаривает с дочерью.
Мать. Что уши развесила?! Здесь взрослые разговоры! Пошла быстро уроки учить!
Мать снова отворачивается к телевизору. Юля некоторое время смотрит на нее, а потом уходит в свою комнату. Бросает рюкзак на пол. Достает телефон и набирает номер отца. Звонок сбросили. Юля садится на диван, вертит в руках маску макаки. Встает, ставит маску на диван. Широко улыбается и обращается к маске. Юля. Мама, это всё для меня?! Боже мой, даже торт! Торт с моим именем! Папа, и ты пришёл?! Боже мой, я так рада. Мне дали главную роль королевы! Мы займем первое место и поедем в Москву! Да, я очень талантливая и вам надо мной гордиться! Боже мой, что это? Это тоже для меня? Боже мой, это духи, о которых я мечтала! Боже мой, а сейчас мы все встанем и поедем в ресторан! Я закажу креветки. Я их никогда не ела. Только чипсы со вкусом креветок. Боже мой, а вдруг у меня аллергия на морепродукты, я съем одну креветку и начну задыхаться?! И вообще умру прямо в ресторане?!
Маленькая пауза. Юле начинает казаться, что она стоит на сцене перед огромным залом.
Когда я стану совсем знаменитой, ты приедешь в самый большой московский театр и посмотришь, как я играю! Я буду играть главную роль. Я тебе помашу со сцены. Но незаметно, чтобы не пострадал рисунок роли. Надо просто заранее договориться, в какой момент я тебе помашу. Ты, главное, не забудь на меня смотреть. И даже ни на кого другого ты не смотри – только на меня одну, потому что я буду играть лучше всех. Я буду играть лучше всех!
Юля выдерживает эффектную паузу. Она стоит, раскинув руки. Ей аплодируют невидимые зрители.
Юля. Спасибо! Школьный театр. Репетиция. В центре сцены стоит Юля. Она только что закончила какую-то сложную сцену. На Юлю восторженно смотрит Наталья Петровна. Аня и Настя с пальмовыми ветвями в руках стоят по обе стороны от Юли. Даша – в отдалении. Она смотрит на одаренную Юлю почти с ненавистью. Наталья Петровна (Юле). Юленька, прекрасно! Просто замечательно! Юля. Правда?
Наталья Петровна (в экстазе). Да! Боже мой, как ты была похожа на молодую Алису Коонен… (приходит в себя, громко хлопает в ладоши и обращается ко всем) Так, финальная сцена! Смерть королевы! Девочки быстро выстраиваются: Даша садится на колени в центр сцены. Юля ложится на пол, кладет голову Даше на колени. Аня и Настя встают справа и слева от девочек. Наталья Петровна стоит за спиной Даши и руководит. Наталья Петровна. Аня, Настя – встаньте прямо! Вы должны чувствовать энергетику друг друга! Действовать, как один организм! В вашей правой руке появился шарик ртути… перекатывайте его от запястья до локтя… И покатили! Медленнее! И поехали веточки! Вправо-влево! Вправо-влево!
Аня и Настя старательно машут пальмовыми ветвями. Наталья Петровна. Даша! Экстаз отчаяния! Даша заламывает руки и пронзительно кричит, изображая горе. Наталья Петровна морщится и останавливает Дашу. Наталья Петровна (Даше). Еще раз! Даша повторяет. Наталье Петровне снова не нравится. Наталья Петровна (Даше). Ты что, мясо ела сегодня…? Даша. Нет! Наталья Петровна. Точно? Ты знаешь, что будет, если врёшь. Лучше прямо сейчас начинай чиститься! Грубая мясная энергия нам здесь не нужна! И это всех касается! Наталья Петровна (Юле). Юленька, прекрасно, просто замечательно! Я в восторге.
Наталья Петровна (Ане). Аня, больше жизни: ты сегодня, как зомби.
Настя. А я, Наталья Петровна?
Наталья Петровна. Ты тоже молодец. Наталья Петровна смотрит на часы. Наталья Петровна. Педсовет через семь минут! (хлопает в ладоши) Так, все свободны! Завтра жду всех в шесть тридцать (смотрит на часы и уходит)
Аня и Настя идут к выходу. Юля ищет что-то в своем рюкзаке. Даша стоит возле нее.
