Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления государственной экономической политики

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

Особое место в системе современных либеральных учений занимает неолиберализм. Это направление экономической мысли оформилось в период между первой и второй мировыми войнами в Западной Европе. Неолиберализм - это качественно новый этап либеральной теории. Его внутренняя структура неоднозначна и содержит спектр теорий – от ультралиберальных теорий до теорий, обосновывающих необходимость и желательность государственного вмешательства. Неолиберализм в узком смысле слова, как требование обновления классического либерализма, представлен неоавстрийской школой. Неолиберализм как обновленный вариант либеральной теории, учитывающий тенденции трансформации экономических систем в сторону смешанной экономики, прежде всего, ассоциируется с германским неолиберализмом.

С некоторой долей условности можно сказать, что основными школами неолиберализма являются германский неолиберализм и неоавстрийская (новоавстрийская) школа.

Общими предпосылками появления этих школ являются:

1. Неудовлетворенность состоянием экономической науки – неопределенность предмета экономического исследования.

2. Недостаточная методологическая база экономического анализа.

3. Негативное отношение к практике государственного регулирования.

Германский неолиберализм и неоавстрийская школа имеют существенные отличия и в используемых методологических подходах, и в теоретических выводах.

Их объединяет требование разработки гносеологических и методологических проблем экономической науки и формирование новых подходов к пониманию сущности социально-экономических процессов и определению сфер, границ и форм государственного регулирования.

ГЕРМАНСКИЙ НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

Неолиберализм – направление экономической мысли, возникшее в Германии в ХХ веке в период между Первой и Второй мировыми войнами. Представители этого направления предприняли попытку создания собственного учения о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы и традиционного либерализма.

Методологически неолиберализм наиболее близок к новой исторической школы, представителями которой являются Маркс Вебер и Вернер Зомбарт. Для них характерна трактовка общественного развития как медленной постепенной эволюции.

С традиционным либерализмом неолиберализм объединяет идея индивидуальной свободы на основе укрепления частной собственности. Однако в отличие от своих предшественников неолибералы выступают сторонниками вмешательства государства в экономику, а процессы хозяйственной жизни оцениваются не с микроэкономических, а с макроэкономических позиций.

Идеи неолиберализма получили большое распространение в ФРГ после Второй мировой войны, а также в ряде других стран Западной Европы.

В германском неолиберализме выделяют две основные школы: ордолиберализм (фрайбургская школа) и школа социального рыночного хозяйства.

Фрайбургская школа возникла в 30-е гг. ХХ века. Она была создана профессорами университета южногерманского города Фрайбурга: Вальтером Ойкеном, Францем Бёмом и Гансом Гроссман-Дёртом. Это направление получило также название ордолиберализм – от названия издаваемого ими ежегодника «ORDO». Основное внимание представители направления уделяли созданию учения о строе конкуренции (ordo – с лат. строй).

Школа социального рыночного хозяйства – своеобразная экономическая и общественно-политическая система теории и практики хозяйствования, возникшая в 40-е гг. ХХ века в Германии. Теоретический фундамент школы был создан Альфредом Мюллер-Армаком.В формировании и корректировке теориисоциального рыночного хозяйства принимали участие также Вильгельм Рёпке и Александр Рюстов. На практике концепцию социального рыночного хозяйства реализовал Людвиг Эрхард. На протяжении второй половины ХХ – начала ХХI века эта концепция является официальной доктриной экономической политики сначала ФРГ, а потом объединенной Германии.

Основоположником германского неолиберализма в целом является Вальтер Ойкен. Он заложил методологические основы неолиберализма как специфической формы идеологии демократического реформизма.

Вальтер Ойкен (1891-1950) - представитель фрайбургской школы неолиберализма. Основные работы: «Структурные изменения государства и кризис капитализма» (1932), «Основы национальной экономической теории» (1940) и «Основные принципы экономической политики» (1950). Ойкен выступил с критикой, с одной стороны, маржиналистской теории как основы неоклассики, с другой стороны – марксизма и исторической школы как фундамента этатизма.

Основы неолиберальной методологии В. Ойкена:

1. Трактовка общественного развития как медленной эволюции.

2. Анализ не количественных аспектов воспроизводства, а качественных институциональных проблем.

3. Идея укрепления и поощрения частной собственности и конкуренции.

