Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормирование качества окружающей среды




Государственное экологическое нормирование представляет собой организованную государством научно-исследовательскую и нормативно-правовую деятельность по разработке и утверждению экологических норм, правил и регламентов хозяйственной деятельности в целях предотвращения экологических катастроф и охраны окружающей природной среды. Это понятие иногда представляют как научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной или иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее социально-экономические интересы и экологические потребности общества.

Нормирование качества окружающей среды это одна из функций государства, которая опирается на стандарты качества окружающей среды.

В РФ разрабатываются и используются следующие категории нормативов[5]:

ü экологические нормативы систем;

ü нормативы качества компонентов среды;

ü нормативы антропогенных воздействий на окружающую среду.

Под экологическими нормативами экосистем понимаются границы количественного изменения параметров этих систем. При этом границы устанавливаются, исходя из условия сохранения структуры, основных признаков и функций экосистем. А в роли основных признаков выступает продуктивность, уровень разнообразия продукции необходимого качества, устойчивость.

Экологические нормативы качества компонентов среды представляю собой ограничители вредных воздействий, наносящим ущерб материальным и иным общественным ценностям.

Комплекс нормативов антропогенных воздействий должен включать нормативы выбросов загрязняющих веществ в компоненты среды, сбросов в водные объекты, размещения твердых отходов, квоты изъятия природных ресурсов, нормы и регламентации различных сторон хозяйственной деятельности (технологические, планируемые, рекреационные и др.). В качестве нормативно-технической документации выступают строительные нормы и правила (СНИП), государственные стандарты (ГОСТ,ОСТ), нормы и правила, установленные государственными органами управления природопользованием.

 

Цели нормирования качества среды:

установление предельно допустимых норм воздействия на природную среду и через них гарантировать экологическую безопасность населения, сохранение генофогда флоры, фауны, человека, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Предельно допустимый сброс – масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. Лимит по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них примесей.

Предельно допустимый выброс – масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени, устанавливаемая из условия, что содержание загрязняющего вещества в приземном слое воздуха не должно превышать нормативов качества воздуха и ПДК для населения, животного и растительного мира.

Предельно допустимая концентрация – экологический норматив, максимальная концентрация загрязняющего вещества в компонентах природной среды, усредненная за определенное время, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени не оказывает ни прямого, ни косвенного вредного воздействия на организм человека или другого рецептора. Измеряется в единицах объема или массы.

 

Показатели нормативов качества окружающей среды:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генофонду), определяет критерии безопасности среды обитания человека и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека;

технологический (определяет способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и его среду обитания);

научно-технический (определяет способность научно-технических средств контролировать соблюдение предельно допустимых воздействий (ПДВ) по всем параметрам).

Виды нормативов качества среды:

санитарно-гигиенические (ПДК вредных химических выбросов, сбросов; ПДВ: вредных физических воздействий, вредных биологических воздействий, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиации; нормативы санитарно-запретных зон; ПДВ вредных веществ в продуктах питания);

Доза облучения – мера действия ионизирующего излучения в какой-либо среде. В соответствии с «Нормами радиационной безопасности» НРБ-96 различаются:

Доза поглощения – средняя энергия, передаваемая ионизирующим излучением массе вещества. В ед. СИ поглощенная доза измеряется в Дж/кг и имеет специальное название – Грей (Гр).

Доза эквивалентная – поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешенный коэффициент для данного излучения. Един. измер. является Дж/кг. Ее специальное название – Зиверт (Зв).

Доза эффективная – величина, используемая как мера возникновения последствий облучения всего тела человека и отдельных органов с учетом их радиочувствительности. Она представляет собой сумму произведения эквивалентной дозы в органе на соответствующий взвешенный коэффициент для данного органа, ткани. Единицей измерения эффективной дозы является Дж/кг или Зиверт (зв).

 

производственно-технические (ПДУ выбросов, стоков, шума, вибрации, магнитных полей; ПДУ использования химических биологических веществ в хозяйстве; строительные и градостроительные нормы);

вспомогательные комплексные (предельно допустимой нагрузки (ПДН) на природную среду, относящиеся к отраслевым, региональным, местным).

