Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. 3. Примерная тематика курсовых проектов

ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АНИМАЦИИ

 

СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой   ______________ / Е.А. Пискайкина / "1" сентября 2013 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ / Г.В. Вершинин / "1" сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФИЛЬМА

3КУРС, 1-2 СЕМЕСТРЫ

 

Направление подготовки (специальность) ¾ 071002.65

 

Профиль подготовки (специализация) ¾ГРАФИКА,

АНИМАЦИЯ

 

Квалификация (степень) выпускника ¾ СПЕЦИАЛИСТ

 

Форма обучения ¾ ОЧНАЯ

 

Срок освоения ООП ¾ 6 ЛЕТ

Преподаватель-разработчик¾ А. А. ИЛЬИН

Тюмень 2013


 

Разработчик:

Старший преподаватель

кафедры РТПиП ________________ А. А. Ильин

Рецензенты:

Профессор кафедры средового и графического дизайна

ИАДВИ ТГАКИСТ Н.С. Макаров

профессор, к.ф.н., директор ИАДВИ

Г.В. Вершинин

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры мультимедийных технологий и анимации 30 августа 2013 г., протокол № 1,

зав. кафедрой ________________/ Е.А. Пискайкина /

 

 

Утверждена на заседании учебно-методической комиссииИАДВИ

_________________ 2013 г, протокол № ___,

председатель ______________/ И.Е. Чердынцева /

 

 

© А. А. ИЛЬИН, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Аннотация дисциплины 4

II. Структура дисциплины 6

III. Содержание дисциплины 7

III.1. Тематический план 7

III.2. Содержание разделов дисциплины 9

III курс, I семестр 9

III курс, II семестр 10

 

III.3. Примерная тематика курсовых проектов 15

IV. Образовательные технологии 15

V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 15

V. 1.Основная литература 15

V. 2.Дополнительная литература 16

V. 3.Журналы 16

V. 4.Программное обеспечение 17

V. 5.Иллюстративные материалы 17

V. 6.Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 17

VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины 18

 

 


АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ С.3. Б.11.10 «ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФИЛЬМА»

 

1. Цели и задачи дисциплины: формирование у студентов общекультурных, социально-личностных, профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 071002.65 ГРАФИКА; особенностями традиций подготовки художников в России и мире, а также спецификой регионального рынка труда. Сформировать у студентов представление относительно теории звукозрительного образа и способов его формирования в аудиовизуальных формах искусства. Систематизировать исследовательские материалы с целью осознания роли и значения образа в системе аудиовизуальных искусств.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Индекс по учебному плану Цикл Компонент
базовая часть вариативная часть по выбору студента
С.3.Б.11.10 Гуманитарный, социальный и экономический цикл      
Цикл мировой художественной культуры      
Профессиональный цикл +    
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа      

Дисциплина «Звуковое оформление фильма» входит в блок дисциплин общепрофессионального цикла базовой части, наравне с дисциплинам цикла базовой части С3.Б.11.5 «История мирового кино», С3.Б.2 «Живопись», С2.Б.1 «История отечественного искусства и культуры», С2.Б.1 «История зарубежного искусства и культуры», С1.Б.5 «Психология и педагогика»

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины профессионального цикла базовой общепрофессиональной части С.3. Б.3 «Звуковое оформление фильма» обучающиеся должны:

Знать

 

- исторический аспект развития звукорежиссуры; взаимодействие и использование

аудиовизуальных технологий, соответственно принятым нормам и определениям эстетики XXI века; основы построения драматургии и режиссуры аудиовизуального произведения, любого вида и жанра; основные принципы искусства; психологию воздействия изображения и звука на восприятие реципиента; поэтапная технология создания аудиовизуального произведения; основы, виды, типы и принципы монтажа; технология кино и телевизионного производства; компьютерные технологии обработки звука и видео; основы акустики и психоакустики; основные выразительные средства экрана, особенности восприятия звукозрительной информации из окружающей среды, влияющие на монтажную форму организации фильма во времени и в пространстве; субъективные и объективные производственные критерии, определяющие развитие и воплощение замысла на всех этапах его формализации; драматургическое мышление и драматургическое конструирование.

