Время как фактор и задача композиции
О ПОНЯТИИ КОМПОЗИЦИИ 1. Так строятся работы, посвященные современным методам реставрации картины. В них принята цветоведчес-кая терминология, колориметрия, построенная на точных методиках определения качества цвета по трем параметрам и т. п. Так строится анализ изобразительного творчества душевнобольных в диагностических целях и анализ, категорически требующий однозначности в понимании терминов, полной определенности параметров. Опыт такого рода анализа (я имею в виду само устремление к точности, а не бесспорность отдельных результатов) также сопряжен с использованием терминологии специальных наук (психологии, цветоведения). См. работу интернационального центра по „документации пластического выражения" (С. Wiard, Expression picturale et psycho-patalogie. Essai d'analyse et d'automa-tique documentaires, Edition Doin, 1968). 2. Во второй части „Логических исследований" Э. Гуссерль определяет различные виды соотношений части и целого. Параллельную работу начал А. Мейнонг в своей „Теории предмета" - общей онтологии аналитического характера. Разумеется, в таких начинаниях не было идеализма, как нет его в общем учении об управляющих системах (кибернетика) или об общих законах сообщения некоторого содержания („теории информации"). Это скорее ветвь математики. Для нас, однако, в данной связи существенны конкретные вопросы соотношения части и целого, а не общие. Я не вижу в области искусства сейчас возможностей для математической формализации (Е. Hus-serl, Logische Untersuchungen, II, Halle, 1902). Анализ произведений искусства еще не достиг той стадии точности, когда можно было бы говорить об исчислении эстетических качеств. Исчислением качеств, несмотря на все потуги „квалиметрии", не овладела и математика.
3. В широко развивающихся теперь, как в области языка, так и в области искусства, семиотических исследованиях обычно не различают знаковую систему и образную систему, знак и образ. Основатель семиотики Ч. Пирс, считая искусство знаком, вынужден был ввести понятие „иконический" знак (то есть образный знак), но „образный знак" все же не образ в смысле художественного образа. Аксонометрия куба - тоже иконический знак, дорожные знаки - иконические знаки. Я не сомневаюсь в том, что аналогия между знаковыми системами и образной системой искусства может дать интересные результаты. Это анализ искусства с новой стороны. Но всякая аналогия хороша до тех пор, пока она находит опору в предмете исследования. Модным словом можно обозначить все. И это может служить лишь доказательством бессмысленности слова, взятого от контекста изолированно. Если все в области культуры есть знак, то слово „знак" ничего не значит. Из последних книг по семиотике на русском языке следует назвать книгу Ю. Лотмана „Структура художественного текста" (по инициативе Лотмана Тартуский университет в своих „Известиях" начал публиковать под этим заголовком и старые труды, не имеющие прямого отношения к семиотике, в частности опубликовал старые работы П. А. Флоренского), а также книгу Б. А. Успенского „Поэтика композиции", Л. Ф. Жегина „Язык живописного произведения", Е. Я. Басина „Семантическая философия искусства". Можно ли понимать изображение и изобразительный художественный образ как знак и картину - как систему знаков, - зависит от того, что называть знаком. Современная семиотика со-сдала связку понятий - знак, концепт знака (алгоритм) и денотат (указанное знаком). По существу этой триады, изображение, очевидно, может быть знаком, если оно обобщено до алгоритма. Например, дорожный знак построен на основе изображения, обобщенного до алгоритма. По современной терминологии - это „иконический" знак, но все же знак.