Стандарты качества – регламентируют допустимое воздействие на водные, воздушные, лесные, почвенные ресурсы, животный мир и т.д. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация.

Стандарты влияния на окружающую природную среду представляют собой влияния определенных производственных процессов. Обычно устанавливают уровень сброса или выброса из данного точечного источника (трубы, например) после применения очистного оборудования. Данный стандарт может базироваться на показателях потока (количество выбросов в ед. времени) или запаса (количество выбросов за определенный период). Стандарты воздействия на окружающую природную среду определяются на основе ПДК. Для каждого предприятия выбросы не должны превышать таких величин, при которых на всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются нормативы ПДК. Обычно расчет таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами (ПДВ), проводят с учетом рассеяния выбросов и наложения на фоновое загрязнение. Также учитывается суммарное (аддитивное, а иногда и мультипликативное) воздействие нескольких источников загрязнения. Так, например, суммарное воздействие загрязняющих компонентов на уровне ПДК может привести к химическим реакциям (например, в воде или воздухе), которые могут спровоцировать образование более токсичных соединений[6].

Технологические стандарты устанавливают предельные требования для процессов производства или очистной технологии. Можно привязку делать к эталонной технологии, но тогда она должна быть экономически доступна.

Стандарты качества продукции представляют собой, например, стандарт содержания вредных веществ (примесей) в продуктах и предметах пользования.

Сертификация – удостоверение соответствия чему-либо с выдачей сертификата.

Сертификация экологическая – подтверждение соответствия сертифицируемого объекта требованиям, установленным в экологическом законодательстве. С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или опасных услуг. Госкомэкологии РФ составляет и утверждает перечни объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации.

Прямые запреты представляют собой действия, направленные против использования токсических препаратов (пестицидов, высокотоксичных материалов и т.д.). Например, с 1.01.96 г. введены запреты на производство фтор-хлор-углеводородов, разрушающих озоновый слой.

В качестве механизмов, выступающих в форме ограничителей возможного давления на окружающую среду, могут выступать экологические с ертификаты. Они выступают в форме разрешения, лицензии, то есть, документов на использование природных ресурсов для ранжирования потенциально конфликтующих (конкурирующих) пользователей в целях обеспечения максимального эффекта природопользования. Это также защита от не планируемых выбросов, стоков. Сертификаты (лицензии) выдаются природопользователям как только для них определены лимиты воздействия на окружающую природную среду

Сертификация – удостоверение соответствия чему либо с выдачей сертификата.

Сертификация экологическая – подтверждение соответствия сертифицируемого объекта требованиям, установленным в экологическом законодательстве. С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны и здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или опасных услуг. Госкомэкологии РФ составляет и утверждает перечни объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации.

 

 

4.5.Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

 

ОВОС – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. Предшествует экологической экспертизе.

Оценка проводится при возникновении угрозы значительного экологического ущерба и используется для прогноза последствий, а также нахождения способов снижения отрицательных воздействий предприятия на окружающую среду[7].

ОВОС, служащая для сбора информации и предоставления ее руководству проекта, проводится в форме непрерывной оценки и проверки различных экологических сторон по мере разработки и оформления планов. Этот процесс должен продолжаться на протяжении всего срока функционирования проекта как процесс непрерывного экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД).

Цели ОВОС.

1. Обеспечение адекватной системы решения проблем, связанных с угрозами для окружающей среды, возникающими при реализации проекта по созданию нового или реконструкции и модернизации старого предприятия.

2. Более полного соблюдения экологических стандартов.

3. Выявление потенциально опасных участков производства, создание системы раннего оповещения и предотвращения потенциально неблагоприятных воздействий на ОС, создание системы управления риском в случае развития чрезвычайных ситуаций.

4. Совершенствование системы финансово-экономического планирования возможных в будущем потребностей в капиталовложениях, связанных с ремонтно-восстановительными затратами.

5. Разработка мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС).

6. Повышение экологической грамотности работников производства на всех уровнях управления.

7. Налаживание более тесных связей с контролирующими организациями.

8. Создание наиболее простой системы получения страховки в случае нанесения ущерба окружающей среде.

В группу, проводящую ОВОС, включаются специалисты всех направлений воздействия производства на окружающую среду.

Задачи ОВОС заключаются в следующем.

1. Концентрация на главном:

- ОВОС охватывает только основные проблемы, связанные с достижением цели экологической безопасности производства;

- на раннем этапе исследуются наиболее вероятные и значительные воздействия на окружающую среду;

- рассматриваются лишь практически реализуемые шаги решения проблем экологической безопасности.

2. Привлечение необходимых специалистов:

- способных представить информацию и предложить пути решения возникающих проблем (ученые, экономисты, инженеры, общественные представители, которых затрагивает производство, включая представителей “зеленого” движения);

- специалистов системы управления, а также лиц, контролирующих экологическую безопасность, способных принимать решения (представители градостроительных организаций, комитетов по охране природы, санитарно-эпидемиологической службы, по социальным вопросам, а также инвесторы, политики).

3. Принятие решений на основе полученных результатов ОВОС.

4. Разработка системы организационно-технических, экономических мероприятий по снижению вредных последствий производства на ОС или их полного недопущения:

- разработка нескольких вариантов реализации проекта с выявлением возможностей (экономических, технических) достижения условий безопасного производства;

- выбор наиболее безопасного варианта в условиях реального финансирования;

- сокращение отходов производства и меры по их переработки самим предприятием;

- компенсации или уступки группам людей, которые могут пострадать от реализации проекта;

- реальные блага, которые могут получить от нового производства местные жители (увеличение рабочих мест, строительство дорог, ЛЭП, газификация поселка и т.д.);

- выданы рекомендации о переносе производства на другие территории;

- внесены изменения в проектной документации с точки зрения объемов производства или полноты реализации проекта и т.д.;

- разработка программ экологического контроля и периодичность аудита;

- планы мероприятий на случай возникновения ЧС.

5. Информационный результат ОВОС.

Должен представлять собой несложно построенный документ, отражающий всю суть производства, его воздействия на окружающую среду, включая продукцию, который будет предоставляться лицам, принимающим решения о реализации проекта.

 

Проведение ОВОС является обязательным для следующих видов и объектов хозяйственной и иной деятельности[8]:

1. Предприятия по добычи нефти мощностью до 500 тыс. тонн в год и более.

2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн.куб. м. в год и более.

3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля для битуминозных сланцев производительностью 500 тонн в сутки и более.

4. Топливные электростанции и др. установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и др. сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).

5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных объемом золы 100 тыс. куб м. в год и более.

6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестсодержащих продуктов с годовой мощностью:

ü асбоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;

ü фрикционных материалов - 50 т и более;

ü других видов применения асбеста - 200 тыс. тонн и более;

7. Предприятия химической промышленности всех видов

8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 тонн в сутки и более

9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м. и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов

10. Микробиологические производства

11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика)

12. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии;

ü спекание, обжиг, и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. тонн в год и более.

ü все коксовые печи;

ü установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощность 1 млн. тонн в год и более;

ü установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. тонн в год и более;

ü установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. тонн в год и более;

ü установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. тонн в год и более;

ü Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии

ü окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. тонн в год и более;

ü все коксовые печи и коксохимические производства;

ü установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. тон и более;

ü установки для обработки руд тяжелых и цветных, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термически ми, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. тонн в год и более

13. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.

14. Объекты использования ядерно-взрывной технологии

15. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетических ядер.

16. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

17. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и(или) полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив

18. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения радиоактивных отходов

19. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения, и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

20. Метрополитены

21. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более

22. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов с водоизмещением 1350 т и более

23. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. Км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов

24. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки

25. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. куб м в год и более

26. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:

ü предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. тонн в год и более;

ü предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью. 100 тыс. тон и более в год;

ü крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.

27. Разведка, добыча нефти и газа, лицензионные виды геологических изысканий.

