Денежная масса и денежная база
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «Деньги. Кредит. Банки» Исполнитель: студентка Кислушкина Елизавета Олеговна
Витебск 2012/2013
План
1. Кредитная система Республики Беларусь . Денежная масса и денежная база . Задача Список использованных источников
Кредитная система Республики Беларусь
Кредитная система Республики Беларусь. Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономические отношения в сфере денежного оборота, кредита. Структура кредитной системы Республики Беларусь представлена банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура кредитной системы Республики Беларусь
Банковская система Беларуси является двухуровневой, в нее входят Национальный банк Республики Беларусь и другие банки. Цели, функции, принципы деятельности банковской системы, правовой статус банков страны определяет Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. Принципами, на которых строится банковская деятельность в республике, являются: обязательное получение лицензии на осуществление банковских операций; независимость банков, невмешательство в их деятельность государства (за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве); разграничение ответственности банков и государства; обязательность установленных Национальным банком экономических нормативов, направленных на поддержание стабильности и устойчивости банковской системы страны; обеспечение физическим и юридическим лицам права выбирать банк; соблюдение банковской тайны по операциям, счетам и депозитам клиентов;
гарантия возврата денежных средств вкладчикам банков. Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны. Его главные цели, установленные Банковским кодексом, следующие: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля; укрепление и развитие банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. В кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью Национального банка. Важнейшими из функций, выполняемых Национальным банком, являются: разработка и реализация денежно-кредитной политики; осуществление эмиссии денег; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование. Банк играет роль финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных органов власти, выдает лицензии на осуществление банковских операций, кредитует другие банки, осуществляет надзор за банковской деятельностью, является эмитентом ценных бумаг, хранит золотовалютные резервы страны и управляет ими. Высшим органом управления центральным банком страны является Правление Национального банка - коллегиальный орган, состоящий из Председателя и 10 членов, которые назначаются на пять лет. Обычные банки в Республике Беларусь представлены коммерческими организациями. Как правило, это акционерные общества или унитарные предприятия, которые имеют свой устав. Подавляющее большинство банков - универсальные. Коммерческие банки Беларуси осуществляют, в частности, следующие операции: привлекают денежные средства физических и юридических лиц во вклады; размещают привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открывают и ведут банковские счета физических и юридических лиц.
На 1 апреля 2012 г. банковский сектор экономики включал 31 действующий банк с 237 филиалами. Из них 26 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков - со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка. Особенностью банковской системы Республики Беларусь является высокий уровень концентрации банковского капитала: на долю шести крупнейших банков, уполномоченных обслуживать государственные программы (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк»), приходится более 80% собственного капитала банковской системы. Характерно, что 32 банка расположены в Минске и только ОАО «АКБ «Ратон» - в Гомеле. Специализированные кредитно-финансовые организации республики представлены страховыми обществами, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями, ломбардами. Согласно Банковскому кодексу, они имеют право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности. Вместе с тем закон не разрешает данным организациям привлекать денежные средства физических и юридических лиц на депозиты, предоставлять привлеченные средства от своего имени и за свой счет в кредит, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. В настоящее время этот уровень денежно-кредитной системы в республике развит крайне слабо и практически не выполняет роли финансового посредника. Национальным банком на сегодняшний день не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации. Банковский сектор Беларуси должен совершенствоваться. В Концепции развития банковской системы определена основная стратегическая цель - укрепление устойчивости банковской системы, приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграция банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковские системы. Это требует решить следующие задачи: создать эффективную институциональную и функциональную структуру банковской системы; увеличить ресурсную базу банков; оптимизировать структуру активов и пассивов банков; расширить состав и качество банковских услуг, приблизив их к уровню развития европейских банков; повысить капитализацию банков и увеличить их уставные фонды; создать действенный механизм аккумулирования денежных средств населения и предприятий и др.