Белый прямоугольник на красном круге есть знак запрета движения. Его концепт - кирпич - изображение преграды. Поднятая вверх палочка - знак приказа „стоп". Его концепт - изображение жеста регулировщика. Чувственная данность изображения в знаке здесь обобщена в соответствии с его концептом (кирпич может быть толще или тоньше, больше или меньше, белым на красном или красным на белом). Иной концепт у знака-указателя. Стрелка указывает направление движения. Но в основе знаковости и здесь лежит обобщенность концепта и его рациональный алгоритм (стрелка может быть тоньше и толще, черной и белой). Центр тяжести проблемы - знак или не знак и какого характера знак - зави-от связки между ним и денотатом, от того, какова структура связки и носит ли связка понятийный характер, возможно ли найти ее концепт. Аксонометрическое изображение куба можно назвать знаком куба, хотя и остается чувство, что при этом теряется что-то существенное для изобра-жения.Однако чувственная данность здесь все же обобщена до концепта, содержащего рациональный алгоритм (равенство по осям). В аксонометрическом изображении иррелевантны (несущественны) толщина линии, тон бумаги, положение на листе. Но если перед нами произведение изобразительного искусства, в нем существенны и толщина линии, и тон бумаги, и отношение к краям листа, словом, вся непосредственная чувственная данность изображения. Можно ли тогда говорить о знаке и знаковой системе? Вся чувственная данность картины существенна как такая, и не только как знак иного. Если бы семиотика сделала попытку описать непосредственную чувственную данность как систему знаков, она столкнулась бы с дурной бесконечностью. Практически бесконечно не только число отдельных чувственных дат, например, цветовых оттенков, составляющих непрерывные переходы, но и число типов непрерывностей. Бесконечно число качеств, которые, будучи сведены к знакам, неизбежно потеряли бы образную активность. Сине-голубой цвет гиматия централь-9 ной фигуры „Троицы" Рублева может быть приближенно описан посредством цветоизмерения, если его взять изолированно. Но в окружении, несмотря на относительную однородность, цвет в пределах пятна непрерывно меняется, „живет", и это существенно. Знаковая система дискретна. Образная - и дискретна и непрерывна. Всякий знак, так же как и слово, уже обобщает. Искусство и обобщает и не обобщает, то есть обобщает по-своему. В ткани произведения искусства можно найти и знаковые системы с их рациональными алгоритмами. Но это лишь вкрапления в общую ткань. Лишь элементы общей незнаковой структуры.
Чтобы ясно определить понятие „знак", нужно тем самым ясно определить, что такое не знак. Стих поэтической речи-это уже образ, а!не знак и не система знаков, словесный образ. Кирпич на дорожном кружке - еще знак, хотя и наглядый, изобразительный -иконический знак. Семиотические исследования тесно связаны с теорией информации. Произведение искусства понимается как сообщение, а сообщение непременно имеет определенный адрес, состоит из знаков или выражено в знаковой системе (языке), знакомой адресату. С искусством и здесь дело обстоит сложнее. Конечно, каждый художник обращается своим произведением к зрителю (слушателю). Но адресат его произведения гораздо менее определенен. Он не говорит: „Я сообщаю вам то-то и то-то", он говорит: „Я запечатлел свои мысли и чувства, вот они в этом произведении, если надо, если можете,возь-мите". „Я создал образ действительности, я создал свой второй мир, живите в нем; я понял его законы и выразил в линиях и красках, поймите мой „текст". Он рассчитан на „пребывание". Если исключить плакат, как жанр особый, можно сказать, что художественное изображение - больше выражение, чем сообщение. Рассмотрение образа только как знака упрощает проблему образа, рассмотрение выражения только как сообщения -проблему выражения. 4. Считая нужным поставить щит между структурным анализом и структурализмом, многие (например, М. Са-паров) понимают структуру художественного образа как процесс его становления в сознании воспринимающего человека. Следовательно, не только структура музыкального произведения и содержательная форма есть, по его мнению, развивающийся во времени процесс, но и структура образа в произведении пространственных искусств понимается как процесс.
