Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К В Н как особое направление режиссуры малых форм




КВН «шагнул» в жизнь с экранов телевизоров в 1961 г. Утвержденный молодежной редакцией Центрального телевидения «Клуб веселых и находчивых» уже после первого своего «заседания» в телеэфире (8 ноября 1961 года) вызвал возникновение в разных уголках страны громадного числа своих «филиалов».

Вечера КВН стали проводить в школах и институтах, в заводских и сельских клубах, воинских частях и т.д..

По сведениям социологов телепередача КВН регулярно собирала у телеэкранов до 90 миллионов зрителей.

Очевидно, что КВН сумел уловить ритм сегодняшнего дня, учесть многообразие интересов современного человека, подкупить своей искренностью, захватить азартом и при этом по-своему решить проблему «положительного героя».

И может быть именно это позволило КВН не замкнуться только в телеэфире, а превратиться в настоящую эпидемию творчества и веселья.

Иначе говоря, КВН есть, по сути, своеобразное театрализованное состязание, демонстрирующее достаточно высокий уровень интеллектуальной раскованности ее участников, ставшее своеобразным индикатором склада мышления сегодняшнего поколения молодежи.

Истоки этой формы следует искать в популярной игре народов Средней Азии «аския» (соревнования острословов) и «культснайпенге» - клубной программе 30-х годов, состоящей из шутливых и серьезных вопросов, разнообразных игр, заданий, конкурсов. Следует вспомнить и о приемах «живгазетчиков», «синеблузников», театрализовавших наиболее актуальные проблемы дня, и о знаменитых «политбоях», когда на сцену выходило по 15 человек от каждой стороны, поочередно дававших друг другу «залпы» из нескольких вопросов. Славная предыстория вечеров-конкурсов веселых и находчивых позволяет отметить четыре их основных качества, совокупность которых и определяет уровень популярности этой формы.

Во-первых, КВН трудно представить без какой-либо острой злободневной темы, определяющей содержание ряда конкурсов, без актуальных и острых реприз, без сатирических и едких куплетов. Гражданская заостренность злободневных тем, к которым обращаются команды, откровенная публицистичность представляемых эпизодов и номеров, их сатирический накал роднит КВН с отдельными жанрами эстрады.

Во-вторых, для вечера-конкурса веселых и находчивых весьма существенным качеством является интеллектуализм.

При создании команды каждый участник должен быть не только балагуром и шутником, но и эрудитом в какой-то, хотя бы одной области знаний. Ведь решение того или иного конкурсного задания немыслимо без знаний, без умений эти знания изложить, найти для них яркую выразительную форму.

Практика показывает, что как только уровень интеллектуализма снижается, вечер КВН скучнеет, глупеет, что моментально улавливается аудиторией. Иначе говоря, КВН несет не только шутку, но и знания. Он формирует умение абстрагировать, не только понять, но и осмыслить предложенные факты.

В-третьих, вечер КВН- веселое увлекательное действо, предполагающее широкое использование самых разнообразных форм комического. Причем не только подготовленных и домашних заготовок, но и реприз, имеющих импровизационный характер. Это особо следует подчеркнуть: команда и каждый ее член имеют право на экспромт, на импровизацию. Это- сиюминутность творчества, создание у аудитории впечатления творческой свободы происходящего, непосредственного рождения действия на глазах зрителя.

И, наконец, в-четвертых: вечер КВН несомненно театрализованная форма. При чем форма импровизационная, игровая, потешная.

И все же, что такое КВН? За первой литерой «К» кроется слово «клуб», ведь быть партнером по любительской сцене- это одно, а стать единомышленником- это совсем другое. Это команда людей, тяготеющих друг к другу, объединенных общими интересами. Более того, вокруг команды начинают объединяться посторонние зрители, болельщики. И вот уже клуб включает в себя людей, находящихся по разные стороны рампы. А это в свою очередь приводит к мягкой, неназойливой атмосфере, содействует популярности игры, появлению у людей постоянного интереса, развитию вкуса и интеллекта.

Что касается веселья (В), то по многим причинам художественная самодеятельность часто обращается к репертуару юмористическому. Кроме того, юмор легче воплощается в «малые формы», а «малые формы» по понятным причинам чаще привлекают непрофессиональных авторов и исполнителей.

И, наконец, третья буква -«Н»- находчивость. Необходимость на ходу найти нужный ответ, выйти из трудного положения, прокомментировать только что случившееся событие, умение легко импровизировать, превратить выступление КВН в захватывающее зрелище. Эффект воздействия на аудиторию повышается в несколько раз.

Вот почему КВН не умирает, а наоборот набирает силу и захватывает все большие слои населения.

Организационная структура КВН.

