Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Номинальный и реальный ВВП.




Номинальный ВВП – выражен в реальных ценах на данный период времени. На величину номинального ВВП большое воздействие оказывают инфляционные процессы.

Реальный ВВП – выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года с учетом инфляции. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчет на каждого жителя страны. На каждом историческом этапе в определенной степени становится легче решить проблемы ограниченности ресурсов и удовлетворить более широкий круг потребностей.

Особенности экономического роста:

1) надо иметь в виду только реальный ВВП, потому что номинальный ВВП может расти, но инфляция, а значит, и цены, могут расти еще быстрее, и в результате реальный ВВП может даже уменьшаться;

2) подсчитывать ВВП нужно не только в абсолютных значениях, но и на душу населения, так как население может вырасти, и тогда на каждого жителя ВВП будет приходиться меньше;

3) только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

Экономический рост измеряется среднегодовыми темпами прироста ВВП, выраженными в процентах.

Факторы экономического роста: природные ресурсы, капитал, труд, предпринимательство.

Типы экономического роста.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов. Это означает, что в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще не использованные ресурсы.

Но труд и капитал – это также ограниченные ресурсы, поэтому нужно искать другой путь достижения экономического роста.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности. Влияние научно-технического прогресса, повышение квалификации работников, рациональное распределение ресурсов, экономия на масштабе.

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

 

Роль государства в экономике

Причины вмешательства государства в экономику:

1. Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.

2. Экономические причины:

- ограниченность природных ресурсов, контроль над их использованием под силу только государству;

- выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;

- создание благоприятных условий для трудящихся;

- продолжительность рабочего дня, отпуска.

3. Политические: охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

4. Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.

5. Экологические: принимает меры по охране окружающей среды.

6. Технологические: устанавливает контроль над применением опасных технологий.

Основные экономические функции государства:

- обеспечение правовой базы предпринимательской деятельности;

- защита конкуренции;

- перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему социальных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.д.);

- финансирование фундаментальной науки и охраны окружающей среды;

- контроль и регулирование уровня занятости, целей и темпов экономического роста;

- финансирование производства или непосредственное производство общественно необходимых товаров и услуг.

Государственное регулирование экономики – одна из основных форм участия государства в экономике, которая заключается в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, а также на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Административные методы – выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.

Прямое экономическое регулирование в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий (субвенции, субсидии – дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов разного уровня, льготные кредиты и налоговые льготы).

Косвенные формы экономического регулирования – регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

 

Денежно-кредитная политика

Монетарная (денежно-кредитная) политика – один из видов стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Для этого в период спада проводится стимулирующая монетарная политика, а в период бума – сдерживающая политика. Инструмент регулирования – денежная масса.

Инструменты монетарной политики:

-изменение норм обязательного резервирования;

-изменение ставки рефинансирования ЦБ (ставки по кредитам коммерческим банкам);

-операции на открытом рынке (главным образом, путем продажи или покупки государственных ценных бумаг).

 

Налоги

Налоги – обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, осуществляемые получателями доходов (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.

Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.

Совокупность взимаемых государством налогов (сборов, пошлин), а также форм и методов их уплаты образуют налоговую систему, а устанавливаемый государством порядок и правила налогообложения – фискальную политику.

В зависимости от объекта налогообложения различают налоги на доходы и налоги на имущество.

По характеру действия:

1) Прямые налоги – обязательные платежи непосредственно из дохода;

2) Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавки к цене товаров и услуг, которые затем перечисляется продавцом в бюджет (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

В зависимости от органа, который взимает налоги, они делятся на общегосударственные и местные.

По целевому назначению – общие (универсальные) и специальные (отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный сбор).

В зависимости от характера изменения налоговой ставки делятся на прогрессивные – ставка налога повышается по мере роста дохода; регрессивные – ставка снижается по мере роста дохода и пропорциональные – сумма налогов пропорциональна доходам работников.

Пропорциональный налог - ставка, которого для всех одинакова (например, ставка подоходного налога – 13%).

Налоги, уплачиваемые предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль;

- акцизы;

- налог на имущество предприятия;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами живого мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина;

- транспортный налог;

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на внешнюю торговлю.

Налоги, уплачиваемые гражданами:

- основной налог НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – удерживается из заработной платы и перечисляется работодателем (государственная пошлина); по-другому – подоходный налог.