 

Уметь

- проводить композиционный, идейно-тематический и режиссёрский анализ аудиовизуального произведения, писать рецензии; разрабатывать, на основе идеи и темы, образ-замысел аудиовизуального произведения и реализовывать его на следующих этапах создания произведения. Использовать компьютерные технологии, драматургически мыслить и ориентироваться в проблемах формирования замысла и формализации замысла аудиовизуальных произведений; ориентироваться в особенностях восприятия зукозрительной информации из окружающей среды, влияющие на монтажную форму организации фильма во времени и пространстве.

Владеть

- критериальным подходам в оценке субъективных, объективных и производственных компонентов замысла, определяющих развитие и воплощение замысла на всех этапах его формализации; навыками драматургического конструирования.

- способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

- способностью самостоятельного развития профессиональных компетенций
(ОК-10);

- способностью самостоятельно использовать правильно обоснованные методы и средства физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12);

- способностью различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, театре, изобразительном искусстве (ПК-11);

- способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино(ПК-12);

- способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящих в современном обществе и искусстве на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13);

- способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве (ПК-15);

- знанием выдающихся произведений мировой и отечественной литературы, музыки, театра, кино и телевидения, способностью провести профессиональный и аргументированный анализ их художественных особенностей (ПК-16);

- способностью постоянно совершенствовать знание и владение русским языком и искусством речи, способностью применять эти знания в повседневной практике и творческой деятельности (ПК-17);

- способностью постоянно совершенствовать знания иностранных языков, как средства активной коммуникации в современном обществе, в том числе для возможности ознакомления с первоисточниками в области профессиональной деятельности, культуры и изобразительного искусства, для расширения сферы профессиональной и творческой деятельности (ПК-18);

- способностью к работе в многонациональном коллективе, способностью работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывать цену ошибки, вести обучение и оказывать профессиональную помощь сотрудникам (ПК-19);

- способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы (ПК-20);

- знанием техники профессиональной безопасности и соблюдение основных правил безопасности жизнедеятельности (ПК-22).

 

II. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия          
Семинары          
Образовательные технологии (всего) 100% 100% 100%    
Лекции          
Практические занятия 100% 100% 100%    
Семинары          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Текущая аттестация – внутрисеместровые просмотры          
Вид промежуточной аттестации – экзамен в форме просмотра проекта          
Общая трудоемкость часов зач. ед.          
         

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

III.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III КУРС, I СЕМЕСТР

Темы Аудиторные занятия (часы) Самостоятельная работа (часы)
Лекции Семинар Практика
  Исторический аспект развития звукорежиссуры в искусстве («Будущее звуковой фильмы»)        
  Выразительные возможности звука. Основы теории звукозрительного образа. Основной принцип композиционной организации фильма.        
  Построение изобразительных решений и роль звука с точки зрения психологии восприятия. Методы манипуляции сознанием через аудиовизуальное произведение.        
  Драматургия аудиовизуального произведения. Режиссёрский замысел – основа создания эстетического и смыслового единства фильма        
  Режиссура аудиовизуального произведения. Режиссёрская разработка интерактивного мультимедийного произведения Режиссёрское решение замысла        
  Основные принципы искусства для аудиовизуального произведения        
  Новые аудиовизуальные технологии. Компьютерные технологии обработки звука и видео        
  Итого:        
  Всего:  
             

