Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика ознакомления с порядковым значением числа детей 5 г.ж.




На 5 г.ж. дети наряду с колич-ным счетом овладевают и порядковым. Эти два счета отличаются по цели деятельности: колич. счет определяет кол-во, мощность множества, порядковый счет определяет место какого-либо предмета в ряду других. При этом счете не перечисляются все предметы, а счет ведется только до того предмета, который нас интересует. Порядковый счет отличается по формулировке вопроса «Какая по счету?, Который?» или «На котором месте стоит предмет?».

Необходимо объяснить детям, что результат колич. счета не зависит от порядка, в котором считают предметы. Важно лишь не пропустить или не посчитать дважды один и тот же предмет. А при порядковом счете направленность счета имеет большое значение.

Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставления его с колич. значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают «Один, два, три» и могут ответить на вопрос «Сколько?». Однако, если надо определить очередность, место предмета среди других, считают так: «Первый, второй, …» Это будет ответ на вопрос «Который?», «какой по порядку?». Порядковые числа используют для определения маршрутов транспорта, номера дома, места в кинотеатре. Дети путают вопросы «Какой?» и «Который?». Объяснить, что «Какой?» - требует выделения качественных признаков (цвет, величина, назначение), а «Который?» - определения места среди других.

Дети выкладывают в ряд 5 кружков с одной стороны синего цвета, а с другой красного. Предлагается посчитать сколько всего. «Послушайте, как надо считать, когда хотят узнать, на котором месте кружок, который он по порядку». Восп-ль считает слева направо: первый, второй, третий…Детям предлагается всем вместе посчитать кружки по порядку. Предлагает найти второй (четвертый) кружок слева и перевернуть его красной стороной вверх. «На котором месте у вас красный кружок? Сколько их? Которые по порядку синие кружки?». При этом дети каждый раз считают вслух, следить, чтобы правильно называли порядок. числительные. Необходимо обратить внимание на то, что следует указывать направление счета, например, слева направо.

Сначала используют однородные предметы, отличающиеся по цвету, размеру, а позднее – совокупности предметов разного вида (силуэты животных).

Одно- два занятия, порядк. счет главенствует на занятии, затем ему отводится часть занятия.

 

Методика ознакомления с календарем детей
ст. дошк.возраста на занятиях по математике

Календарь – это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.

Ознакомление детей с кал. облегчает им ориентировку в окружающей действительности. С помощью календаря дети узнают, в какие дни недели проводятся те или иные занятия в д/с, определяют время наступления праздников, осознают последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. У детей ст.дошк. возр. развивается познават. интерес к различным особенностям понятия времени, их интересует длительность того или иного явления, количественная х-ка мер времени.

С календарем необходимо знакомить детей в ст.дошк.возр., т.к. в этом возрасте у них уже имеется необходимый запас количественных представлений и они знакомы с продолжительностью суток.

В комплексе можно давать знания о днях недели и о месяцах. В подг.гр. дать представление о календ. годе. Для того чтобы система единиц времени была четко осознана детьми ее надо представить в виде модели календаря (по рекомендации Ф.Н.Блехер). Рекомендуется провести занятия, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем.

Усвоение и закрепление полученных данных происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря.

1 занятие по ознакомлению с календарем надо провести в первых числах января. На нем детей знакомят с календарем, показывают, как пользоваться изготовленной для них моделью: «Посмотрите, как много листков в календаре. Каждый листок – это день. Цифра показывает число. Под цифрой написано какой это день недели. Для тех, кто еще не умеет читать, на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели полоска определенного цвета. Понедельник - первый день недели, мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник – желтая полоска. Этот день еще не прошел, листок снимать пока нельзя. Каждый день перед занятием будем снимать листок и узнавать, какое наступило число, какой день недели». Через неделю после 1-го занятия проводят 2-ое занятие, на котором уточняют представления о днях недели и учат детей связывать их название с порядковым местом дня. Дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листов календаря, что помогает вспомнить последовательность дней недели и их названия. Знание порядкового номера дня в неделе – прием, позволяющий понять и запомнить название дней недели. На 3-ем занятии, которое следует провести в первых числах февраля, надо уточнить представление детей о неделе, о названии дней, о цветных полосках. Учат детей соотносить те или иные события жизни с определенными днями недели. Закрепляют знания детей о предшествующих и последующих днях недели. Уточняют представление о месяце.

Чтобы закрепить знания детей о порядке следования дней недели целесообразно проводить разнообразные дидакт. игры с карточками (основанные на соответствии семи цветов радуги с семи днями недели). Например, игра «Найди пару» (предложить поставить дни недели парами с рядом стоящим днем), игра «Найди соседа» (к названному дню найти дни, стоящие рядом с ним). Игру «Чья неделька быстрее соберется» можно провести как подвижную с построением по неделям.

Важно обращать внимание дошкольников на текущий день.

В конце каждого месяца рекомендуется со всеми детьми провести беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, сравнить истекший месяц с предыдущим. В ходе беседы определяется количество прошедших месяцев с начала года, уточняется их название, называется начавшийся месяц и его порядковый номер.

В подг.гр. в начале года проводят 4-ое обобщающее занятие. Уточняется представление детей о календарном годе; наглядный материал – коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Внесение нового календаря на новый год (должно помочь детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость).

