Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
Трубникова Н.М.
Обследование состояния общей моторики
Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
1. ИССЛЕДОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ,
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ДВИЖЕНИЙ
И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОБ
а) логопед показывает 4 движения для рук и прелагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения
Отмечаются: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
маршировать и остановиться внезапно по сигналу
Отмечаются: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
3.ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ
КООРДИНАЦИИ
ДВИЖЕНИЙ
а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левей ноге, руки вперед. Время выполнения — 5 секунд
Отмечаются: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; иногда падает открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
а) маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами
Отмечаются: выполняет верно с 1 раза, со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.
Отмечаются: выполняет правильно с напряжением, раскачиваясь,
балансируя туловищем и руками, становится на всю ступню.
5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА
а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу в обратном направлении через круг. Начать ходьбу or центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.
б) то же выполнить слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания
Отмечаются: ошибки в пространственной координации: незнание
сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА
а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны на пояс опустить.
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в стречку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок:
// / / // /// / / /// // // // /// /// // /// /// // //// //// //
б) музыкальное эхо Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.) ребенок должен точно повторить услышанное
Отмечаются: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка повторяет в ускоренном или замедленном по сравнению с образцом темпе: нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
III. Обследование произвольной моторики пальцев рук
Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15;
б) аналогично выполнить левой рукой,
в) выполнить эту позу на обеих руках одновременно;
г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет (1—15) на правой руке затем на левой и на обеих руках одновременно;
д) выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1 —15) в той же последовательности; е) показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – поза «зайчик», удержать по счет (1- 15), выполнение осуществляется в той же последовательности;
ж) второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, удержать позу под счет 1- 15 на правой, левой и обеих руках.
з) сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет (1-15) в той последовательности;
и) положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет (1-5) в той же последовательности.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках;
б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках;
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем (первым), начиная со второго пальца правой руки, за тем левой, обеих рук одновременно;
д) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз):
е) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)
Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда) нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов невозможность удержания созданной позы невыполнение движения.
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, а ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.
ГУБЫ — естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки (укорочены короткая уздечка верхней губы).
ЗУБЫ — ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги мелкие редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем ПРИКУС — физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний двухсторонний. СТРОЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ — прогения прогнаны, норма. ЯЗЫК — толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА — короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма.
МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧОК — отсутствует, укорочен расщеплен свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону