Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики семейной психотерапии.




Под методикой (техникой) в семейной психотерапии понимается типовая совокупность специальных действий, с помощью которых специалист (психолог) решает определенную психотерапевтическую задачу.

Один из приемов семейной психотерапии – исследование и использование ритуалов. Выделяются следующие ключевые элементы семейных ритуалов *:

§ Символы и символические действия;

§ «многоголосье»;

§ наличие открытых и структурированных частей;

§ действия (как выполняются и как отмечаются переходные события);

§ защищенность времени и пространства.

Можно выделить четыре основных типа ритуалов:

1. Ритуалы повседневной жизни – ежедневных событий, таких, как прием пищи, отход ко сну, уход и приход членов семьи.

2. Ритуалы внутрисемейного календаря для каждой пары или семьи – дни рождения, годовщины, отпуска, семейные сборы. В качестве особого ритуала может быть выделен прием гостей (родных, знакомых, приятелей).

3. Ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре. Например, в русской культурной традиции это Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества и т.д.

4. Ритуалы жизненных циклов – помолвка, свадьба, рождение ребенка, отъезд из дома, развод, окончание обучения, выход на пенсию, смерть и новые ритуалы, связанные с событиями современного жизненного цикла семьи.

В семейной психотерапии можно использовать ритуалы, уже существующие в жизни семьи. Они помогают отметить уникальные особенности данной семьи, служат источников для решения семейных проблем. Например, в семье две девочки – 8 и 6,5 лет. Родители решили устроить «половинный день рождения» для одной и полный – для другой дочери (одной испекли половину пирога, другой – целый и подарили половинные и целые подарки). Это – способ наладить контакт между детьми, их взаимодействие.

Самым сильным в действии ритуала является то, что он длительное сохраняет свое значение, часто приносит болезненные воспоминания о каких-то событиях и актуализирует определенные переживания. Поэтому в ряде случаев важно собрать всех членов семьи в момент какой-либо перемены, чтобы все вместе совершили переход к новой жизни. Это можно сделать, например, после похорон родственников, отъезда молодого человека на учебу в другой город, свадьбы и т.д.

Ключевые элементы ритуалов могут использоваться в отдельных сеансах семейной терапии. Например, перед вступлением в брак у девушки возникли разногласия с родителями будущего мужа, пара не была до конца уверена в своем желании вступить в брак. Психолог попросил их принести на вторую встречу символ, означающий взаимоотношения с родителями мужа. Мужчина принес сетку и сказал, что родители символизируют для него спасительную сетку, т.е. помощь, поддержку, в которой он очень нуждается. Его невеста посмотрела на сетку и сказала, что воспринимает ее как ловушку, пояснив, что основы, устои семьи жениха, его родители ограничивают ее. Подобные расхождения взглядов будущих супругов на одну и ту же проблему специалист может использовать в своей работе с ними с тем, чтобы показать, насколько важно каждому из них учиться понимать и принимать другого с тем, чтобы достичь взаимопонимания и согласия в своих отношениях.

Ритуал характеризуется структурностью и одновременно открытостью. Структурность предполагает перенос ритуалаво времени; если структура становится слишком жесткой, люди выполняют ритуальные действия автоматически. Открытость придает ритуалам индивидуальное значение (например, выбрать, кого пригласить на свадьбу, место ее проведения и т.п.). Между открытой и структурной частями ритуалов должен существовать баланс. Ритуалы подвержены ряду изменений, которые неизбежны в процессе функционирования семьи на разных этапах ее жизнедеятельности. Поэтому не стоит за них «цепляться», если в какой-то момент жизни они утратили свою роль, и заменить их новыми.

Следующий момент, на который необходимо обращать внимание в системной семейной психотерапии, - это выполнение ритуалов.

Ритуал – это действие, символизирующее какой-либо переход. Например, пару, вступающую в брак, подводят к алтарю. Родители сопровождают новобрачных. Молодые подходят к алтарю, дают обеты, обмениваются кольцами и обратно идут уже вдвоем. Происходит символическое соединение, зарождение целостности.

Психотерапевту нужно знать, какие действия лучше всего использовать для восстановления или создания семейного ритуала. Чтобы изменить «отрицательный» ритуал, можно придумать новый «очистительный» ритуал.

Ритуал может быть отменен, если в семье происходит какая-либо тяжелая потеря или семья находится в стране, где этот праздник не отмечается.

Семейная психотерапия особо выделяет ритуалы жизненного цикла: рождения, свадьбы, уход из дома, похороны и т.д. Часто семья изобретает ритуал для того, чтобы отметить определенный переход к новой жизни.

Можно выделить определенные виды ритуалов.

1. Минимизированные ритуалы. Если ритуалы сочетаются с неприятными переживаниями для членов семьи, их стараются свести к минимуму (например, отец употребляет спиртные напитки за едой, дети стараются быстрее поесть, пока отец не напьется; по этой же причине они избегают совместных праздников с другими семьями).