 

Классификация задач, этапы работы над
арифметической задачей

В процессе математич. и общего умств. развития детей ст. дошк. возр. существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифм. задач. Задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на группы: 1. Задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифм действий, т.е. какое арифм. действие соответствует той или иной операции над множествами. Это задачи на нахождение суммы 2 чисел и на нахождение остатка.2, Задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифм.действий. Это задачи на нахождение неизв. компонентов: а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и 2 слагаемому; б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и 1 слагаемому; в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности; г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности. 3. Задачи, связанные с понятием «разностных отношений»: а) увеличение числа на несколько единиц, б) уменьшение числа на несколько единиц.

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются на: задачи-драмати-зации. Особенность их состоит в том, что содержание непосредственно отражает жизнь самих детей; задачи-иллюстра-ции. В них при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные). Для иллюстрации задач применяются различные картинки. Требования к ним: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами. На одних из них все предопределено: и тема, и содержание, и числовые данные. Другие могут иметь более динамичный характер, где числовые данные и содержание задачи можно варьировать (картина-панно).

Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов: 1 эт. -подготовительный. Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Дети упражняются в составе числа из единиц и двух меньших чисел, в объединении и разъединении предметов по заданным признакам. 2 эт. Цель – учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры (условие, вопрос, решение, ответ). Обучая детей анализу задач, просят несколько раз повторить условие и вопрос. Текс задачи восп. проговаривает четко, усиливает интонацию при формулировке вопроса, выделяет числовые данные. Надо научить детей понимать отличие задачи от загадки и рассказа, познакомить с необходимостью постановки арифм. вопроса, показать наличие двух числовых данных для решения задачи. Дети должны уметь анализировать задачи, устанавливая отношения меду данными и искомыми. 3 эт. Цель: Учить детей формулировать арифм. действия: сложение и вычитание, различать их. Необходимо научить формулировать действия нахождения суммы по 2-ум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным. Когда дети усвоят формулировку действия сложения, переходят к обучению формулировки вычитания. На первых занятиях задается развернутый вопрос «Что надо сделать, чтобы узнать, сколько птичек сидит на дереве?». Затем вопрос формулируется в более общем виде «Что надо сделать, чтобы решить эту задачу?»). Следует упражнять детей в записи арифм. действия и учить читать запись. 4 эт. Цель: Учить детей приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы. Сначала дети учатся прибавлять путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания по единице число 2, затем 3. Присчитывание – к уже известному числу прибавляется 2-ое известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6+3 = 6+1+1+1=7+1+1=8+1=9. Отсчитывание – когда из известной уже суммы вычитается число. Разбитое на единицы последовательно по 1: 8 - 3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5. На завершающем
5 эт
. можно предложить дошк. составлять задачи без наглядного материала (устные задачи). В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет, действие. Восп. регулирует лишь 2-ое слагаемое или вычитаемое (должны быть не больше 3). Знакомим детей с косвенными задачами. «На дереве сидели птички. Когда прилетели еще 3, их стало 8. Сколько птичек сидело сначала на дереве?».

Формирование знаний о неделе.
Методика использования научных моделей

Дети ст.гр. знакомятся с названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой – сегодня, какой будет завтра.

Ознакомление с днями недели следует объединять с формированием знаний о неделе, как мере рабочего времени. Обратить внимание на то, что люди 5 дней в неделю работают, 2 дня отдыхают, что помогает осознать количеств. состав числа 7 (дней недели). Чтобы дети лучше усвоили назв. дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник – 1 день, вторник - второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидакт.игры («Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и т.д.).

Названия дней недели требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Восп. спрашивает детей «Какой сегодня день недели?. Сегодня вторник. Занятие по математ. всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера?». Дети отвечают на вопросы, уточняется последовательность дней недели. Такую работу проводят не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Сначала представление детей о днях недели связано с порядковыми номерами. На одном из занятий воспитатель предлагает обозначить дни недели цветными фишками. Первый день недели – понедельник – синей фишкой, вторник – зеленой и т.д. (Т.Д.Рихтерман). После того, как дни недели обозначены фишками восп. предлагает посчитать фишки (хором). 7 фишек – 7 дней в неделе.

Затем восп. спрашивает «Четверг – который день по порядку?, почему этот день называется четвергом, как называется пятый день, второй?». Ставя эти вопросы восп. показывает соотв. фишки и предлагает всем вместе назвать дни недели по порядку.

Для лучшего запоминания последовательности дней недели используют картинки-символы с изображением всех дней недели. Как демонстр. материал можно взять большой круг (диаметром 35 см), на котором по порядку размещены разноцветные круги (диаметром 8 см), а на них маленькие белые кружочки от 1 до 7 соответственно порядковому номеру дня недели. Разноцветные круги размещают так: черный, серый, синий, зеленый, желтый, красный, розовый. В центре большого круга устанавливается двигающаяся стрелка. Такой своеобразный календарь, на котором дети обозначают дни недели, можно повесить рядом с календарем погоды. В качестве раздат. мат. используются похожие, но меньшего размера, модели. Сначала дети запоминают дни недели и в прямом и в обратном порядке, начиная с понедельника. В дальнейшем важно сформировать представление о том. Что неделя может начинаться с любого дня, главное. Чтобы прошло 7 дней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...