III КУРС, II СЕМЕСТР

Темы Аудиторные занятия (часы) Самостоятельная работа (часы)
Лекции Семинар Практика
  Поэтапное создание аудиовизуального произведения. Производственно-технологические аспекты работы режиссёра над мультимедийным проектом. Драматургия фильма и законы драматургического конструирования        
  Шум, интершум, атмосфера аудиовизуального произведения        
  Диалог, монолог, музыка в аудиовизуальном произведении        
  Дублирование, закадровый комментарий. Особенности восприятия зрителем кино-, теле- и видеопроизведения.        
  Крупный план, задний план, деталь. Звук крупным планом.        
  Синхронизация звука и изображения Монтаж как способ мышления Построение звукозрительного образа по принципу вертикального и горизонтального монтажа.        
  Основы акустики и психоакустики        
  Итого:        
  Всего:  
  Всего за III курс:  

III.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

III КУРС, I СЕМЕСТР

1. Тема « Исторический аспект развития звукорежиссур в искусстве»,(«Будущее звуковой фильмы»)

 

«Будущее звуковой фильмы. Заявка» – так назывался текст, написанный в конце 1920 г.г. С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и Г. В. Александровым под воздействием пришествия синхронной записи звука, которая появилась одновременно в США, Советской России и ряде других стран. Классификация основных направлений. (музыкальная или концертная, архивная – реставрационная, саунд-дизайн- звуковое оформление, телевидение-радио, театральная звукорежиссура, возможности звукотехнического комплекса и условия их реализации)

Фильмы и фрагменты к теме: Кино заПело, заГоворило, заШумело. (1927 - 1940 г.г.)

1. "Певец джаза" (1927) реж. Алан Кросленд

2. "Поющие под дождем" (1952) реж. Джин Келли и

Стэнли Донен

3. "Раба любви" (1975) (фрагмент) реж. Н. Михалков

4. "Под крышами Парижа" (1930) реж. Рене Клер

5. "Огни большого города"(1931) реж. Чарли Чаплин

6. "Интервенция" (1968) реж. Г. Полока

7. "Великий диктатор" (1940) (фрагмент) реж. Чарли Чаплин

8. "Путёвка в жизнь" (1931) реж. Н. Экк

9. "Новые времена"(1936) (фрагмент) реж. Чарли Чаплин

10. Документ. Будущее звуковой фильмы. Заявка (1928).docx

 

2 Тема « Выразительные возможности звука. Основы теории звукозрительного образа »

Изобразительная выразительность пластического образа в экранных произведениях усиливается за счёт сочетания зрительного и звукового рядов. Изобразительная выразительность пластического образа в экранных произведениях усиливается за счёт сочетания зрительного и звукового рядов. Изобразительная (выразительность пластического образа в экранных произведениях усиливается за счёт сочетания зрительного и звукового рядов. Есть образы зримые, а есть слышимые контрапункт этих образов и есть звукозрительный образ. Перед каждым режиссёром, создающим художественный фильм, театральную постановку, телефильм и т.д. возникает задача - это решения звукового образа, используя музыку, шумы и речь. Недооценивать, оставлять на потом - такое отношение к звуковому строю или саундтреку, серьезная ошибка.
У настоящего профессионала творческое отношение к звуку должно идти параллельно с другой работой. Необходимо это уже на этапе замысла.

 

3 Тема « Схема построения изобразительных решений и роль звука с точки зрения психологии восприятия и методы манипуляции сознанием через аудиовизуальное произведение»

Одновременно с горизонтальным подчинением кадров все перечисленные компоненты могут соподчиняться по принципу вертикали. Здесь можно использовать как плавное изменение последовательности видео- и звукового ряда, так и контрапункт звука и изображения. Все компоненты звука в основном воздействуют на подсознание.

 

4 Тема « Драматургия аудиовизуального произведения », «Режиссёрский замысел – основа создания эстетического и смыслового единства фильма»

Под драматургией подразумевается способ организации материала и приёмы динамики зрительского интереса, а также приёмы вызывающие эмоциональное переживание. Драма в переводе с греческого означает «действие», и задача драматургии – постоянно развивать действие, интригу. Драматическое произведение (спектакль, фильм, радиопостановка, мультимедийный проект…) строится не на описании событий, а на самих событиях, то есть на действии, создании и преодолении конфликтных ситуаций, столкновении интересов, характеров. Основная тема. Побочные темы. Обострение драматургии через материал произведения. Жанр – как естественное ограничение в выборе выразительных средств. Сюжет и фабула. Типы конфликтов. Композиция драматического произведения состоит из экспозиции, завязки, кульминации, развязки и финала. Столкновение разных характеров и интересов и составляет основу драматургии, так как именно характер и определяет судьбу человека.