В другом месте будет отдельно рассмотрена проблема времени в живописи. Здесь же заметим, что пониманию структуры образа как процесса восприятия его не выдержать обвинения в психологизме и релятивизме. Главная трудность такого понимания структуры художественного образа обнаруживается посредством вопроса: выражает ли художник в картине свои чувства, идеи, свое понимание красоты или только создает поводы для зрителя, который, реагируя по-своему, творит художественный образ, порождает его структуру? Если верно первое, то восприятие зрителя есть вместе с тем понимание, добывание выраженного в картине содержания, выраженного - в случае живописи - в пространственной целостности. Если верно второе, то образ, созданный автором, - это „вещь в себе". Для нас же существуют лишь образы, вызванные картиной, как „пусковым механизмом", разные в разных условиях. Ссылка М. Сапарова на изменение образа при замене обычного освещения инфракрасным по меньшей мере наивна. Инфракрасное излучение находится вне светового диапазона и не дает непосредственной зрительной информации. В темноте мы не видим вообще, не видим и картины, а художник создавал образ видимый, и притом видимый в заданных условиях освещения, чаще всего при рассеянном дневном свете. Можно, наверное, создать образ и для инфракрасного излучения. Но состав сигналов будет иным. Художественный образ картины изменяется и в черной репродукции. Однако он не пропадает вовсе. Восприятие и понимание опираются на другие слои структуры. Аналогичное относится и к разнице восприятия памятника без пьедестала и памятника, поставленного на пьедестал, меняются зрительные сигналы - материальный источник информации. Но сохраняется и общность информации в меру общности сигналов. Восприятие зрителя входит в более широкую структуру: автор - произведение - зритель. Здесь возможен и тип адекватной реакции - тип понимания и тип неполного - „короткого" - понимания и тип непонимания (неадекватной реакции). Определение художественного образа как временной структуры тесно связано с модной характеристикой процесса восприятия искусства как процесса „сотворчества". Почти уже банальностью стало утверждение, что восприятие картины, скульптуры и произведений других искусств есть процесс сотворчества зрителя. А как же иначе, скажут мне, ведь этим подчеркивается активная роль зрителя в художественном общении?
Действительно, образ картины воссоздается в голове зрителя и, значит, создается им вместе с художником. Однако и образ живого цветка существует тоже в голове зрителя, но он отражает (если это не ложный образ) объективные свойства цветка, а субъективные элементы образа - это лишь оттенки, „волны" вокруг объективного содержания. Разве не так же обстоит дело и с восприятием картины? Качество общения с искусством зависит, во-первых, от яркости и глубины мысли художника, от его восприятия мира. Во-вторых, от того, насколько они выражены в картине, что, в сущности, и свидетельствует о яркости образной мысли художника. Мысль существует в ее выражении. И, в-третьих, - от возможностей зрителя понять художественный язык, от понятности самой речи художника и от близости зрителю его идей, чувств и представлений. Как сказано, можно утверждать „априори", что здесь возможны три случая. Первое. Ситуация непонимания, вследствие ненарочитой, а теперь часто и нарочитой невнятности языка художника. Затем, вследствие утерь, которые причинило картине время или условия экспозиции. Наконец, - вследствие неподготовленности зрителя или отталкивания его от далеких ему по духу образов. Второе. Возможна ситуация неполного („короткого") понимания вследствие в общем тех же причин, когда зритель, не увлеченный картиной, легко дополняет образ свободным потоком ассоциаций. Может быть, это и есть ситуация сотворчества? Ситуация понимания, когда зритель добывает в бесконечном богатстве картины все новое и новое содержание, когда форма в любых деталях и связях содержательна для зрителя и содержание всюду выражено в форме, тогда произведение искусства для зрителя не стареет, но и не меняется по произволу личных ассоциаций. В ситуации понимания - Микеланджело покоряет зрителя, а не зритель дополняет своим опытом мысль Микеланджело. Понимание -это ситуация сотворчества лишь в том смысле, в каком любой акт познания - акт творческий. Конечно, ходы понимания у разных зрителей могут быть разными, но добываемое эстетическое