Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологическая основа привычек

Консультация для родителей

«Вредные привычки у дошкольников»

Нередко воспитателям в детском саду приходится сталкиваться с проблемой наличия вредных привычек у детей. Что же такое «вредная привычка?»

Вредная привычкаотрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в пове­дении; привычка нередко превраща­ется в черту характера. Русская по­словица гласит: посеешь привычку — пожнешь характер.

 

Физиологическая основа привычек

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не прини­маются в цивилизованном человеческом обществе. Привычки опреде­ленного типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностя­ми, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте мно­гие из таких привычек объясняются незрелостью пси­хофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезает, заменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.

Так, маленький ребенок, который дома привык сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец, по мере взросления сможет все больше и больше времени проводить без соски, пользоваться горшком, а позднее и туалетом. Ребенок, увлеченно играя с иг­рушками, начинает забывать класть палец в рот, ведь руки нужны совсем для другого. Постепенно, к началу посещения детского учреждения, все формы поведе­ния, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживают­ся — можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваться как вредные.

Постоянное сосание пустышки препятствует формированию пра­вильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведет к появлению не только косметических, но и логопедических дефектов.

Привычка держать во рту палец и сосать его формируется очень рано (исследования показывают, что еще во время внутриутробного периода, до рождения, человеческий зародыш часто держит во рту большой палец). Сосательный рефлекс, необходимый для нормально­го вскармливания, является одним из основных для человеческой психики — он раньше всех появляется и позже всех угасает. Сосатель­ные движения успокаивают ребенка, способствуют засыпанию, по­нижению тонуса нервной системы. Поэтому дети с пальцем или пус­тышкой во рту кажутся заторможенными, они почти "спят наяву", не сразу и не сильно реагируют на разнообразные события вокруг них. С одной стороны, так легче перенести стресс (а стрессом для малень­кого ребенка является многое), но с другой — это препятствует ориентировке в окружающем, усвоению нового, формиро­ванию внимания и интеллектуальному развитию в це­лом,

Чисто физическое воздействие на зубы, губы и язык не дает полноценно формироваться речевым умениям (рот занят!}, постоянное сосание пальца выводит из ак­тивного употребления и руку (рука-то тоже занята!), со­ответственно страдают речь, интеллект, развитие мелкой моторики (движений рук). В целом привычка что-то со­сать во время бодрствования является губительной уже у детей начиная с шестимесячного возраста. Если пус­тышку предлагать перед сном или с целью успокоить плачущего ребенка — это еще допустимо, а часто и це­лесообразно. Но если ребенок проводит целые дни с за­ткнутом ртом, скоро можно будет говорить о вероятном снижении темпа его психического и физического разви­тия. Педагог и психолог детского сада обычно работают с детьми старше двух лет, и если у последних имеется обыкновение сосать палец или пустышку, следует пого­ворить с родителями как можно раньше и объяснить, что этого в таком возрасте допускать нельзя.

Привычка сосать палец, игрушки, тряпки, встречаю­щаяся у многих детей раннего возраста, опасна с точки зрения многочисленных инфекций. Она является резуль­татом неудовлетворенной потребности в сосании, чувства незащищенности и служит простейшим механизмом, ко­торый неосознанно выбирает ребенок, чтобы освободиться от страха, напряженности, неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковы­вая ребенка, тормозя его на более ранних ступенях развития.

Воспитатель группы, в которую ходят дети двух-трех лет, как прави­ло, легко справляется с теми привычками, которые и так должны исчез­нуть в этот период. В таком возрасте малыши очень охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто легче овладевают необ­ходимыми умениями и гигиеническими навыками, чем дома. Четкий режим, большое количество интересных занятий, привлекательных иг­рушек, пример более старших детей, похвала воспитателя обеспечивают нормальному ребенку возможность вести себя "как большой". Очень часто по мере адаптации в детском саду дети сами начинают вести себя соответственно возрасту сначала в учреждении, потом и дома. Так быва­ет, что в детском саду малыш легко засыпает без пустышки (хотя может пососать палец перед сном), ест самостоятельно любую еду, пользуется туалетом, а дома по-прежнему возвращается к старым привычкам. Но через один - два месяца исчезают и они.