И так, с чего начинается КВН? Прежде всего с подбора штаба. Непосредственному подбору игроков должна предшествовать напряженная работа под условным девизом: «Даешь КВН!» Анонсы, ящики для предложений, конкурсы на лучшую эмблему, костюм, сувенир- все это должно подготовить болельщиков и разжечь азарт у игроков. Только после того, как весь коллектив поднят, образно говоря, «по боевой тревоге», можно говорить о начале творческой работы по подготовке КВН. И вот в один прекрасный день за столом собирается «штаб КВН». И сразу возникает море вопросов. Члены штаба КВН должны понимать, что главное- это игра, соревнование между командами, и по этому первый вопрос- сколько будет команд. Если две, то больше одного, максимум двух матчей они провести не смогут. Здесь необходимо заметить, что вопрос количества команд напрямую связан с масштабом задуманного соревнования. Если речь идет о турбазе, пионерском лагере, локальном предприятии, то двух- трех команд будет вполне достаточно. Другое дело, если масштаб общегородской, районный или региональный. В таком случае создание постоянного штаба становиться обязательным, и игры проводятся в несколько этапов с логическим подведением к финалу и суперфиналу.

Второй вопрос, который придется решать штабу- все ли команды, давшие согласие участвовать, действительно будут играть, не подведут ли некоторые из них в последний момент. Ведь такой отказ может свести на нет всю стройную систему соревнований.

И третий вопрос - каковы возможности команд и равны ли они по своим силам?

Взвесив со всей тщательностью возможности коллективов, штаб КВН составляет список будущих команд и приглашает к участию в жеребьевке.

Следует учесть немаловажную деталь: обсуждать участие команды в игре следует не только с «самыми веселыми и находчивыми», но и с официальным представителем организации.

Сам штаб КВН должен состоять из двух сильных и равнозначных групп: административной и авторско-режиссерской.

В задачи административной группы входит обеспечение сценического зала (идеальным является зал на 600-800 мест), графика репетиций команд, стратегического графика проведения соревнований, организационная работа с ответственными представителями команд. Необходимо так же учесть акустику зала, обеспечить матчи необходимым техническим оборудованием, усилением, микрофонами и т.д. Одна из самых сложных задач административной группы это работа с болельщиками. Обеспечение анонсов, афиш, пригласительных билетов, а так же призов, дипломов, почетных грамот для команд- все это работа административной группы.

Еще одна существенная проблема- подготовка судейской коллегии или жюри. Быть судьей на КВНе- далеко не простое дело: надо обладать не только чувством юмора, но и быть специалистом в какой-либо отрасли знаний, получившей отражение в том или ином конкурсе, сохраняя при этом абсолютную объективность.

Сразу хотелось бы упомянуть основные критерии оценок и принципы судейства.

1. Пошлость недопустима ни в какой форме, даже в самой что ни на есть смешной.

2. Победа, но не любой ценой. За взаимное неуважение, недружелюбие команды необходимо наказывать, и наказывать опять же шуткой.

3. Лучшая шутка- это свежая шутка. Неприемлемо использование старых бородатых анекдотов, реприз. Шутка должна рождаться импровизированно, на глазах у зрителя.

4. Критерий «смешно или не смешно» также чрезвычайно важен. Однако здесь следует помнить: лучше тонкая улыбка, чем физиологический животный хохот.

5. И, наконец, последний критерий- точность. Важно, чтобы КВНовцы научились искать юмор внутри заданной темы, а не соблазнялись путями наименьшего сопротивления и не подменяли одну тему другой, пусть даже более смешной и удобной.

Теперь стоит вернуться к штабу КВН. В чем же задача авторско-режиссерской группы?

Это обеспечение сценария вечера, подбор и продумывание темы для домашних заготовок команд, формулировка заданий и вопросов, а также подбор интересных номеров, реприз, необходимых для заполнения временного пространства во время подготовки команд к очередному конкурсу.

При создании сценария необходимо придерживаться ясности формулировок и конструктивности заданий, следует избегать лобовых вопросов, так как неизменно последует лобовой ответ.

Авторам просто необходимо искать свежие, нестандартные мысли, не хвататься за первый попавшийся под руку ход. Примитивный вопрос или конкурс уничтожает команду, раздражает участников встречи, создает ощущение, будто авторы сценария находятся по интеллектуальному развитию ниже уровня команд.

Необходимо также заметить, что вечер КВН является несомненной театрализованной формой, а потому соблюдение основных законов драматургии и режиссуры является обязательным условием успеха.

Своеобразный мостик между зрительным залом, сценой и жюри – ведущий. Конечно, он немыслим без чувства юмора, находчивости, но ему не помешают и доброта, и объективность, и воля. Ведь во время игры надо обладать чувством ритма, следить и за игрой команд на сцене, и за действием болельщиков в зале. А это в свою очередь требует умения легко импровизировать. Именно от ведущего зависит, насколько команды будут активно и с азартом участвовать в соревновании, ровно как и то, насколько зрители станут активными участниками встречи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...