содержание в основе своей едино - это образ, созданный художником. Проникая в художественный образ, мы стремимся устранить „помехи", в том числе и наши „ассоциации", не обоснованные в содержании образа. Что же имеют в виду, говоря о сотворчестве? Модная банальность теории „сотворчества" превращается в загадку, отгадка которой - произвол. Иногда защитники теории сотворчества утверждают даже, что акт восприятия зрителя репродуктивен по отношению к акту творчества художника. Но ни ученый, изучающий творческий процесс, ни художник, осуществляющий его, никогда не согласятся с этим фантастическим утверждением. Художник в течение длительной, иногда многолетней работы все время видит и оценивает возникающее произведение, меняет не только детали, но часто и саму композицию, но все время в состоянии конфликта с возникающим произведением (это типичный случай). Процесс скрыт в результате. И ученые тратят немалые усилия, чтобы нарисовать хотя бы приближенно картину творческой драмы, а зритель за короткое время общения с произведением будто бы репродуцирует в восприятии процесс творчества. Фантастично? Структуру произведения искусства не следует подменять структурой реакции на него. И совершенно бессмысленно модное утверждение, что сотворчество зрителя репродуцирует процесс творчества художника. Несомненно музыкальная структура есть структура временная, хотя ее можно записать в пространственных знаках и схемах. Столь же несомненно, что структура живописи есть пространственная структура, а не временная, хотя ее можно пытаться рассказать в расположенных во времени знаках языка и хотя в ее содержание часто входит время. В связи с этим интересна мысль об инварианте содержания при переводах с одного языка на другой (см.: Ю. Лот-ман, Структура художественного текста, М., 1970). Для живописи таким инвариантом следует считать сюжет (см. сб. „Содружество наук и тайны творчества", М., 1968. А именно статьи: 1) М. Сапаров, Художественное произведение как структура; 2) Б. Кубланов, Эстетика и психология; 3) редактор сборника Б. Мейлах во вводной статье, на стр. 29, справедливо противопоставляет структурный подход структурализму, отождествляющему содержание с формой; 4) Н. Волков, Обратные связи в творческом процессе). 5. Вот текст притчи: „(11) Еще сказал: у некоторого человека было два сына; (12) и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. (13) По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. (14) Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; (15) и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; (16) и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. (17) Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! (18) встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, (19) и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. (20) Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. (21) Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. (22) А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; (23) и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, (24) ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. (25) Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;... (28) Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. (29) Но он сказал в ответ отцу: вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; (30) а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. (31) Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; (32) а о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (От Луки, гл. 15; 11-32). 6. Ярким примером кривой, иррелевант-ной, в большинстве случаев, для композиции картины, служит возведенная Л. Ф. Жегиным в основной принцип композиции кривая в форме латинского 5. Ссылаясь на „Анализ красоты" Хогарта, Жегин пишет: „Хогарт был прав" - и толкует затем линию красоты Хогарта как основу любой композиции, понимая, впрочем, что „линия красоты" Хогарта и основа композиции не одно и то же. Увлекшись этой общей идеей раньше конкретного анализа отдельных картин, в состоянии понятного для одержимых одной идеей ослепления, Жегин столкнулся с очевидными трудностями. Для того чтобы вычертить кривую, хотя бы приближенно объединяющую некоторую группу изображенных предметов, Жегин вынужден принять широкую вариативность кривой 5. Это легко увидеть на приведенных в книге Жегина иллюстрациях. Он вынужден, конечно, объяснить эту вариативность. По его