Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Памятка «Как делается рокировка»

Конспект занятия

Цель занятия:

Научить детей осуществлять шахматную рокировку

 

Задачи:

Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы.
Познавательные: Ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.  
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.  

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, тренажер «Шахматы», 9 комплектов шахмат.

Ход занятия.

Этап урока Содержание урока
1.Мотивация к познавательной деятельности 1.Организационный момент Слайд 3 Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать.
2.Шахматная разминка 1. Вспоминаем, как ходят шахматные фигуры. Дидактическая игра «Мешочек»(дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру, называют ее и объясняют, как она ходит) 2. Вспоминаем, как расставляют фигуры на шахматной доске. Дидактическая игра «Расставь фигуры». Дети делятся на две команды «Белые» и «Черные». Каждый ученик в форме эстафеты ставит одну из фигур в начальную позицию на своем поле. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро и правильно расставят фигуры на шахматной доске. Слайд 4
3. Погружение в тему занятия. Выяснение целей, ожиданий. Вот и закончена игра. Учиться новому пора. 1.Отгадайте ребус - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин РОКИРОВКА. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка») Слайд 5 2.Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве. Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы. - Проспал! Все свое королевство проспал! - в отчаянии прошептал Король. Даже если вы совсем недавно научились играть в шахматы, все равно вы легко поймете чувства бедного Короля. До мата остался один шаг. Под самыми окнами дворца уже ходит вооруженная до зубов вражеская Ладья, а в отдалении, готовые к штурму, ждут последнего сигнала Черный Ферзь и вторая Ладья. А в самом центре, нагло ухмыляясь и мысленно уже победивший, стоит Черный Король. Уж он-то не проспал свою удачу!   -Можно ли помочь Белому Королю? Как? 1. Позвать на помощь другую фигуру. 2. Отступить. А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.   3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться выполнять шахматную рокировку. -Какие цели стоят перед нами? Слайд 6
4.Изучение нового материала. 1.Эвристическая беседа «Шахматная рокировка» Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку!Для чего делается рокировка? Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). Слайд 7 В рокировке участвуют одна из ладей и король. Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью. Слайд 8 2. Демонстрация приема шахматной рокировки. Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам,   по которым они собираются пойти. 3.Какая бывает рокировка. Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга.
5.Физминутка Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Слайд 9
6. Изучаем правила шахматной рокировки Памятка «Как делается рокировка» Дорогой друг! Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить четыре основных правила. Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур. Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии. Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом. Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля. Слайд 10 Демонстрация приема шахматной рокировки Слайд 11
7.Практическая работа 1. Решение шахматной задачи. - Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться?   Слайд 12
8.Проверь себя 1. Запиши ответ цифрой: А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______. Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через _______. В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____. 2. Согласен ли ты, что…. Ответ запиши словом «да» или «нет». а) Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._______ б) Ферзь, слон и конь могут рокировать.____________ в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. ____ г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______ д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______ е) Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку._______ ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон.____ Слайд 13
9. Играем в шахматы 1.Повторение правил шахматной игры. А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку. За начальной подготовкой Не забудь о рокировке. Поставь по соседству скорей две ладьи И короля в укрытие быстрее веди. Давайте вспомним основные правила шахматиста. 1. Шахматную партию начинают белые 2. Стороны делают ходы поочерёдно, каждым ходом перемещая одну фигуру 3. Цель каждого игрока - атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать "взятия" короля на следующем ходу. 4. Если коснулся рукой фигуры - делай ход. 5. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера 2.Практическая работа. Игра в шахматы. · Дети играют за шахматными досками. · Педагог осуществляет наблюдение за игрой, оказывает консультативную помощь. Слайд 14
10. Итог урока. Рефлексия Продолжите: Я узнал… Я научился…
-Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха?

 

Литература:

1. Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург

2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Картинки:

1. Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» http://isoveti.ru/raznoe/uchim-rebenka-pravilam-igry-v-shaxmaty.html


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка «Как делается рокировка»

Дорогой друг! Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить четыре основных правила.

Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.

Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.

Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.

Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проверь себя.

Запиши ответ цифрой:

А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______________.

Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через ____________.

В) Сколько фигур участвует в рокировке? ______________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Проверь себя.

Согласен ли ты, что… Ответ запиши словом «да» или «нет».

а) Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._________________

б) Ферзь, слон и конь могут рокировать.______________________

в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. _____________

г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._____________________

д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход._________________

е) Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку.___________________

ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон._____________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рефлексия занятия.

Продолжите предложение:

Продолжите:

Я узнал…

Я научился…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...