Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематическое направление «время»

Время уносит всё.

Вергилий.

«Время» - тематическое направление расплывчатое, широкое. О чем здесь говорить, сразу не так-то просто разобраться. Обязательно ли быть знатоком истории или гуру тайм-менеджмента, чтобы написать достойное сочинение в рамках тематического направления «Время»? Попробуем разобраться вместе.

 

Создатели итогового сочинения пишут, что данное направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. Следовательно, от этого тематического направления мы можем ожидать самого широкого круга тем: здесь и ценность времени, и то, как движется время для одного человека и целых поколений, и особенности той или иной исторической эпохи, и осмысление современности. Значит ли это, что без отличных знаний в области истории за эту тему лучше не браться? Вовсе нет. Помните, что темы будут сформулированы широко, таким образом, чтобы вы могли аргументировать свой ответ любыми уместными примерами из литературных произведений, а значит, помнить, например, дату битвы при Полтаве или день рождения Владимира Ильича Ленина для того, чтобы успешно написать сочинение в рамках этого тематического направления, совсем не обязательно. Однако систематизировать и углубить свои знания о той или иной эпохе все-таки стоит. Отталкивайтесь от двух моментов: во первых, определитесь, какая из исторических эпох вам наиболее симпатична, наиболее близка, во-вторых, убедитесь, что вы обладаете достаточным багажом художественных произведений, чтобы проиллюстрировать свой ответ.

 

Проанализировав те скудные данные, которыми поделились с нами организаторы сочинения, Андрей Георгиевич Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова, сформулировал следующий, очень удачный на наш взгляд, список возможных тем в рамках тематического направления «время». Рекомендуем воспользоваться!

  • Мгновения, которые навсегда остаются в памяти.
  • Мгновения, которые переворачивают жизнь.
  • Должен ли человек жить сегодняшним днём?
  • «Остановись, мгновенье. Ты прекрасно!» (И.-В. Гёте)
  • «Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем целые годы» (Ф.М. Достоевский).
  • «С детства надо воспитывать любовь ко Времени, учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать» (Д. Гранин).
  • Кого можно назвать героем своего времени?
  • Какие уроки мы можем извлечь из прошлого?
  • Какого человека можно назвать современным?
  • Как вы понимаете выражение «человек своего времени»?
  • Должен ли человек подчиняться требованиям эпохи?
  • Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего (М.В. Ломоносов).
  • «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер).
  • «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи» (С.А. Есенин).
  • Писатель и его время.
  • Отражение эпохи в художественном произведении.
  • Будущее в изображении писателей-фантастов.
  • От чего предостерегают нас авторы романов-антиутопий?
  • Прошлое, настоящее и будущее в изображении писателей.
  • Тема исторической памяти в литературе.
  • Размышления о времени в литературе.

 

Рекомендуем, но ни в коем случае не утверждаем, что именно одна из этих тем станет «вашей» на итоговом сочинении! Напоминаем, что темы составляются для каждого региона России индивидуально и станут известны только в день написания итогового сочинения. Тогда зачем нам этот список? Прочитайте его внимательно еще раз. Не правда ли, темы здесь можно разделить на три основных блока: «Человек и время», «Человек и эпоха», «Литература и время». Но время в любом случае останется центральным понятием той или иной темы. а значит, мы можем сделать некоторые заготовки еще перед сочинением. Мы можем подготовить чуть ли не самую значимую часть сочинения – так называемые «сильные места текста».

 

Что такое «сильные места текста»? Это те фрагменты текста, которые привлекают особое внимание читателя и могут произвести на него особенно сильное впечатление. «Сильными» традиционно считают эпиграф, заголовок, вступление и заключение. Две из этих четырех позиций мы запросто можем подготовить заранее.

 

В качестве эпиграфа к своему сочинению вы можете использовать короткую фразу, которая бы гармонировала с выбранной вами темой. Это может быть пословица или афористическое высказывание. Существует множество сайтов с тематическими подборками пословиц и афоризмов на любую тему. Выберите десять-двенадцать понравившихся (желательно, разных по смыслу), запомните и спокойно используйте на сочинении. Кстати, афористическое высказывание также может послужить элементом вступления, аргументом или удачно завершить ваше сочинение. Приведем здесь несколько афоризмов о времени:

· Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р. Олдингтон)

· Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут. (Овидий)

· Только время принадлежит нам. (Сенека)

· Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы. (Г.Р.Державин)