утверждению, форма кривой зависит от характера изображения пространства. Объяснение это, если обратиться к приведенным в его книге иллюстрациям, остается совершенно темным. Существеннее, однако, то, что кривая объединяет у Жегина предметы независимо от смысла картины. Вариативных зигзагов, напоминающих по форме вариации латинского 5, можно вычертить на каждой картине множество. Но имеют ли они значение для композиции? Так же можно вычертить вариации латинского О, греческих букв, букв славянского алфавита и, конечно, плоских геометрических фигур. Не надо искать в любой композиции заранее заданную кривую, надо увидеть предметное или цветовое, линейное объединение, важное для смысла. В ясной композиции оно всегда выделено (см.: Л. Ф. Жегин, указ. соч.). II ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПЛОСКОСТИ КАРТИНЫ 1. Точнее было бы сказать - правильно по осям построенный плоский кадр. „Правильно по осям" - значит, в соответствии с практикой (предшествующим опытом) картинного изображения, предполагающей устойчивую горизонталь и вертикаль и связанное с ними ограничение поля (низ и. т. д.). От того, что сам пустой плоский кадр в потенции изобразителен, не может отрешиться и ташистская картина, если она вписана в картинный кадр. Все неоднородности поля уже подсказаны выбранной, начертанной художником рамой - до прикосновения его кисти. И его работа есть в каком-то смысле выявление этих неоднородно-стей и часто композиционная борьба с ними (сделать фигуру возносящейся, падающей вниз за раму, сделать пространство не углубленным посередине и т. п.). 2. В недавно опубликованной статье по композиции Е. Котова развивала мысль о связи направления чтения картины с привычкой чтения текста. Статью Е. Котовой сочувственно цитирует М. Сапаров в сборнике „Содружество наук и тайны творчества". Вопросом этим интересовались и интересуются искусствоведы и художники. Это делает необходимым данное примечание. Котова утверждает, - и это не ново, - что „тайна композиций" раскрывается при сравнении образцов изобразительного искусства Запада и Востока: в первых преобладает развитие композиции слева направо, а во вторых - справа налево". Вспомним, что письменность восточных народов читается справа налево. „Преобладает" - это вопрос статистики, а не субъективного впечатления. Я не имел возможности подсчитать с этой точки зрения хотя бы небольшую часть композиций народов Востока, то есть народов с направлением письма справа налево. В отношении Запада смею утверждать, что Е. Котова едва ли права. Я произвел, правда, очень ограниченный подсчет. Более полный - как ни скучна эта задача - остается за теми, кто настаивает на теории „лево-правого" чтения и построений картины. Для проверки я взял композиции Джотто и композиции художников его круга (по книге В. Н. Лазарева „Происхождение итальянского Возрождения"). Композиции распадаются по массовому (главному движению) на „левые" (движение явно слева направо), „правые" (движение явно справа налево) и „центральные", с движением к центру или от центра. Они разделяются по расположению разновременных эпизодов и по смыслу чтения (например, композиция фрески Джотто „Папа Иннокентий III видит во сне св. Франциска, поддерживающего церковь" должна по смыслу читаться от изображения спящего папы к изображению его сна) также на левые и правые. Таким образом, определились три группы композиций: левые, правые и центральные, куда мной относились и неясные случаи. Впрочем, выражение Котовой о направлении развития композиции достаточно неопределенно. Поэтому я и уточню: 1) по направлению главного действия (движения); 2) по направлению времени изображенных событий и 3) по смыслу. Особенно следует задуматься над центральными (симметричными) композициями, неужели и они читаются слева направо? Вот что дали подсчеты по 50 картинам: левых композиций 38%, правых -34%, центральных - 28% (19,17,14). Интересно было сравнить эти результаты с аналогичным подсчетом для картин художников совсем другого времени и круга. Вот они. У Боттичелли (по альбому со вступительной статьей И. А. Смирновой) - из 25 картин - левых композиций 16%, правых 28%, центральных 56% (4, 7, 14). У Врубеля (по монографии А. А. Федорова-Давыдова) - из 29 картин - левых композиций 21%, правых - 38%, центральных 41% (6, 11, 12). Очевидно, ни о каком преобладании композиций слева направо в искусстве Запада говорить нельзя. Единственный