2. Прерванные ритуалы, например, в связи с переездом, разводом, войной. Семья стремится приспособиться к новым условиям, и ей не хватает сил на соблюдение ритуалов. В семейной психотерапии встречаются случаи, когда с ритуалом совпадает смерть близкого человека, тогда ритуал отменяется.

3. Жесткие ритуалы, в которых преобладает структурированная часть, и члены семьи ждут их исполнения. Открытых творческих частей в таких ритуалах почти не остается. В данном случае семейному психотерапевту предстоит работать над тем, чтобы изменить ритуал, приблизить его к потребностям людей. При наличии жесткого ритуала в семье мало творческой активности, сопровождающейся весельем, игривостью, что является важной частью ритуала.

4. Обязательные ритуалы. Бывает так, что ритуал «пуст», люди не ждут его, он вызывает напряжение, но изменить ничего невозможно (например, религиозные ритуалы для атеистов).

5. Несбалансированные ритуалы, т.е. ритуалы, пришедшие из разных религиозных традиций (например, католичка выходит замуж за еврея, и в семье существуют только католические ритуалы). Такой ритуал может быть сфокусирован только на детях или, напротив, существовать только для взрослых.

6. Гибкие ритуалы, меняющиеся в течение времени (например, ребенок становится подростком, и, естественно, меняется ритуал отхода ко сну).

Названные ритуалы не существуют в «чистом» виде, как правило, они «перекрываются». Эта схема нужна психотерапевту для того, чтобы выяснить, какая семья использует ритуалы. В решении этой задачи он может ориентироваться на отдельные элементы описания ритуала (вопросы, которые задаются для изучения, создания и прерывания ритуала):

1) место;

2) присутствие свидетелей;

3) символы;

4) символические действия;

5) подготовка и процесс;

6) слова (обращения);

7) звук, движения, музыка, свет;

8) пища;

9) одежда;

10) ожидания;

11) связь с прошлыми событиями;

12) связь с будущими переменами.

Семейные фотографии.

Одним из диагностических и одновременно психотерапевтических приемов семейной терапии является использование семейных фотографий.

Из имеющихся фотографий каждая семья конструирует свой портрет: последовательность образов является свидетельством взаимосвязей семьи. Фотографии могут помочь членам семьи собрать воедино все мысли о семье, появляющиеся с течением времени, а также конкретные факты жизни семьи.

Выделяют четыре этапа этой методики:

1) психотерапевт просит члена семьи объяснить, почему он отобрал именно эти фотографии; пришлось ли ему обращаться к другим членам семьи за фотографиями; как хранятся фотографии – спрятаны или доступны. Уже это может объяснить некоторые семейные отношения. Например, одна девушка принесла на встречу с психологом только ксерокопии фотографий, так как мать не разрешала выносить фотографии из дома;

2) перед тем как человек начнет рассказывать о том, что изображено на фотографиях, психотерапевт может попросить других членов группы описать людей, изображенных на фотографии – выражения их лиц, движения тела, сделать предположение о том, на какой стадии жизненного цикла находилась семья в момент съемки. Этим дается возможность клиентам услышать мнение посторонних наблюдателей, не знающих истории семьи;

3) объяснив, кто на фотографии, как эти люди взаимосвязаны, член семьи, работающий с психологом, дает собственную интерпретацию взаимоотношений между людьми, снятыми на фотографии, а также рассказывает, что можно было бы изменить на этой фотографии;

4) психотерапевт просит дать название фотографии (например, одна девушка назвала фотографию, где она была снята вместе с матерью и сестрой, «Я с мамой», а не «Мы с мамой», так как у нее не складывались отношения с сестрой, с которой они постоянно соперничали).

Историю семьи легче рассказывать с помощью фотографий. Клиент не остается один на один со своей историей, он видит, что и другие люди, а тем более те, на чью психологическую помощь он рассчитывает, что-то понимают в ней.

Фотографии могут помочь налаживанию контакта между клиентом и психологом (психотерапевтом), так как иногда клиенту трудно найти подходящие слова. Снимки из семейного альбома можно использовать для анализа событий во времени, посмотреть на какую-либо фотографию «до события» и «после». Через фотографию можно познакомиться с членом семьи, который не приходит на консультацию.

Близка по своему замыслу к предыдущей технике и методика просмотра фрагментов видеофильмов.

Возможен просмотр двух фрагментов видеофильма: две семьи, их поведение во время еды, разное отношение к еде, семейные разговоры и т.д.

Участникам просмотра задают следующие вопросы:

1. Где и как сидели члены семьи и сидели ли все за столом во время еды?

2. Какие были правила, касающиеся выражения чувств за столом («Дайте отцу поесть, прежде чем вести разговор»)?

3. Имела ли пища символическое значение (например, награда, наказание)?

4. Какое символическое значение предпочтений (при раздаче, получении пищи), индивидуальных различий, выражение контроля, власти? (Например, в некоторых семьях все едят одно и то же, в других – для детей отдельная пища или для отца какое-нибудь мясное блюдо…).