Аня. Даша, ты идёшь?
Даша. Нет.
Аня и Настя остановились, ждут Дашу.
Даша. А вы – идёте!
Аня и Настя уходят. Юля роется в рюкзаке.
Даша (передразнивает Наталью Петровну). «Юленька, просто прекрасно! Просто замечательно! Я просто в восторге!» Юля. Не верю.
Юля достает помаду и начинает красить губы, глядя в зеркальце.
Даша. Я хочу, чтобы ты ушла из моего спектакля. Юля. А я не хочу.
Юля достает из рюкзака флакон духов. Даша выхватывает его, читает название. Юля пытается отнять духи. Даша. У тебя духи – дешёвка (брызгает в воздух, нюхает) Воняют, как освежитель для сортира.
Юля отнимает у Даши духи. Входит Коля.
Коля (Даше). Привет, зайчик (Юле) Че, погнали?
Даша (Коле). Сейчас.
Юля (Коле). Иду (встает, берёт рюкзак и уходит) Даша (Коле). В смысле – «погнали»? Куда погнали?
Коля (Даше). На репетицию! Нам клавишник нужен - сто раз тебе говорил! Даша (Коле). Э, подожди! Это она, что ли, клавишник?!
Коля. Зайчик, давай потом!
Коля уходит. Даша смотрит ему вслед. Коля возвращается.
Коля. Ну хочешь, пойдем с нами. Послушаешь.
Даша. Не хочу! (бросает в Колю свой рюкзак)
Коля исчезает. Даша пинает рюкзак, пинает стул. У неё истерика. Квартира Даши. Спальня матери Даши. Мать сидит перед большим зеркалом и красит ресницы. Даша сидит на полу. В костюме макаки.
Даша. Мама-а-а-а! Мама!
Мать. Прекрати истерику.
Даша умолкает. Смотрит на мать. Мать, чувствуя ее взгляд, поворачивает к ней голову. И вдруг принюхивается.
Мать. Чем так отвратительно пахнет?
Даша быстро нюхает свой костюм. Мать. Ты что, стала курить?
Даша. Нет, я с репетиции. Мать. Ужасный запах! (берет флакон духов со столика, распыляет духи вокруг себя)
Даша (злобно). Режиссёр Богомолов сказал в интервью, что русский театр мертв! Мать. Неуместные шутки.
Мать продолжает красить ресницы.
Даша. Мам, я нам столик на три часа забронировала.
Мать. Сегодня не получится, зайчик. Даша. Мам, ну ты же обещала…
Мать. Тихо, зайчик. Не говори под руку.
Даша. Мы же давно договорились!
Мать (размазала краску). Чёрт! Ну вот что ты сделала! (стирает краску) Сходи с девочками.У тебя же много подружек. Даша. Я с тобой хочу!
Мать. Зайчик... ну ты уже взрослая – всё понимаешь. Даша. А чо ты меня всё время «зайчик» называешь? Забыла, как меня зовут?
Мать. Great joke. Но только давай без «чо», окей? Мы же культурные люди.
Звонит телефон.
Мать (в трубку). Внимательно слушаю… (улыбается) Даша. Мам, это папа? Дай папу! (дергает мать за рукав)
Мать отмахивается от Даши.
Мать (в трубку). Слушай, рыбочка, я терпеть не могу юг Франции. Так что включи фантазию. Говорят, Антарктида в большой моде (слушает) Я буду готова через пять маленьких минут. Пока-пока-пока (Даше) Сто раз просила – не лезь, когда я занята!
Даша. Это папа был?
Мать. Кто? Не говори под руку. И принеси мне красную сумку!
Даша. Мам, я беременна от физрука.
Мать. Прекрасно, малыш. Мы обязательно сходим. Ты мне только напомни. И принеси мне сумку, наконец! И туфли!
Даша уходит. Возвращается с сумкой.
Даша. Можно я твою рубашку красную возьму?
Мама. Нет! Ты мне уже платье шелковое спрайтом залила! Ни одна химчистка не принимает! Попроси у отца денег и купи себе что-нибудь. Только, пожалуйста, не надо брать мои вещи!
Даша. А он когда вернется?
Мать. Кто?!
Даша. Папа.
Мать. В пятницу. А я сегодня уезжаю на неделю, ты помнишь?