 

5 Тема « Режиссура аудиовизуального произведения » «Режиссёрская разработка интерактивного мультимедийного произведения» «Режиссёрское решение замысла»

Процесс изготовления фильма в принципе схож, независимо от того, на каких носителях и с помощью каких технологий он делается и где потом показывается. Необходимо ещё на стадии подготовки продумать все детали будущего фильма, подчинив их единому замыслу, единой художественной мысли, единому драматургическому замыслу.

Главной задачей режиссёра является подчинение пластического и ритмического решения каждого эпизода и даже кадра драматургическому замыслу.

6 Тема « Основные принципы искусства для аудиовизуального произведения»

 

Художественный образ и его восприятие, художественный символ в искусстве. Образ – одна из основных проблем искусствоведения. Наиболее широкое определение образа – своеобразная форма отражения жизни, (мимесис) которая присуща искусству. Художественный образ в экранных искусствах состоит из множества составляющих: актёрское исполнение, сценография (декорация), свет, звук, монтаж; операторская работа и многих других компонентов. Художественный образ эволюционирует от образа – замысла к образу - реализации и от образа – реализации к образу – восприятию.

Ядром художественно образа является художественный символ.

Внутри образа он представляет собой ту трудно вычленяемую на аналитическом уровне глубинную компоненту которая целенаправленно возводит дух реципиента к духовной реальности не содержащейся в самом произведении искусства. В мировом искусстве существуют целые классы произведений (а иногда и целые огромные эпохи – например, искусство древнего Египта), в которых художественный образ практически возведён до символического. Абсолютными образцами такого искусства являются готическая архитектура, византийско-русская икона периода её расцвета (XIV-XV для Руси) или музыки Баха.

 

7. Тема « Новые аудиовизуальные технологии. Компьютерные технологии обработки звука и видео»

Одно из преимуществ цифровой записи несомненно: возможность намного более свободной манипуляции записанным, ведь все, что нужно для изменения цифрового звука. Sound Forge содержит богатые функции анализа звука, включающие в себя спектральный анализатор, подробную статистику, отображающую, в частности, пиковые и минимальные значения громкости, функцию обнаружения участков, находящихся за пределами динамического диапазона.

 

 

III КУРС, II СЕМЕСТР

8. Тема « Поэтапное создание аудиовизуального произведения» Драматургия фильма и законы драматургического конструирования. Производственно-технологические аспекты работы режиссёра над мультимедийным проектом.

Технология: пре-продакшн, съёмочный период, пост-продакшн (монтажно-тонировочный этап) Выбор темы, формирование идеи через подбор материала для создания образа-замысла через трансформацию реальности. Поиск выразительных средств. Переход к съёмочному периоду как создания образа-реализации и образа-восприятия. Соответственно принципам создания аудиовизуального произведения.

9. Тема « Шум, интершум, атмосфера аудиовизуального произведения »

Шум - это очень мощное и значительное средство выразительности, позволяющее воссоздать мир вокруг себя. И поэтому занимающие особое и важное место в звуковой партитуре и образной структуре любого произведения – документального, игрового, анимационного, в кино, театре, и т.д. Три основных вида: звуковых эффектов.

Функции шумов. Звуковая атмосфера времени. У каждого исторического периода свой звуковой фон. Каждому историческому периоду свойственны ему характерные шумы. Имитация реальных шумов. Понятие арсакустики. Монтаж шумовых фонограмм

Шумомузыка. Комбинируя, сопоставляя, объединяя, трансформируя - в звуковой партитуре достигаются необычные звуковые эффекты.

1. "И ничего больше" док. фльм (1987)

Режиссура А. Сокурова создание аудиовизуального образа через контрапункт изображения, музыки, шумов и текста. Ассоциативный монтаж.

