Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и функции налогов и сборов в условиях рыночной





Экономики.

Главным экономическим содержанием пятнадцатилетия независимости стал переход от командно-централизованной плановой системы к рыночной. В те годы были заложены фундаментальные и институциональные предпосылки для успешного функционирования современного рынка.

В условиях развития рыночных отношений налогам присущи несколько функций, главными из которых являются фискальная и регулирующая.

Сущность налогов проявляется в их функциях:

· фискальная

· регулирующая

· стимулирующая

· перераспределительная

· контрольная

Основы построения налогов. Элементы налога.

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия.

К основным элементам налогообложения относятся:

· субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

· носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.

· объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения. Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;

· источник налога – является доход;

· единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.

· налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;

· налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;



· налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;

· льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;

период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).

Классификация налогов.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

по объекту обложения – через прямые и косвенные;

1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:

· через государственные и местные;

· по порядку их использования – через общие и специальные;

· по экономическому признаку;

· по степени оценки объекта обложения;

· в зависимости от формы уплаты налога;

· по субъекту обложения;

· в качестве инструмента бюджетного регулирования;

· по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые на доход, имущество физических и юридических лиц имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение. К прямым налогам относятся налоги на доходы и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством).

3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного).

В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий;

4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется законность и целесообразность расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет.

5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы).

6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

· кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);

· по декларации , где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;

· у источника получения дохода , исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

· на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

К организационным принципам российской налоговой системы относятся: принцип единства налоговой системы, принцип подвижности, принцип стабильности, принцип множественности налогов, принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Принцип единства налоговой системы Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подп. «б» ст. 114, согласно которому Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России – принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в т. ч., что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции). Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно поэтому согласно Конституции Российской Федерации не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т. е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий. Принцип подвижности (эластичности) Данный принцип был сформулирован еще в конце XIX в. немецким экономистом В. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении по сравнению с частными.

Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление, но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогу было сделано 125 поправок) . Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве страны. Часто подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при увеличении потребностей можно было бы увеличить. В то же время подвижность означает в первую очередь постепенное внутреннее развитие налоговой системы, но никак не ее качественное реформирование. Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым ино- странные инвесторы отказываются работать в России. Принцип стабильности Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Налоговая реформа по общему правилу недопу- стима. Введение налоговой реформы должно проводиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в силу только с начала нового финансового года. Именно такое правило предполагалось установить в налоговой системе России в конце 1994 г. путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон об основах налоговой системы. Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет к резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет. Принцип множественности налогов Данный принцип включает в себя несколько аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения, комбинации различных налогов.. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию перераспределения налогов по плательщикам. Другим по значимости аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление. Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому. В последнее время в странах Западной Европы, США и России широко обсуждается вопрос о замене множества налогов т. н. «единым налогом» (flat tax – плоский налог). Идея единого налога не нова, но пока она не нашла признания и поддержки ни в одном государстве мира. Действительно, следует согласиться с предположениями об отмене надуманных и неэффективных налогов, об объединении в один налог платежей со сходным объектом (например, введение единого социального налога взамен четырех самостоятельных отчислений предприятий во внебюджетные фонды). Кроме того, представляется необоснованным, когда государство стремится на каждую бюджетную проблему ввести какой-нибудь фискальный сбор. Однако практически всегда необходимо учитывать, что любая налоговая система только тогда по-настоящему результативна, когда она предусматривает множественность налогов, т. к. установление единого налога имеет массу финансовых, политических и этических недостатков. Единое экономическое пространство России предопределяет политику российского государства на унификацию налоговых изъятий.

Этой цели служит Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение является проявлением государственно-правовой идеи фискального федерализма как основного способа распределения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления. Стержень идеи – распределение налоговых доходов между различными уровнями бюджета на научной оптимальной основе Необходимо отметить, что рассматриваемый принцип не был последовательным и однозначным в процессе развития налоговой системы страны. Так, с 01.01.94 г. после Указа Президента России от 22.12.93 г. № 2268 региональным и местным органам власти были предоставлены самостоятельные права по установлению и введению налогов. Даже после отмены этого положения (Указ Президента России от 18.08.96 г. № 1214) органы власти на местах продолжали практику «налогового творчества». Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов нашел свое окончательное воплощение только после того, как этот вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда России,





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.