· Время — честный человек.(П.Бомарше)

· Следует подчиняться времени. (Лукан)

· И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня! (Гораций)

· Счастливые часов не наблюдают. (А.С. Грибоедов)

· Власть времени — это закон, достойный уважения. (Публий)

· Близость возлюбленной сокращает время. (Гёте)

· Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать. (А.Шопенгауэр)

· Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время — единственное, где скаредность похвальна. (Т.Манн)

 

Мы уже говорили о разновидностях вступления, вспоминали и об историческом, и о биографическом, и об аналитическом, и о многих других. Создавая итоговое сочинение, вы можете воспользоваться любым видом вступления, однако тем, кто хочет действовать наверняка и подготовить вступление заранее, рекомендуем воспользоваться вступлением лирическим. Те, кто знают, о чем мы, могут возразить: ведь лирическое вступление часто называют «высшим пилотажем», формой работы, которая доступна только «пишущим». Да, наверное, если речь идет о необходимости написать такое вступление «в режиме онлайн», прямо здесь и сейчас. А когда спешить не надо и есть возможность сделать заготовку, эта форма вступления доступна для каждого. А еще такое вступление писать интересно и приятно. Воспользуйтесь методом, который пригождается, когда необходимо создать текст в жанре эссе. Если не пользоваться длинными скучными определениями, то эссе можно назвать сочинением в свободной форме, которое включает в себя мысли и чувства автора. Попытайтесь ответить на вопрос, чем же время является именно для вас. Уделите внимание деталям, ощущениям. Здесь вы можете запросто совмещать возвышенные определения и бытовые мелочи. Можете для начала попрактиковаться таким образом: придумайте десять предложений, которые начинались бы с фразы «Время - это». Предложения могут получиться самыми разными, например:

 

· Время – это ценнейший ресурс, который теряется легче других

· Время – это память поколений

· Время – это тиканье старинных часов в спальне бабушкиной комнаты

· Время – это колокольчик в руках первоклассницы на последней школьной линейке

 

Когда у вас наберется достаточное количество предложений из них, сочетая их по собственному усмотрению (представьте, что перед вами конструктор), вы сможете составить даже не одно, а несколько лирических вступлений, которыми легко сможете воспользоваться при создании итогового сочинения.

 

И последнее. Какими произведениями можно воспользоваться, если вы собираетесь в своем сочинении раскрывать тему времени? Приведем несколько примеров:

 

· «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. У каждого времени свои герои, и лермонтовский Печорин неспроста не походит на рыцаря в сияющих латах. Отражение собственной эпохи, он весь пропитан ощущением скуки, и всеми возможными способами пытается его преодолеть. Синонимичный пример – «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

· Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад». Что происходит, когда одна эпоха сменяет другую? То, что представляло ценность для людей эпохи уходящей, для людей нового времени является лишь досадной помехой. Так и «Вишневый сад», символ уходящей эпохи, хранящий в себе память поколений – лишь препятствие, которое мешает построить дачи, сдать их в аренду и наслаждаться заработанными деньгами. И владельцы вишневого сада не в состоянии защитить его. Может, именно поэтому эпоха и поменялась, а Антон Павлович Чехов, насытив пьесу столь драматичными событиями, назвал ее комедией?

· А.А. Блок. «Двенадцать». Двенадцать глав, двенадцать человек, двенадцать – полночь, время пограничья, символ смены эпох. Безродный пес как символ мира уходящего и двенадцать красногвардейцев, «без креста», но просящие благословения Господа, идут по темной зимней улице, идут, сами не зная куда. Сколько еще символов вложил Александр Блок в самую значительную свою поэму, посвященную тревожному страшному времени гражданской войны?

· М.А. Шолохов, «Судьба человека». Уникальный, совсем небольшой рассказ, который с легкостью вмещает в себя все тематические направления этого года. Как Андрею Соколову удается один за другим выносить удары судьбы, а точнее удары эпохи? Что позволяет ему пройти бесконечные испытания? Здесь и тема дома, и тема любви, и тема пути. И тема жестокого к поколению главного героя времени.

 

Здесь мы привели примеры классики отечественной литературы. Однако помните, что использовать на сочинении вы можете примеры и из литературы современной. Также вы можете использовать в качестве аргументов и произведения зарубежных авторов.

 

Вдохновляйтесь! И не бойтесь сочинения: это отличный повод поразмыслить о важном, проявить себя и открыть в себе новые таланты;)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...