Денежная масса и денежная база кредитный финансовый денежный экономический Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы. Денежная масса - это совокупный объем всех покупательных и платежных средств в наличной и безналичной формах, находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц и обслуживающих экономический оборот страны. На величину денежной массы влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и темпы экономического роста; уровень развития и структура кредитной и банковской систем, финансовых рынков; соотношение наличного и безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д. Определение совокупного объема денежной массы в обращении и ее структуры - достаточно сложная задача, поскольку в условиях обращения неразменных кредитных денег различные виды финансовых активов могут в той или иной степени выполнять различные денежные функции. На практике для целей Мониторинга изменений совокупной денежной массы и ее отдельных составляющих используют специальные показатели - денежные агрегаты. Это показатели объема и структуры денежной массы, которые позволяют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную характеристику, определить степень ее воздействия на экономическую активность в стране.
В соответствии с международными стандартами в качестве основного критерия выделения различных показателей денежной массы используется ликвидность, под которой понимают скорость конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа и степень затрат на проведение данной операции. Принцип расчета денежных агрегатов заключается в том, что: каждый последующий денежный агрегат включает предыдущий; каждый последующий денежный агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (т.е. по мере роста денежных агрегатов их ликвидность уменьшается). В связи с этим при определении денежной массы часто используют понятия «деньги в узком смысле слова» и «деньги в широком смысле слова». «Деньги в узком смысле слова» являются наиболее ликвидным компонентом денежной массы. К ним обычно относят наличные деньги и депозиты (вклады) до востребования. В отличие от срочных вкладов депозиты до востребования можно в любое время без всяких ограничений использовать в полной сумме для проведения расчетов и платежей. Вследствие высокой ликвидности «деньги в узком смысле слова» активно участвуют в проведении торговых и других экономических операций. Существует довольно тесная взаимосвязь динамики их объема с уровнем экономической активности в стране. «Деньги в широком смысле слова» наряду с наличностью и депозитами до востребования включают «потенциальные деньги» - срочные депозиты и сберегательные вклады, ценные бумаги и т.д. Необходимость определения объема «денег в широком смысле слова» и его регулирования обусловлена развитием финансовых рынков, появлением все большего числа новых финансовых инструментов (например, различных видов ценных бумаг), их растущей взаимозаменяемостью. В связи с этим на практике прослеживается усиление влияния изменений широких денежных агрегатов на экономические процессы в стране. Количество и состав применяемых денежных агрегатов различается по странам. Это обусловлено спецификой национальных хозяйств: уровнем развития экономики, финансовых рынков и кредитной системы; особенностями организации денежного обращения, проводимой экономической и денежно-кредитной политикой и другими факторами. В развитых странах обычно используются следующие основные агрегаты: M1 - обычно включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования (средства на текущих банковских счетах); М2 - содержит агрегат М, и, как правило, срочные депозиты и сберегательные вклады в коммерческих банках; М3 - состав этого агрегата в наибольшей степени зависит от уровня развития банковской системы и финансовых рынков различных стран. Наряду с агрегатом М2 в зависимости от страны может включать срочные депозиты в крупных размерах, сберегательные вклады в специальных кредитно-финансовых институтах, депозитные сертификаты крупных коммерческих банков или другие денежные активы. Применяются и более широкие денежные агрегаты. Для обеспечения стабильности национальной денежной единицы центральный банк страны принимает меры, направленные на поддержание необходимой структуры денежной массы, оптимальной в существующих экономических условиях. Относительное равновесие между соотношением различных денежных агрегатов считается достигнутым, если темпы роста агрегатов М2 и М3 превышают темпы роста М1. Денежные агрегаты в Республике Беларусь с учетом уровня развития безналичных расчетов населения, рынка банковских услуг, финансовых рынков и ряда других причин отличаются по своему составу от показателей, применяемых в развитых странах.