- налог на имущество физических лиц (налог на строения, помещения, сооружения, транспортные средства)

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

- земельный налог;

- за пользование ограниченными ресурсами

Элементы налоговой системы:

- налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги;

- налоговая ставка – та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан уплатить в виде того или иного налога;

- налоговая льгота – законодательно установленное облегчение условий взимания налогов;

Функции налоговой системы государства:

- фискальная (фиск – «казна») – обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны, части непроизводственной сферы;

- регулирующая – варьируя налоговые ставки и налоговые льготы, государство может оказывать влияние на потоки капиталовложений, на фонд потребления, на уровень цен.

- стимулирующая – с помощью налогов стимулируется научно-технический прогресс, увеличение рабочих мест, развитие сферы услуг и т.п.;

- распределительное – перераспределение доходов между различными слоями населения с целью сглаживания неравенства в обществе.

Принципы налогообложения:

  1. Равномерность
  2. Определенность
  3. Однократность
  4. Эффективность

 

Государственный бюджет

Государственный бюджет – годовой финансовый план государственных расходов и источников их покрытия, который утверждается законодательным органом страны и является обязательным для исполнения, т.е. имеет силу закона.

Это централизованный фонд денежных ресурсов, которые используются правительством для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социально-экономических функций.

Функции государственного бюджета:

- перераспределение ВВП и национального дохода между отраслями, регионами и различными слоями населения с целью достижения большей социальной справедливости;

- стимулирование различных производств путем субсидий и прямого финансирования;

- контролирование создания и использования централизованного фонда денежных средств.

Структура гос. бюджета – двухэлементный баланс, состоящий из доходной и расходной частей.

Расходы государственного бюджета.

Текущие расходы:

- государственные закупки товаров и услуг в целях текущего потребления, в том числе т.н. общественных благ, куда входят расходы на здравоохранение, образование.

- административно-управленческие расходы (содержание государственного аппарата, полиции, органов юстиции, обеспечение национальной обороны и т.п.).

- социальные трансферты: пенсии, стипендии, пособия по безработице и малообеспеченным, различного рода льготы.

- расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга с учетом ставки процента по нему.

Расходы развития:

- государственные инвестиции: закупки у частных фирм зданий, сооружений, оборудования, научно-технических разработок с целью структурной перестройки экономики, поощрения инновационной деятельности.

Доходы государственного бюджета

- налоговые поступления – обязательные платежи в пользу бюджета. Сюда входят также различные штрафы, пени, пошлины.

- неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, доходы от акций и ценных бумаг, принадлежащих государству, поступления от внешнеэкономической деятельности государства, доход от эмиссии денег и т.п.

- взносы в государственные фонды социального страхования, плательщиками которых являются предприятия и наемные работники.

В период спадов и депрессий, когда правительство сокращает налоги и увеличивает государственные расходы, возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами..

Если имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то результатом проводимой правительством сдерживающей фискальной политики становится положительное сальдо государственного бюджета, т.е. превышение размеров доходов над расходами – профицит.

Сальдо - разность между денежными поступлениями и расходами за определенный период времени. Положительное, активное сальдо означает превышение поступлений над расходами, а отрицательное, пассивное – наоборот.

Таким образом, проведение политики стимулирования или сдерживания экономической активности означает, что государственный бюджет не буде полностью сбалансированным в каждый момент времени.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за этот период положительных сальдо государственного бюджета.

Внешний государственный долг – долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Его оплата связана с перемещением определенной части национального продукта за пределы страны.

Внутренний государственный долг – долг государства своему населению. Он образуется в результате заимствования правительством средств для покрытия бюджетного дефицита путем выпуска долговых обязательств (облигаций).

Тяжесть государственного долга обусловлена необходимостью выплачивать по нему проценты. Это солидная статья расходов государственного бюджета. Проценты, выплачиваемые по государственному долгу, называются обслуживанием долга. Данное обслуживание оказывает существенное влияние на уровень налогообложения, поскольку, чем больший процент нужно заплатить по долгу, тем большую сумму для этого правительство должно собрать в виде налогов.

???? последствия роста государственного долга????

Мировая экономика

В основе объединения национальных хозяйств в единое всемирное хозяйство лежит международное разделение труда, представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

Конечный продукт все чаще становится результатом последовательного воздействия на предмет труда многих отраслей и производств, находящихся в разных странах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...