же эксперимент Ярбуса над восприятием картины „Не ждали", на который также ссылается Котова (фигура ссыльного находится слева), не может служить поддержкой общего положения, даже если бы толкование эксперимента Ярбуса, которое сделано Котовой, было единственно возможным. Сам Ярбус воздерживается от толкования. Кроме того, почему движения глаз по тексту должны влиять на движение их по картине? Дрейфограммы движения глаз по тексту совершенно не похожи на дрейфограммы движения глаз по картине. Читаем мы построчно, глаза скачками и возвратами движутся слева направо по строке и затем легко перескакивают справа налево на новую строку. Чтение идет сверху вниз, а картина почти всегда строится от низа. Восприятие определяется предметом и задачей (установкой). В „чтении" картины и предмет другой и задача другая. К вопросу об анизотропности* правого и левого направлений на картине обращается и современная семиотика, в частности М. Шапиро. К сожалению агрессивная позиция семиотики не дает возможности увидеть разницу между анизотропностью направлений в прямом восприятии картинного поля и в восприятии изображения на нем. В прямом восприятии левое и правое направления относительно смотрящего и действующего человека, конечно, создают анизотропию реального пространства. Так различаются между собой левая и правая части картинного поля, просто как левая и правая относительно зрителя без какой-либо связи со смыслом образа. Недаром гравера совершенно не заботит тот факт, что оттиск по сравнению с доской представляет перевернутое изображение. Другое дело различие между левым и правым в изображенном пространстве относительно некоторого изображенного объекта. Так расположение фигур в деисусном чине справа и слева от Христа тесно связано со смыслом образа и носит конвенциональный знаковый характер. Мои наблюдения, касающиеся анизотропности изображенного пространства, исключают смешение восприятия реального картинного поля, где анизотропность левого и правого естественна, и восприятия изображенного пространства, где анизотропность правого и левого относительно зрителя снята задачами композиции: исчерпанием образа к краям, смысловыми связями фигур, смыслом их движений, развитием времени. Даже в незаполненном картинном поле, где мы лишь предполагаем изображенное пространство, анизотропия правого и левого отсутствует, зато налицо анизотропия центра и краев, верха и низа. См. вторую часть моей книги „Восприятие предмета и рисунка" -„Восприятие рисунка" (эксперименты с поведением отрезка внутри прямоугольных границ („рамы"), а также статью „Восприятие плоских линейных систем" в журнале „Вопросы физиологической оптики" (1948). К сожалению, эти мои наблюдения остались без внимания. * Анизотропия - неоднородность; в частности, неоднородность по направлениям (спереди, сзади, вверху и т. д.). В тексте кнш и мы пользуемся словом,,неоднородность", имея в виду не только направления. Образное пространство картины -содержательная форма, реализованная на холсте. Восприятие реального пространства определено нейрофизиологическими процессами на разных уровнях. Здесь существенны помимо зрительного опыта и наши движения в пространстве, и гравитационные ощущения, и сложный фон деятельности, действий с определенной целью. Весь этот комплекс сигналов или часть его переводится, однако, в картине на зрительный уровень, на сигналы от плоского поля. Здесь художник создает выразительные формы в соответствии с построением и смыслом целого. Здесь возникает образное пространство, способное подсказать и двигательный, и гравитационный опыт, а главное - подсказать то, для чего пространство построено именно так. Выделение двигательного подсознательного опыта,опыта вхождения в как бы реальное пространство переносит нас на дохудожественный уровень. Говоря языком семиотики, переносит исследование сразу на уровень значений, минуя уровень знаков. Система художественных форм определяется замыслом художника (смыслом его картины).56 В таких картинах, как „Воскресение" Эль Греко, совсем нет образной задачи вхождения в глубокое пространство картины, что, напротив, существенно по смыслу рассказа для картины 41 Питера Брейгеля „Охотники на снегу". Но и тут и там - свое образное пространство, как одна из форм, создающих связь целого. 