28. Сплошная лесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

29. Крупные животноводческие комплексы мощностью:

ü свиноводческие – 30 тыс. голов и более;

ü по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;

ü молочные - 1200 коров и более

30. Звероводческие комплексы

31. Птицефабрики на 400 тыс. кур несушек, 3 млн. бройлеров и более

32. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

 

 

4.6. Экологическая экспертиза

 

Это предварительная мера проверки документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов; это также санкционированная контролирующими органами проверка соответствия деятельности предприятий экологическим требованиям в особо сложившейся обстановке.

На основании Закона РФ “Об экологической экспертизе” (23.11.95)[9] цель экологической экспертизызаключается в превентивном контроле экологической безопасности. Осуществление предупредительного государственного контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Эти функции делегированы Министерству природных ресурсов и его территориальным органам государством, соответствующими законами РФ.

Виды экологической экспертизы: Государственная, общественная, научная, нормативная, санитарная, правовая.

Одной из главных задач деятельности Минприроды России является организация и проведение государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «Положением о государственной экологической экспертизе» и другими нормативными актами.

Методическое руководство и координацию деятельности всей единой системы государственной экологической экспертизы, осуществляет Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого Координационный совет государственной экологической экспертизы.

В субъектах Федерации государственная экологическая экспертиза выступает в виде аналогичных управлений, отделов, территориальных органов Минприроды России, соответствующих советов.

Госэкоэкспертиза проводится:

- экспертными комиссиями, образованными Минприроды России и его органами на местах;

- межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми Минприроды России совместно с органами Министерства здравоохранения РФ, Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, других заинтересованных министерств и ведомств.

Председатель и члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.

Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Экспертиза материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, завершается составлением ЗАКЛЮЧЕНИЯ экспертной комиссии, в котором в случае положительного заключения дается оценка и обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду, и возможности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения содержатся обоснованные выводы о недопустимости возможного воздействия на окружающую среду и о невозможности реализации объекта экспертизы.

В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии и представлены на повторную экспертизу.

Положительное заключение экспертной комиссии является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы для всех банков.

Основаниями для повторного рассмотрения экспертной комиссией материалов по объектам экспертизы являются:

-решение судебных органов;

-изменение условий природопользования;

-доработка материалов с учетом замечаний экспертной комиссии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ экспертизы является обязательным для всех юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с воздействием на окружающую природную среду, природопользованием, производством продукции и т.д. Контроль исполнения требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.

Объекты государственной экологической экспертизы:

- предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории РФ;

- проекты целевых федеральных социально-экономических, научно-технических программ, связанных с воздействием на окружающую среду;

- проекты федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

- материалов по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;

- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоной, а также программы по реабилитации этих территорий;

- технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефтепроводы, газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и топливно-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями). Другие проекты, осуществление которых может нанести вред окружающей среде двух или нескольких республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также сопредельных государств;

- проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;

- проекты, прошедшие государственную экологическую экспертизу экспертных комиссий, образованных территориальными подразделениями Минприроды России на местах, а также межотраслевых экспертных комиссий в порядке координации и методического руководства (выборочно);

- материалов экологических обоснований лицензий и сертификатов.

 


[1] Игнатов В.Г.,Кокин А.В. Экология и экономика природопользования.

[2] Маковик Р.С. Экологическое право.-М.:1996.

[3] Постановление 05.11.1995,№1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[4] Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[5] Гусев А.А. и др. Система институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности//Стратегия и проблемы устойчивого развития России в ХХI веке /Под ред. А.Г.Гринберга, В.И.Данилова-Данильяна и др. – М.:Экономика,2002. С.226 – 236.

[6] Игнатов В.Г., Кокин А.В. Природоресурсное и природоохранное регулирование в системе управления экологической безопасности.-Ростов-на-Дону:СКАГС, 1998.

[7] Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. 18.07.1994 №222.

[8] Приложение к приказу Минприроды России от 18 июля 1994 г.,№ 222. (Из Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации)

 

[9] ФЗ «Об экологической экспертизе». 23.11.1995,№174-ФЗ//Собрание законодательства РФ.1995.№48. Ст. 4556.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...