2. "Блокада" док.фильм (2006)

Режиссура С. Лозница создание аудиовизуального образа используя только видео и шумы

3. "Энтузиазм" (Симфония Донбасса) - Дзига Вертов (1930) (первый звуковой документальный)

10. Тема «Диалог, монолог, музыка в аудиовизуальном произведении»

Драматургия музыкального ряда. Необходимо грамотно использовать принципы музыкальной драматургии, для того чтобы организовать весь звуковой материал.

Основные принципы. Каждый художественный образ имеет свою музыкальную тему, т.е. – лейтмотив. Лейтмотив (от немецкого leitmotiv) – ведущий мотив, музыкальный оборот, повторяющийся на протяжении всего произведения в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.

Ещё один принцип драматургии носит название «номерной».

Задачи отбивок – «разделительные» и «разделительно-настраивающие»

Основные правила монтажа музыкальных фонограмм. Влияние музыкальных форм на композицию. Форма сонатного аллегро. Выразительные средства музыки. Типы звуковых партитур.(оригинальная, компилятивная музыка)

В настоящее время в экранных искусствах, применяются практически всё, что касается связи изображения и музыки. Возникло такое понятие как «звуковая партитура», которая по способу работы с музыкой делится на три типа:

 

  1. звуковая партитура, основанная на оригинальной музыке, сочетающейся с речью и шумами;
  2. звуковая партитура, основанная на компилятивной музыке, в сочетании ас речью и шумами;
  3. смешанный тип звуковой партитуры, в которой используются приёмы работы и с оригинальной музыкой, и с компилятивной.

Функции выполнения оригинальной и компилятивной музыки. Основные особенности создания оригинальной и компилятивной музыки.

Диалог, монолог и внутренний монолог в кино.

1. Двадцать дней без войны (А. Герман)

2. Зеркало (А. Тарковский)

3. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967 г.)

(А. Кончаловский)

4. Отпуск в сентябре 1979 1-2 серия.(реж.Виталий Мельников)

5. Монолог жены Сталкера. Алиса Фрейндлих. К/ф Сталкер. Андрей Тарковский

6. "Судьба человека" Сергей Бондарчук

7. «Начало» (1970, реж. Глеб Панфилов, Инна Чурикова)

 

11. Тема « Дублирование, закадровый комментарий » Особенности восприятия зрителем кино-, теле- и видеопроизведения.

 

Точно выверенный по звуку, звуковое решение учитывая формат фильма и жанр (но неизбежно теряется звуковое качество восприятия (баланс компонентов) при дублировании на русский). Но при дубляже нарушение восприятия не возникает, если звуковой баланс не нарушен. Достаточно просто сравнить оба варианта акцентируя внимание на саудтреке фильма. Целесообразно не смотреть, а просто послушать проанализировав все звуковые компоненты. Особенно (отдельно) музыкально-шумовые, и переход от различный вариантов звука. А так же сочетания: музыка + шумы, музыка + закадровый голос, музыка+шумы+закадр, музыка+синхрон, атмосферные шум, интершум т.п. Оценка записанных монологов. В любом случае оценка будет субъективна и индивидуальна. Другой не бывает (если, конечно, ваш слуховой аппарат не имеет отношения к артефактам инженерной мысли).

Словесный ряд (комментарий за кадром)
1. Михаил Ромм "Обыкновенный фашизм" (авторский комментарий - высший «пилотаж»)
2. Татьяна Лиознова "Семнадцать мгновений весны" (комментарий Ефима Капеляна)
3. Эльдар Рязанов "Берегись автомобиля" (комментария Ю. Яковлева)
Словесный ряд (комментарий за кадром) и Внутрикадровый монтаж
4. Алексей Герман "Мой друг Иван Лапшин"
5. Андрей Тарковский "Сталкер"
6. Александр Сокуров "Русский ковчег"
7. Элем Климов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

12. Тема « Крупный план, задний план, деталь. Звук крупным планом »

Крупные планы это всегда конкретизация объекта, более точная его характеристика.