Постоянное пребывание в памперсах ребенка старше 12-18 ме­сяцев сковывает движения, ведет к перегреву половых органов у маль­чиков. Редкая смена памперсов может привести к переохлаждению и возникновению урогенитальных инфекций у девочек, у большинства детей — чревата экземами и дерматитами. Частое непроизвольное опорожнение мочевого пузыря приводит к тому, что ребенок не на­учается контролировать его наполнение, не получает сигналов о том, что нужно пойти на горшок, объем мочевого пузыря почти не увели­чивается. К полутора годам дети должны уже прекрасно понимать, зачем их высаживают на горшок, уметь проситься в "туалет". К двум годам (началу посещения детского сада) ребенок уже не испытывает сложностей в данном вопросе.

Второй тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог детского сада, — это невротические привычки, связанные с патологи­ческими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стре­мящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идет о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез (непроизвольное мочеиспускание), энкопрез (недержание ка­ла), навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др.

Эти привычки не являются по сути привычками, а скорее, осо­бенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти и некоторые другие привычки свидетельствуют в первую очередь о наличии огром­ного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных не всегда приемлемых, с нашей точки зрения, действий. Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребен­ка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.

Если в группе детского сада имеются дети с невротическими на­рушениями, которые воспитатель склонен относить к вредным при­вычкам, то первое и основное правило, из которого он должен исхо­дить, очень простое: всеми силами обеспечить таким детям максимально спокойное и эмоционально комфор­тное состояние.

Напряжение, в котором пребывает такой ребе­нок, может возникать и усиливаться от самых, каза­лось бы, невинных вещей: кто-то боится самостоятель­но делать новое действие (боится ошибки, негативной оценки, непринятия), кто-то теряется в незнакомой обстановке, кто-то не справляется с работой в одном темпе с группой, кто-то цепенеет и впадает в ступор, если нужно отвечать на вопрос, прочесть стишок или выполнить другое задание на глазах у зрителей. Есть дети, которые не могут попросить о чем-то воспитате­ля, стесняются задать вопрос, избегают прямого об­щения со взрослыми. При этом бывают и такие, которые легко вступают в контакт с педагогами, но не уме­ют играть, общаться, действовать вместе с детьми. В постоянном напряжении пребывают дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение и еще не полностью адаптированные к новым условиям. Любое напряжение, которое испытывает ребенок, может вы­ражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных дей­ствиях — это обычно и происходит с детьми, и никто этому не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны. Робким, нерешительным детям иногда бывает легче сделать что-то "в паре" с умелым, "опытным" и более старшим ребенком или взрослым. "Давай вместе", — предлагает воспитатель, и испуганный малыш увереннее, чем раньше, карабкается на горку, более активно пытается одеваться, строит башенку из кубиков или рисует кар­тинку. Таким детям надо всегда предлагать более легкое, навер­няка посильное задание, даже если по возрасту они могли бы справиться и с более сложным. Дело в том, что они почти всегда "неумейки", не успели и не сумели вовремя научиться играть с детьми, есть ложкой, пользоваться карандашом, кис­точкой, ножницами, у них плохо развиты навыки самообслу­живания. Постоянное напряжение, в котором они пребывают, ожидая неудачи и осуждения со стороны взрослых и детей, пре­пятствует развитию необходимых навыков, буквально парализует их. И долг воспитателя — это напряжение снять,

Общаться с таким ребенком часто приходится "как с маленьким", помогать, поддерживать, вселять уверенность, часто хвалить и избегать негативных оценок. К шести годам у большинства детей подобные не­вротические особенности сглаживаются, хотя бывают случаи, когда при­ходится переводить такого ребенка в другую группу (часто более млад­шую по возрасту!, где он будет чувствовать себя более компетентным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...