3. Как это узнать? Путем самонаблюдения - нельзя. Здесь вступает в силу закон искажения процесса под влиянием нового процесса, требующего специальных усилий. Либо я разглядываю картину и не могу уследить за движением глаз, либо стараюсь наблюдать эти движения и существенно мешаю процессу восприятия картины. К этому общему недостатку процесса самонаблюдения как источника достоверной информации о движении глаз присоединяется, применительно к нашему случаю, прямая невозможность заметить быстрые движения глаз. А что если отдельные фиксации были коротки (порядка долей секунды, что и было на самом деле), прерывались скачками? Мало достоверны и прямые наблюдения экспериментатора за движением глаз зрителя. Положение дел с достоверностью данных здесь долгое время казалось безнадежным. Лишь за последние два десятилетия, благодаря техническому прогрессу, возник ряд остроумных объективных методик регистрации движения глаз, методик, которые практически не мешают восприятию. И многое из того, о чем до сих пор судили по самонаблюдению, по догадкам и часто ради предвзятой теории, теперь можно принять или отвергнуть, опираясь на бесспорные факты (см.: А. А. Ярбус, Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965, а также В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилис, Формирование зрительного образа, М., 1969). 4. В экспериментах последних десятилетий искусственно создавалась (для одного глаза, другой был закрыт) неизменность сетчаточного изображения: глаз двигался, но благодаря особой оптической системе, прикрепленной к глазу, сетчаточное изображение оставалось неизменным. В поле зрения были видны одни и те же яркие цветовые пятна. Оказалось, что после 1-3 секунд неизменности сетчаточного образа все цветовые различия исчезали или - по другим данным - существенно деградировала разрешающая способность глаза. Обычно возникало так называемое „пустое поле", похожее на то, что мы „видим" с закрытыми глазами после исчезновения последовательных образов. Очевидно, абсолютная монотонность сигналов от сетчатки делает зрительную информацию нулевой. Итак, для того, чтобы глаз мог видеть, сетчаточный образ должен постоянно меняться, следовательно, видящий глаз должен двигаться и тогда, когда мы вовсе не замечаем его движений. Мы, например, вовсе не замечаем небольших непроизвольных движений. Во-первых, мы не замечаем дрейфа глаз (движений глаз, сохраняющих неизменное положение зрительных осей друг относительно друга), если объект остается в зоне ясного зрения. Мы не замечаем, во-вторых, частых мелких непроизвольных скачкообразных движений и, в-третьих, постоянного тремора глаз. Наши представления о неподвижной фиксации и характере скачков - обманчивы. Нам кажется, что мы способны длительно фиксировать неподвижный объект неподвижным глазом. Объективная запись движения глаз при фиксации неподвижного объекта доказывает, напротив, что налицо по крайней мере два из упомянутых выше типов движений - мелкие скачки и тремор. Кроме того, неизменность сетчаточ-ного изображения в течение 1-3 секунд, предполагаемая неподвижностью глаза и объекта, приводили бы к эффекту „пустого поля", от которого мы тотчас же автоматически стремились бы избавиться, чтобы видеть*. * Поэтому утверждение, что иллюзорное видение есть видение,,одним неподвижным глазом", равносильно утверждению, что такое видение вообще невозможно. Запись движений глаза, рассматривающего плоские геометрические фигуры (даже при специальном задании плавного обхода контура), обнаруживает не только тремор и мелкие скачки, но и крупные скачки от одной фиксации к другой и эпизодические скачкообразные возвраты. Почему же мы не замечаем не только мелких, но и крупных скачков глаза, скачкообразных перемещений зоны наиболее ясного зрения, а представляем себе движения глаза, как плавные? Длительность большого скачка составляет всего сотые доли секунды, а фиксации не длятся долее десятых долей секунды. Естественно, что скачки-возвраты мы также не замечаем, сливая все в картину плавного обхода. В основе наших представлений о плавных движениях глаз лежат не реальные движения глаз, а воображаемые, в соответствии с уже воспринятой цельной формой объекта, например непрерывной линией и характером стоящих перед воспринимающим задач. 5. Всего репродукция рассматривалась около 3,5 минут. За это время глаз сменил в среднем около 600 фиксаций и сделал, следовательно, 600 больших скачков. Отдельные фиксации занимали около 0,3 секунды, перескоки длились от 0,01 до 0,02 секунды. Уследить за такими движениями ни сам зритель, ни наблюдатель, конечно, не могут. 