Для каждого человека характерна своя сугубо индивидуальная избирательность крупных планов. В зависимости от мироощущения, мировоззрения, структуры личности, интересов, взглядов тот или иной индивидуум выбирает из окружающей действительности наиболее существенные, на его взгляд, моменты, детали, штрихи. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: "Скажи мне, что ты берешь на крупный план, и я скажу, кто ты". Не принято употреблять определение "общий (или крупный) план", когда нам надо показать иголку, тарелку или медаль, мы говорим: "деталь". Ведущую роль на экране играет крупный, так называемый портретный, план человека, так как именно человек находится в центре внимания художников.

Для усиления восприятия изображения, его глубинного смысла используется и ракурс.

"Изображение в ракурсе всегда строится на наклонной плоскости" (Головня А.Д. Мастерство кинооператора. М., Искусство, 1963).

Задний план — это много больше, чем "что-либо случайно появляющееся... "
1. Важность заднего плана
... он прямо влияет на успех, и поэтому его следует выбирать и управлять им с особой осторожностью. Точно выбранный задний план имеет большее значение для нужного вам восприятия...
2. Влияние заднего плана
...мы выбираем задний план для своего действия, и наш способ его съемки может влиять на то, насколько убедительно передается наша точка зрения зрителю.
3. Нейтральный задний план
... все что зритель знает о расположении заднего плана, это то, что вы ему покажете.
4. Натура в качестве заднего плана
...визуальный материал для ощущения особой атмосферы.
5. Титры (начальные и финальные)
...начальные титры создают первое впечатление. Слияние начальных титров с закадровым текстом и замена титров закадровым текстом как приём. Усиление музыкальным решением, образным шумом и интершумом и т.д.
Примеры титров в кино.
1. "Головокружение" реж. Альфред Хичкок
2. "Бездна" реж. Джеймс Кэмерон
3. "Мыс страха", "Славные парни" реж. М. Скорцезе
4. "Гражданин Кейн" Орсон Уэльс
5. "Миссия невыполнима" реж. Брайан Де Пальма
6. "Психо" реж. А. Хичкок
7. "Превосходство Борна" реж. Пол Гринграсс.
8. "Семь" реж. Д. Питчер
9 "Монстро" реж. М. Ривз
10. "Рыцарь дня" реж. Д. Мэнголд.

Крупный план. Деталь.

"Деталь будет всегда синонимом углубления..." Экран "силен именно тем, что его характерной особенностью является возможность выпуклого и яркого показа деталей". Камера "как бы беспрерывно и постоянно протискивается в самую гущу жизни... туда, куда никогда не попадет средний наблюдатель, поверхностно охватывающий скользящим взглядом окружающий его мир. Нужен тот материал, который даст напряженный ищущий взгляд, могущий и хотящий видеть глубже. В найденной, глубоко спрятанной детали кроется момент открытия, творческий момент, который характеризует работу человека искусства" (Пудовкин Вс. Собр. соч. М., Искусство, 1974. Т. 1. С. 100).

1. "Восхождение". режиссёр Лариса Шепитько

2. "Чужие письма" режиссёр Илья Авербах

3. "Рождение нации" реж.Дэвид Уорк Гриффит

4. "Коммунист" 1957г. Реж.: Юлий Райзман. СССР.

5. "Отпуск в Сентябре" Реж. Виталий Мельников

6. "Начало" (1970, реж. Глеб Панфилов, в гл. роли Инна Чурикова)

7. "Зеркало" 1974. Андрей Тарковский

8 "Облако рай" Реж. Н. Досталь

9. "Бабуся" фильм Лидии Бобровой

«Кинематограф (и телевидение) с его способностью пристального и подробного наблюдения за человеком, с его крупным планом лица, руки, вещи более чем какое-либо другое искусство является искусством выразительной детали, которая подчас говорит больше чем сотни слов. Умелое пользование деталью – одна из основ кинематографического письма» Михаил Ромм

Средствами же экранного искусства, и, в первую очередь, при помощи крупного плана, можно получить, по выражению кинорежиссера А. Тарковского, "отпечаток человеческой души, единственного в своем роде человеческого опыта".