4. Идея расширения вмешательства государства в экономику, причем объект вмешательства не процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции. Свободное рыночное хозяйство не может функционировать автоматически, поскольку существует тенденция к концентрации и монополизму. Роль государства - в создании правил хозяйствования, препятствовании монополизации, т. е. создании «конституирующих принципов» строя конкуренции.

5. Государству отводится роль «судьи на футбольном поле».

6. Положение о взаимозависимости порядков, т. е. взаимообусловленности и взаимовлиянии политического, хозяйственного, социального и правового порядков. Это основная категория методологии.

Порядок - совокупность писаных и неписаных обычаев, правил, норм, а также форм и социальных механизмов, обеспечивающих их реализацию.

Хозяйственный порядок – система формальных и неформальных институтов, составляющих внешние условия для принятия решений хозяйствующими субъектами.

Наиболее известной теорией, объединяющих всех представителей неолиберализма, является теория «идеальных типов» хозяйства.

Каждый порядок складывается из ограниченного и конечного числа чистых форм: менового хозяйства и неменового, централизованно-управляемого хозяйства. Главное отличие между ними состоит в методах согласования хозяйственных планов и решений.

Эти типы хозяйства являются «идеальными», никогда не встречаются в действительности, но случат основой формирования реального хозяйственного порядка. «Идеальный тип» не допускает никаких «примесей», а «реальный» - прямо допускает. Реальные типы также делятся на меновые и централизованно-управляемые хозяйства. Однако здесь речь идет только об относительном преобладании централизма или децентрализма.

 
 

 

 


«Реальное» центрально-управляемое хозяйство допускает децентрализацию:

 

 
 

 


Каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических по­рядков, т.е. формы организации и разделения труда, кредитных отно­шений, заработной платы, ценообразования и т.д. Экономические по­рядки не создаются по установленному сверху плану, это противоре­чит нормальному развитию экономики. В то же время государство принимает определенное участие в формировании экономических по­рядков.

Систему законов и правил хозяйствования В. Ойкен назвал «хозяйственной конституцией».

 
 

 

 


В ордолиберализме выделяется две сферы экономической политики. Первая сфера – создание и совершенствование экономического (хозяйственного) порядка, тех реальных форм, в которых протекает деятельность фирм, организаций, частных лиц.

Вторая сфера – политика воз­действия на процесс экономического развития и роста.

Планирование на уровне народного хозяйства в целом Ойкен считал принципиально нереализуемым, но подчеркивал его необходимость на отдельном предприятии.

Эффективный социальный порядок заключается не в особой социальной помощи и не в социальном страховании, а в обеспечении государством таких условий, когда каждый способен самостоятельно позаботиться о себе и своей семье.

Лозунг ордолиберализма, как и германского неолиберализма в целом: «Государственное планирование хозяйственных форм - да, государственное планирование и регулирование хозяйственного процесса – нет!»

В. Ойкен выступал против «смешанной экономики», где действуют и элементы конкуренции, и элементы центрального регулирования экономических процессов.

Альфред Мюллер-Армак (1901-1978) - профессорКёльнского университета, создатель теории «социального рыночного хозяйства». Основная работа «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1946). В этой работе впервые появился термин «социальное рыночное хозяйство.

Основным лозунгом «социального рыночного хозяйства» является фраза: «поставить рыночное хозяйство на службу социальному».

Цели и интересы частной собственности и предпринимательства должны быть поставлены на службу государственным (общественным) целям. Согласование интересов обеспечивается корпоративной организацией хозяйства. Доказывал, что государство, действуя в рамках «социального гуманизма» (т.е. примирения различных интересов), не разрушает рыночные механизмы, а меры экономической политики и вообще государственного вмешательства не противоречат рынку.

Мюллер-Армак противопоставил концепцию «социального рыночного хозяйства» всем возможным вариантам планового управления экономикой. Главной идеей его работ 1940-х гг. был тезис о том, что решение социальных проблем не требует социалистического устройства и плановой экономики. Оно может быть достигнуто в условиях конкурентного порядка в свободной хозяйственной и общественной системе.

А. Мюллер-Армак счи­тал, что результаты, получаемые в ходе конкурентной борьбы за выс­шую продуктивность, следует корректировать с помощью социально-политических мер, для того чтобы «принцип свободы на рынке соче­тать с принципом социальной компенсации». Инструментом социальной компенсации является система прогрессивного налогообложения.

Основными элементами укрепления и совершенствования модели социального рыночного хозяйства является: участие работников в управлении; образование собственности с применением перераспределительных инструментов; социальная помощь семьям; доступность образования медицинской помощи; развитие инфраструктуры; охрана окружающей среды.