Национальный банк Республики Беларусь рассчитывает следующие денежные агрегаты: Мо (наличные деньги в обороте) - банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц; М1 - агрегат Мо плюс переводные депозиты, включающие остатки средств юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь - на счетах до востребования в белорусских рублях; М2 (денежная масса в национальном определении) - агрегат М1 плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами - резидентами Республики Беларусь; М2* (рублевая денежная масса) - агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь - в белорусских рублях; М3 (широкая денежная масса) - агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь. Для оценки платежеспособного спроса выделяют активную денежную массу, рублевую и совокупную. Рублевая активная денежная масса включает наличные деньги в обращении и переводные депозиты в национальной валюте, т.е. равна по величине агрегату М,. Совокупная активная денежная масса наряду с агрегатом М1 содержит депозиты до востребования в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте). На основе денежных агрегатов можно определить коэффициент монетизации экономики, который показывает уровень обеспечения национального хозяйства денежными средствами. Он рассчитывается как отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту. В современных условиях на степень обеспеченности экономики деньгами влияют не только величина денежной массы, но и покупательная способность составляющих ее денежных средств. В связи с этим различают номинальную и реальную денежную массу. Номинальная денежная масса рассчитывается на основе сложившегося уровня цен. При определении реальной денежной массы номинальную денежную массу корректируют с учетом темпов инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной. Если темпы инфляции в стране превышают темпы роста денежной массы, то, несмотря на увеличение номинальной денежной массы, реальная денежная масса сокращается. При прочих равных условиях это приведет к нехватке денежных средств для расчетов и платежей. Денежная база. При проведении денежно-кредитной политики органами денежно-кредитного регулирования используется такой показатель, как денежная база (или деньги центрального банка), который в развитых странах обозначается как Мо. Он не является денежным агрегатом как таковым, но применяется для расчета показателей денежной массы. В условиях золотого стандарта все обращающиеся национальные деньги были обеспечены золотом, и денежная база равнялась объему имеющихся золотых резервов. В настоящее время, когда в обращении находятся неразменные на золото кредитные деньги, содержание этого понятия изменилось. Денежная база - это совокупный объем наличных денег и резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке. Она включает наличные деньги в обращении, наличные деньги в кассах банков и средства, находящиеся на их корреспондентских и депозитных счетах в центральном банке. Входящие в состав денежной базы наличные и безналичные деньги образуют ресурсы центрального банка. В связи с этим для более полного раскрытия понятия денежной базы и ее роли в организации эмиссии денег необходимо рассмотреть баланс центрального банка. Упрощенный баланс, включающий только статьи, необходимые для раскрытия процесса эмиссии, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Упрощенный баланс центрального банка
В активе баланса отражено распределение ресурсов центрального банка. Специфика его активных операций заключается в том, что он является кредитором главным образом только для коммерческих банков и правительства. Осуществляя их кредитование, центральный банк тем самым предоставляет кредиты экономике. Банкноты и резервы коммерческих банков в центральном банке, составляющие денежную базу, являются денежными обязательствами центрального банка и указываются в пассиве его баланса. Одновременно они выступают, как уже отмечалось, в качестве ресурсов центрального банка. Объем наличных денег в обращении в развитых странах относительно совокупной денежной массы невелик. Но как компонент денежной базы банкноты занимают значительный удельный вес и во многих странах являются основным источником ресурсов центрального банка. Обязательные резервы - это резервы, которые коммерческие банки держат в центральном банке по его требованию. Центральный банк обязывает коммерческие банки создавать обязательные резервы главным образом в следующих