6. О „раме", границах „кадра" и „краях" картины. Слово „рама" мы берем в в кавычки, имея в виду, что речь идет не о материальной (надетой) раме, отделяющей плоскость картины от стены. Вместе с тем то, что мы называем „рамой", по своему значению нечто большее, чем границы кадра, ибо кадр есть просто ограничение куска, „рама" же есть завершение поля картины. Вероятно, лучше всего было бы говорить о „краях" картины, но нет отдельного слова для обозначения совокупности краев. Рама в обычном смысле слова иногда изображалась на самой картине и на нее выносились части сюжетного изображения. В этом случае особенно ясно различие между рамой и краем картины, в композицию картины может входить и изображенная рама. (Этим приемом недавно воспользовался Д. Жилинский.) Краем картины тогда становится внешний край изображенной рамы. В литературоведении применяют термин „рамка" произведения. „Рамка" служит знаком начала и конца текста, но принадлежит самому тексту, как край картины. Это не предисловие (аннотация) издательства и не послесловие критика (см.: Б. А. Успенский, Поэтика композиции, стр. 181 и далее). Успенский предлагает термин „рамка" и для живописи. В соответствии со своей общей вкусовой оценкой живописи, Успенский видит рамку как элемент композиции картины, принадлежащей ей самой, лишь в средневековой живописи, что, конечно, неверно. Завершение композиции в живописи мало похоже на зачины и концовки в литературном тексте. Для удобства изложения нам приходится пользоваться и словом „кадр", как синонимом ограничения картинного поля. Поле картины иногда прямо сопоставляют со зрительным полем (например, Л. Ф. Жегин). Приходится напомнить, что зрительное поле имеет неправильную форму. По Л. Ф. Же-гину, „круглая" форма зрительного поля служит доказательством частого появления подчеркнуто круглых форм в пластике тел в нашей иконе. На самом деле края зрительного поля размыты вследствие понижения чувствительности по мере удаления от зоны ясного зрения и не образуют круга. Мы не видим зрительного поля. Мы видим поле восприятия, причем постоянное движение глаз делает поле восприятия с набором предметов по нашему выбору то широким, то узким и всегда меняющимся (оно переходит в поле обозрения). 7. Восприятие отрезка прямой на ограниченном прямоугольной рамой поле изучалось экспериментально. Участникам эксперимента, лицам со средним и высшим образованием, сначала раз-яснялась задача. Для этого показывались известные двойственные изображения. Испытуемый убеждался, что пространственное восприятие таких изображений часто непроизвольно меняется и может быть в соответствии с задачей изменено произвольно. За- тем предъявлялся отрезок на пустом белом поле в вертикальном положении, горизонтальном положении, в разных наклонах. Кроме того, отрезок перемещался от положения вблизи рамы (и примыкания к ней одним концом) до положения в центре поля. Наблюдатель должен был настроиться на пространственное восприятие положения отрезка и ответить на вопрос, видит ли он отрезок уходящим одним концом в глубину и каким именно или отрезок воспринимается только как лежащий во фронтальной плоскости (плоскости листа). В случае возможности пространственного восприятия регистрировалось первое впечатление. Дальнейшие колебания восприятия экспериментатора не интересовали. Результаты эксперимента сводятся к трем общим положениям: 1) вертикальный и горизонтальный отрезки всегда воспринимаются лежащими во фронтальной плоскости (на плоскости поля); 2) наклонные отрезки вблизи рамы всегда воспринимаются уходящими в глубину концом, направленным от рамы; если другой конец также примыкает к раме, отрезок воспринимается как лежащий на плоскости поля, определенного рамой; 3) наклонные отрезки в любом удалении от рамы воспринимаются преимущественно как уходящие в глубину к центру поля. Создается картина антиципации пространства внутри рамы как своего рода пещеры - с неопределенной глубиной. Конечно, - это функция рамы как границы изобразительного поля, основанная на изобразительном опыте (Н. Волков, Восприятие предмета и рисунка, М., 1950, ч. II, „Восприятие рисунка"). Анизотропия изобразительного пространства создается уже рамой. О роли рамы в системе картины говорят и представители семиотики. Наиболее интересны в этой связи наблюде
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|