Людвиг Эрхард (1897–1977) - один из авторов кон­цепции «социального рыночного хозяйства» и «конструктор» нового хозяйственного порядка, министр экономики и канцлер ФРГ. Основные работы: «Немецкая экономическая политика: путь к социальному рыночному хозяйству» (1962), «Благосостояние для всех» (1964). При его непосредственном участии был раз­работан план и проведена экономическая реформа, направленная на формирование в стране модели социально-рыночного хозяйства. Это позволило Западной Германии выйти из послевоенного кризиса и стало основой «немецкого экономического чуда».

Концепция социально-рыночного хозяйства выстроена как совокупность ряда взаимосвязанных положений. Ее основными принципами являются:

1. Принцип рыночной конкуренции.

2. Принцип государственной защиты рыночной конкуренции.

3. Принцип поощрения и защиты частной собственности.

4. Принцип государственной борьбы с монополиями.

5. Принцип защиты устойчивой национальной валюты.

6. Принцип защиты социально слабых групп благосостояния для всех.

7. Принцип ограниченного государственного вмешательства.

Таким образом, теоретики социального рыночного хозяйства разделяли наиболее общие принципы экономической политики ордолиберализма: неприкосновенность частной собственности, стабильность денежного обращения и национальной валюты, свобода всех сделок и договоров, открытые рынки, экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей. Вместе с тем, с антимонопольной политики, хотя она и сохраняла немаловажную роль для постулирования свободы индивида, внимание переключалось на вопросы социальной политики.

Направления государственной экономической политики

 


НЕОАВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА

Неоавстрийская школа – направление западноевропейской экономической мысли, появившееся в ХХ веке в период между Первой и Второй мировыми войнами. Теоретические положения неоавстрийцев характеризуются как крайне академичные и представляют собой ультралиберализм. Наиболее известными представителями являются Л. Мизес и Ф. Хайек. В первой половине ХХ века их идеи не получили большого признания вследствие доминирования в экономической теории и практике кейнсианства и идей государственного регулирования экономики.

Людвиг фон Мизес (1881 – 1973)– представитель неоавстрийской школы. Его теоретические исследования представляют собой синтез экономической теории, истории, философии, социологии и психологии.

Предложил новую интерпретацию экономической науки как науки о человеческом поведении. Мизес предполагал, что в основе всех общественных явлений находится субъективный мир действующего человека. Создал общую, универсальную теорию человеческого действия, названную праксеологией.

Предметом праксеологии является изучение человеческой деятельности. Основной принцип праксеологии – методологический индивидуализм.

Исследование экономических процессов он определил в область каталлактики. При исследовании экономических процессов считал, что экономический анализ требует учета, прежде всего, качественной, а не количественной характеристики явлений. Необходимым инструментом экономического анализа является метод построения воображаемых конструкций, предполагающий изучение «чистой» рыночной экономики.

При этом, по мнению Мизеса, единственно подходящей системой организации для достижения тех результатов, к которым стремятся люди, является капитализм.

Выступил с критикой социализма и интервенционизма. Главной проблемой социализма является невозможность экономического расчета. Поскольку главной целью социализма является ликвидация рынка, то социализм означает ликвидацию рациональной экономики.

Социалистическое производство неосуществимо по причинам:

 
 

 

 


Л. Мизес выступает категорически против идеи третьего пути между социализмом и капитализмом, который бы сохранял достоинства этих систем хозяйствования и в то же время устранял их недостаткиоцессов.. Считал недопустимыми любые формы государственного вмешательства.

Критика Мизесом социализма и госрегулирования была продолжена его учеником и коллегой Ф. Хайеком.

Фридрих Хайек (1899–1992) – представитель неоавстрийской школы, лауреат Нобелевской Премии по экономике (1974). Разработал концепцию «спонтанного порядка». В соответствии с ней независимые действия большого числа людей могут приводить к формированию взаимосвязанных совокупностей, устойчивых систем отношений, которые отвечают человеческим намерениям, даже если такая цель заранее и не ставилась. Деньги, финансовые институты, нормативы и правила экономического поведения не могут создаваться в результате обду­манных решений. По аналогии с принципом «невидимой руки» эти процессы происходят стихийно и сами себя организуют с целью помочь реализации индивидуальных интересов. Они составляют так называемые «общие схемы предсказаний» и способствуют тому, чтобы большинство ожиданий действительно сбывались.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...