Мать надевает туфли.
Даша. Помню.
Мать. Ну всё, не говори под руку. И не смей брать мои вещи.
Мать выходит из спальни. Даша смотрит ей вслед. Потом берет со столика матери темные очки и длинный шарф. Надевает очки, наматывает шарф на шею. Надевает туфли матери.
Даша (передразнивает мать). Я ненавижу юг Франции! Я ненавижу Флоренцию! Я ненавижу Париж! Я ненавижу Мальдивы! Я ненавижу Коста-дель-Соль! Я ненавижу Антарктиду!
Даша. Мама, а я завтра тоже уезжаю, ты помнишь? Я еду на гастроли. Вокруг света! Да, мама, потому что я – самая лучшая актриса! Потому что я играю лучше всех - я гибкая, незажатая и не деревянная! А ты можешь ехать, куда хочешь! Мне все равно! У меня слишком много дел, чтобы замечать, что ты вообще куда-то уехала. И я не собираюсь брать твои дурацкие вещи, они мне не нужны! Что? Ты хочешь, чтобы мы вместе пошли обедать? Извини, я сегодня не могу. И завтра не могу. И всю следующую неделю. Давай я внесу тебя в список встреч? Если у меня будет минут сорок свободных, я тебе наберу. Окей? В комнату заглядывает Аня. Она зашла в гости к Даше. Аня некоторое время смотрит на Дашу, потом громко стучит в дверь, чтобы привлечь к себе внимание. Аня. Даша! Можно к тебе? Даша быстро садится за столик, берет пилку и начинает полировать ногти. Даша. Давай короче, мне некогда. Аня. У меня новость. Вообще!
Даша. Что – «вообще»?
Аня. Новость!
Даша. Давай быстрее. У меня куча дел.
Аня. Короче, я че узнала…
Даша. У тебя полторы минуты. Аня. Ладно. Помнишь, у меня мать летом… ну это… Даша. Нашла тебе нового папу?
Аня. Ну да.
Даша. И что? Аня. Короче, этот дядя Валера – это отец Логиновой.
Даша. Какой Логиновой?
Аня. Ну Юли! Это отец её.
Даша. Че, правда?
Аня. Я у него бабосы в кармане искала, а там паспорт был. Я его открыла, а там её фотка!
Даша. А деньги нашла?
Аня. Фигня, полтос всего. Да он нищеброд, похоже. Мама так расстроилась.
Даша. Отец Логиновой! Ха, вот поржём. Аня. Да ладно, не надо. Она-то ни при чём. Даша. Поржём-поржём.
Аня. Да не надо, ты че... Я тебе просто так рассказала. Даша. Ты моя подруга или макакина?
Аня. Ну твоя.
Даша. Ну и всё.
Школьный театр. Перед репетицией. На сцене сидят Даша и Аня. Ведут себя, как светские львицы. Входят Юля и Настя. Настя тащит пальмовые ветви. Она садится рядом с Дашей и Аней. Юля садится в отдалении и достает книгу. Даша (Ане, громко). Я вообще теперь в такой растерянности - куда ехать на весенние каникулы. Мама хочет на юг Франции, а папа – на Сейшелы. Вообще одна головная боль с этими каникулами. Юля, а ты куда поедешь? Юля. К бабушке в деревню. Козу доить.
Даша. Ой, как мило. Девочки, правда, мило? Аня повизгивает и хлопает в ладоши. Даша (Юле). Кстати, давно хочу спросить – а ты почему в столовке одни макароны ешь? Это вредно для кожи.
Юля. Ой, наверное, потому что они напоминают мне о Канарских островах! Отвали.
Даша. Ты что? Мы же одна семья. Мы заботимся друг о друге (рассматривает свой маникюр) У тебя, наверное, денег нет? Хочешь, я тебе буду котлеты покупать? Или сосиски. Что ты больше любишь? Благотворительная помощь малоимущим. Это как бы в тренде сейчас.
Юля не отвечает.
Даша. Конечно, у тебя денег нет, раз от вас отец ушел. У тебя мама кем работает?
Юля. Не лезь к моей маме!
Даша. А ты почему такая агрессивная? Запишись к школьному психологу. Юля молчит.