 

1. Коробки Стенли Кубрика (док. фильм)

2. "Приходите завтра" Реж. Евгений Ташков

3. "Тени забытых предков" Реж. Сергей Параджанов

4. "Летят журавли" реж. М. Калатозов оператор С. Урусевский

5. "Неотправленное письмо" реж. М. Калатозов оператор С. Урусевский

6. "Родня" реж. Н. Михалков

 

13. Тема Синхронизация звука и изображения. Монтаж как способ мышления

Построение звукозрительного образа по принципу вертикального и горизонтального монтажа.

Компоненты любого аудиовизульного произведения взаимосвязаны изобразительной структурой, которая воспринимается нами (по своему первичному воздействию) на уровне эмоционального восприятия и включена в систему горизонтального, последовательного соподчинения (или противопоставления). В этом случае кадры монтируются в определенной последовательности, один за другим, объединенные единством композиционного, светотонального, цветового и темпо-ритмического решения, благодаря чему отдельно снятые кадры складываются в монтажную фразу, затем в эпизоды, а эпизоды - в передачу или сюжет. Они могут монтироваться плавно, переходя один в другой, или по принципу контраста, создавая сложную полифоническую структуру.

При наложении на изображение звук и слово монтируются как горизонтально (последовательно), так и вертикально. При вертикальном монтаже изобразительный ряд монтируется со звуковым рядом либо по принципу плавного сочетания, либо как контрапункт звука и изображения. При этом звук и изображение воздействуют одновременно как на сознание, так и на подсознание.

Так, соединяя изобразительный и звуковой ряды, можно создать и простые сообщения информационного характера, и сложные полифонические структуры. Аудиовизуальный образ.

Вертикальный монтаж (С. М. Эйзенштейн)
1. "Александр Невский" (партитура с 56 минуты фильма)
2. Первая часть партитуры
3. Вторая часть партитуры
4-5 кадры и ноты
6 "Потоп" Леонардо Да Винчи (упоминаемый Эйзенштейном по теме вертикальный монтаж)
7 "Старое и новое" (1929) - (Крёстный ход (с 18 мин) упоминаемый по теме вертикальный монтаж)
8. "Стачка" (1924) (маленькая сценка сговора стачечников под видом безобидной гулянки под гармошку (с 14 мин 19 сек.) упоминаемый по теме вертикальный)

 

14. Тема Основы акустики и психоакустики

 

Психоакустика — это наука о количественных зависимостях между внешними стимулами (физическими параметрами звука) и ощущениями (психологическими параметрами), которые они вызывают.

Психоакустика является составной частью психофизики, которая изучает воздействие всех внешних стимулов (света, звука, давления, химической энергии и др.) на сенсорные органы (зрение, обоняние, слух, осязание), т. е. она пытается связать изменения в окружающем мире с изменениями в наших внутренних ощущениях и выразить эту связь количественно. Психоакустика занимается изучением воздействия всех видов звуков на сенсорные органы слуха (в том числе шумов, сигнальных звуков и др.); изучая музыкальные звуки, она входит как составная часть в музыкальную акустику.

Закон Вебера, закон в Г. Фехнера. Физическая шкала С. Стивене.

 

 

 

III.3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1 семестр:

1. Зависимость восприятия зрителя от ассоциативного ряда звукозрительного контрапункта.

2. Вопросы формирования сюжета на основе принципа документальности.

3. Вопросы восприятия зрителем псевдо-документальног кино.

4. Озвучивание видеоролика, эпизода видеохроники

2 семестр:

1. Оценка сюжетно-композиционной основы фильма и принципа психофизического соответствия героя и окружающей среды.

2. Анализ звукозрительного ряда фильма

3. Создание аудиовизуального произведения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...