целях: как страховой резерв, обеспечивающий гарантии вкладчикам банка; в качестве инструмента регулирования центральным банком денежной массы. В настоящее время в развитых странах обязательные резервы составляют небольшую часть в пассивах центральных банков. В ряде стран они официально отменены. Тем не менее в большинстве стран мира обязательные резервы остаются достаточно важным компонентом денежной базы центрального банка. Избыточные резервы - это резервы, которые коммерческие банки хранят в центральном банке по собственному усмотрению, добровольно, помимо обязательных резервов. Для коммерческих банков они являются активами, которые в любой момент молено использовать для проведения своих операций. Избыточные резервы включают наличные деньги в кассе коммерческого банка, средства на его корреспондентском счете в центральном банке и размещенные в депозиты в центральном банке. Объем избыточных резервов коммерческого банка может изменяться вследствие увеличения притока вкладов, снижения объема выдаваемых кредитов, уменьшения нормы обязательного резервирования, получения кредита центрального банка и т.д. Коммерческий банк сам определяет целесообразный объем избыточных резервов. Поскольку центральный банк является кредитором для коммерческих банков, он может влиять на уровень их избыточных резервов, ограничивая или увеличивая объемы своих кредитов и изменяя процентные ставки по ним. Показатель «денежная база» получил свое название вследствие того, что входящие в него денежные средства могут использоваться банками в качестве источника для создания дополнительной денежной массы. Поэтому динамика величины денежной базы оказывает значительное влияние на совокупную денежную массу. При возрастании объема денежной базы центрального банка происходит увеличение денежного предложения в стране, и наоборот. Изменение структуры денежной базы также воздействует на совокупную денежную массу. Например, если при неизменной величине денежной базы центральный банк снизит резервные требования, то уменьшатся обязательные резервы коммерческих банков и возрастут их избыточные резервы. Это приведет к увеличению денежного предложения, так как избыточные резервы являются источниками ресурсов для проведения коммерческими банками активных операций (выдачи кредитов и т.д.), в процессе которых создаются новые депозиты, т.е. безналичная денежная масса. Структура и величина денежной базы оказывают влияние также на величину депозитного и денежного мультипликаторов, которые определяют возможности коммерческих банков в увеличении массы безналичных денег.
Задача
Сделать расчет графика лизинговых платежей по приведенной ниже форме, если имеются следующие данные:
Решение Лизинговые платежи в части инвестиционных расходов арендодателя списываются равными частями в процентах от контрактной стоимости объекта лизинга:
,
где А (%) − амортизация объекта лизинга за период действия договора, %; К − количество лизинговых платежей. ЛП, % = 75 / 10 = 7,5 ЛП, млн. руб. = Контрактная стоимость объекта лизинга, млн. руб.* ЛП,% / 100 ЛП, млн. руб. = 70 * 7,5 / 100= 5,25 Доход арендодателя определяется по следующей формуле:
,
гдеПД − лизинговый платеж в части дохода, млн. руб.; ОД − стоимость основного долга, которая ежемесячно уменьшается на сумму начисленной амортизации, млн. руб.; ЛС% − лизинговая ставка, %; Д − количество дней в месяце. Пд 1= 70 * 30 * 30 / (360*100) = 1,75 Пд 2= 64,75 * 30 * 30 / (360*100) = 1,62 Пд 3= 59,5 * 30 * 30 / (360*100) = 1,49 Пд 4= 54,25 * 30 * 30 / (360*100) = 1,36 Пд 5= 49 * 30 * 30 / (360*100) = 1,23 Пд 6= 43,75 * 30 * 30 / (360*100) = 1,09 Пд 7= 38,5 * 30 * 30 / (360*100) = 0,96 Пд 8= 33,25 * 30 * 30 / (360*100) = 0,83 Пд 9= 28 * 30 * 30 / (360*100) = 0,70 Пд 10= 22,75 * 30 * 30 / (360*100) = 0,57 Сумма НДС, млн. руб. = Всего лизинговых платежей, млн. руб. * Ставка НДС, % / 100 Сумма НДС = 7,00 * 20 / 100 = 1,40 Сумма НДС = 6,87 * 20 / 100 = 1,37 Сумма НДС = 6,74 * 20 / 100 = 1,35 Сумма НДС = 6,61 * 20 / 100 = 1,32 Сумма НДС = 6,48 * 20 / 100 = 1,30 Сумма НДС = 6,34 * 20 / 100 = 1,27 Сумма НДС = 6,21 * 20 / 100 = 1,24 Сумма НДС = 6,08 * 20 / 100 = 1,22 Сумма НДС = 5,95 * 20 / 100 = 1,19 Сумма НДС =5,82 *20 / 100 = 1,16 Расчеты сводим в таблицу.
Лизинговые платежи составят 64,09 млн. руб. без НДС. НДС 20% − 12,82 млн. руб., всего с НДС − 76,91 млн. руб. Остаточная стоимость объекта лизинга 17,50 млн. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|