Аня. Даша, ну ладно тебе. Ну хватит. Даша (Юле). Хотя тебе всё равно котлет не достанется. Знаешь, почему? Потому что Ане новый папа даёт много-много денег. И они их с Настькой… прожирают. Правда, Аня? Аня (Даше). Блин, ну хватит! И ничо не прожираем! Я вообще-то на диете!
Даша. Аня, ты лучше расскажи нам про нового папу. Поделись с подругами. Ты мне сама сказала, что он обещал тебя летом в Испанию свозить.
Аня. Я не говорила! И он не обещал – он просто сказал «посмотрим на оценки»!
Даша. Видишь, Юля, как всё несправедливо – кто-то одни макароны ест, а кто-то в Испанию едет.
Юля встает и быстро уходит, чтобы не расплакаться при всех. Даша довольно улыбается. Аня. Ты зачем так сделала.
Даша. А что я такого сделала?
Входит Наталья Петровна. Наталья Петровна. Девочки! Встаём! Встаём бодренько! (девочки встают) Где ваша позитивная энергия?! Вы уже разогрелись? Отлично! Начнём с первой сцены! Где Юля?
Даша. А она ушла, Наталья Петровна.
Наталья Петровна. Куда ушла? У нас репетиция!
Даша. Не знаю – просто ушла. Ничего не сказала.
Наталья Петровна. Ну так позвони ей! Даша. Я уже звонила – у неё телефон недоступен.
Наталья Петровна. Она не заболела?
Даша. Нет, Наталья Петровна. Просто ушла.
Наталья Петровна. Нет, это безобразие! (смотрит на часы) И что теперь делать? (пауза) Даша, встанешь пока на роль?
Даша. Конечно, Наталья Петровна.
Даша выходит на середину сцены.
Наталья Петровна. Так, первая сцена! Даша!
Даша выпрыгивает на середину сцены, колотит себя кулаками в грудь, как настоящая обезьяна, и танцует дикую пляску джунглей. Наталья Петровна восхищена. Наталья Петровна. Великолепно! Наконец-то ты поймала эмоцию! Ты, наверное, посмотрела «Гамлета» в постановке Николая Коляды, как я тебе советовала?
Даша. Посмотрела. Аня и Настя фыркают.
Аня. Там дядьки голые.
Наталья Петровна. Что за неуместный смех? Лианы взяли и на сцену пошли!
Аня и Настя берут пальмовые ветви и встают по обе стороны от Даши. Машут ветками.
Наталья Петровна (всем девочкам). Что должен помнить каждый актер? Ну быстро, быстро!
Аня и Настя (унылыми голосами). «Священнодействуй или убирайся вон».
Наталья Петровна. Вот именно!
Аня и Настя, как рабыни в гареме, обмахивают ветвями Наталью Петровну. Она застыла в театральном экстазе.
Наталья Петровна. «Священнодействуй или убирайся вон»! (воздевает руки к небу)
Аня и Настя (старательно, как у школьной доски). Убирайся вон.
Наталья Петровна. «Священнодействуй или убирайся вон»!
Аня и Настя. Убирайся вон!
Наталья Петровна (с безумным лицом). Когда Вивьен Ли играла Бланш Дюбуа, она сошла с ума и попала в психбольницу! (демонически хохочет, закидывая голову) Вот это была актриса! (девочкам) Думайте об этом! Думайте!!!
Наталья Петровна уходит в сопровождении Ани и Насти. На сцене остается одна Даша. Она смотрит в зрительный зал и бормочет, как в трансе: «Священнодействуй или убирайся вон». Входит Коля. Но Даша его не замечает. Коля. Зайчик!
Даша не реагирует. Коля. Зайчик!!!
Даша вздрагивает, резко оборачивается. Даша. Напугал, дурак!
Коля. А Логинова где?
Даша. Не знаю. Ушла. Мы без неё репетировали.
Коля. В смысле – ушла?
Даша. Очень быстро. Дверью хлопнула – даже штукатурка полетела. Говорят, она истеричка.
Коля. Да блин! Че, просто ушла и всё?!
Даша. Ну, может, у неё понос. Коля. Да блин! Концерт через неделю!
Коля достает телефон, звонит Юле. Даша. Котик, а куда ты меня сегодня пригласишь? Я хочу мятное мороженое и штрудель...
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|