Урок 3 Законодательство о налогах и сборах
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Налоговая система - это совокупность налогов и методов их взимания. Она всегда предполагает налоговое законодательство и без него не может функционировать. Налоговая система в РФ начала действовать с первого января 1992г. В основе лежит Закон "О государственной налоговой службе" принятый ВС РФ от 21.03.91г. (в ред. 24.12.98г.). Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения государства и налогоплательщиков в процессе взимания налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Каждый налог должен быть определен. Для этого в законе и инструкции по уплате того или иного налога отражают следующие моменты: - Налогоплательщик и субъект налога; - Объект и предмет налога, источник уплаты налога; - Единица налогообложения; - Налоговая ставка или норма налогового обложения; - Сроки и порядок уплаты налога; - Бюджетный или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, или препятствующие не запрещённой законом экономической деятельности. В качестве базового нормативного акта в сфере налогообложения, в настоящее время действует Налоговый кодекс в трёх частях, в редакции по состоянию на 01.07.2009г. В этом нормативном акте даны основные определения понятий, связанных с налогообложением, а также заложены принципы построения налоговой системы России. Налоговый Кодекс не отменяет сложившуюся систему налоговых отношений, а развивает ее, устанавливая правовую концепцию налоговых отношений.
Ни на кого не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Налоговое законодательство РФ состоит из Налогового кодекса и перечня, принятых в соответствии с ним, федеральных законов и инструкций о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. В ст.1 НК РФ определены 4 уровня налогового законодательства: * Налоговый кодекс; * Федеральные налоговые законы; * Законы и иные нормативные акты законодательных субъектов РФ; * Нормативные акты законодательных органов местного самоуправления. К законодательству субъектов РФ о налогах и сборах относятся законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных актов законам Виды налогов. Множественность налогов, их назначение делают необходимым классифицировать налоги по различным признакам:
- по предмету налогообложения; - по форм е взимания налога; - по источникам средств для уплаты налога; - по способу уплаты налога; - по степени обложения; - в зависимости от направления использования собранных платежей; - по субъекту налогов; - по форме уплаты налогов; - по срокам уплаты. Согласно НК налоговая система России базируется на следующих основных принципах: - всеобщность налогообложения (полное равенство существующих форм собственности); - учет всех видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами, независимо от вида и характера деятельности; - единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок; однократность налогообложения; - справедливость, соразмерность, ясность и экономическая обоснованность; - единство экономического пространства; - обеспечение учета специфики объектов налогообложения; - толкование противоречий в законодательных актах в пользу налогоплательщиков. Если вновь принимаемые нормативные акты ухудшают положение налогоплательщика, то не имеют обратной силы, а если устраняют или смягчают ответственность налогоплательщика или снижают ставки налогов (устраняют обязанности по их уплате) или иным образом улучшают их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Налоги и сборы считаются установленными, если они предусмотрены ст.13-15 НК РФ. Если устанавливается новый налог, должны быть внесены изменения в НК. Налоговый Кодекс устанавливает предмет правового регулирования, а именно: властные отношения по установлению (включение перечня налогов и сборов в НК), введению (издание соответствующего закона), взиманию налогов и сборов (правила по уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля) и по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно НК акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральные законы, вносящие изменения в НК, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Тема 4. Содержание и назначение налогового кодекса. Содержание налогового кодекса: функции налоговых органов; обязанности и права налоговых органов и налогоплательщиков. Общая часть Налогового Кодекса состоит из семи разделов: - Общие положения о законодательстве, о налогах и сборах; - О налогоплательщиках и плательщиках сборов, представительстве в налоговых правоотношениях; - О налоговых органах, ответственности налоговых и таможенных органов, и их должностных лиц; - Об общих правилах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; - О налоговой отчетности и налоговом контроле; - О налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение; - Об обжаловании актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются в соответствии с НК. Налоги и сборы считаются установленными, если они предусмотрены ст.13-15 НК РФ. Если устанавливается новый налог, должны быть внесены изменения в НК. Налоговый Кодекс устанавливает предмет правового регулирования, а именно: властные отношения по установлению (включение перечня налогов и сборов в НК), введению (издание соответствующего закона), взиманию налогов и сборов (правила по уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля) и по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно НК акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральные законы, вносящие изменения в НК, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Важной составной частью кодекса являются статьи, дающие перечень обязанностей, прав и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. В этих статьях изложены:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|