5. Кого обслуживают первым и кого последним?

6. Какие выражения этнических характеристик включаются во время еды (например, есть ли особое значение пищи, предпочитаемое блюдо)?

7. Какие правила для полов выражаются при покупке продуктов, приготовлении пищи, сервировке стола, разговорах, уборке со стола?

8. Существует ли различие между повседневной и праздничной едой и в чем оно проявляется?

9. Какие изменения возникают, когда на ужин приходят гости?

«Указания (директивы)». Это высказывания психотерапевта о необходимости со стороны всей семьи или отдельных ее членов определенных действий. В этом случае семейный психотерапевт прямо и конкретно указывает, что нужно сделать для того, чтобы они добились своих целей (решения проблемы, разрешения конфликта). По содержанию указание (директива) может касаться конкретных действий (необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив, вместе и др.). Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной терапии:

§ указание членам семьи делать что-то;

§ указание делать нечто иначе, чем до сих пор;

§ указание не делать чего-то, что они до сих пор делали.

Директивы делятся на прямые и косвенные. В основе этого подразделения – разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае косвенной, парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психолог в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Например, психотерапевт, работающий с конфликтующей семьей, может предписать членам семьи конфликтовать в определенных условиях и случаях, в тайне рассчитывая, что такое предписание расстроит присущий данной семье «сценарий» конфликтов, сделает конфликты смешными и искусственными в глазах семьи.

Применение указанной техники требует:

§ тщательного изучения семьи;

§ достаточного авторитета психотерапевта в глазах члена семьи, который должен выполнить указание;

§ психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта. В ходе семейной психотерапии спонтанно возникает значительное число всевозможных ситуаций, проблем, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из создавшихся ситуаций. При этом нередко спонтанно «проглядывают» как раз те аспекты взаимоотношений между ними, которые являются для них проблемными. Психотерапевт должен быть готов заметить эти моменты, «выхватить» их из потока событий, обратить на них внимание членов семьи и показать, как их можно решить.

Семейная дискуссия – один из наиболее широко применяемых методов в семейной психотерапии. Речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, способа обсуждения и решения различных семейных вопросов в составе семьи. Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели:

1. Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах решения семейных конфликтов, решения разных проблем, о планировании и организации семейной жизни, распределении обязанностей в семье и др.

2. Обучение членов семьи методам семейной дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. И то, и другое используется психотерапевтом для формирования у членов семьи боле широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих выявление истины в ходе дискуссии.

Управление семейной дискуссией требует немалого искусства психотерапевта, который должен умело использовать систему основных приемов:

§ эффективное использование молчания;

§ умение слушать;

§ обучение с помощью вопросов;

§ повторение (резюмирование);

§ обобщение;

§ экспликация (пояснение, истолкование) эмоциональных состояний членов семьи;

§ конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи.

Так, например, «Эффективное использование молчания» - это прием, применяемый психотерапевтом в момент, когда дискуссия по какой-либо причине прерывается и воцаряется неловкое молчание. В этот момент психотерапевт, вопреки ожиданиям членов семьи, присоединяется к общему молчанию: молчит вместе со всеми. Такое поведение может преследовать разнообразные цели. Одна из них – снятие напряженности на первых этапах знакомства с семьей. Молчание психотерапевта в этом случае означает то, что постоянное говорение не есть обязательное условие совместного занятия, что в молчании нет ничего особенного. В другой ситуации психотерапевт может молчать, если понимает, что такое поведение в данный момент соответствует правилам поведения данной семьи. Своим молчанием психотерапевт показывает, что понимает это правило и разделяет его. Нередко молчание психотерапевта может носить и «провоцирующий» характер.

Столь же многообразные функции играют в семейной дискуссии «умение слушать», «обучение с помощью вопросов», резюмирование и др. Все они могут выполнять обучающую функцию: избирательным слушанием, вопросами, резюмированием психотерапевт обращает внимание семьи на какой-то аспект обсуждаемого в ходе дискуссии вопроса. С их помощью психотерапевт нередко направляет дискуссию в нужное русло. Последнее особенно важно на начальных этапах семейной психотерапии, когда семейная дискуссия под влиянием самых различных моментов, в том числе и страха перед неразрешимыми семейными проблемами, легко сворачивает в сторону, уходит от обсуждения «горячих» тем.

Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений отношений в данном отношении. Один из приемов – обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользали от их внимания. Аналогична роль для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между членами семьи цветовой сигнализации. Каждый цвет обозначает определенное чувство. Обращаясь по различным вопросам, члены семьи зажигают лампочки, соответствующие чувству, которое в это время испытывают. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает возможность членам семьи лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Техника обусловленного общения применяется для формирования широкого круга навыков.

Техника «честной борьбы» или конструктивного спора» включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда члены семьи испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу:

1) спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон, выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;

2) тот, кто начинает спор, должен ясно представлять цель, которую хочет достичь;

3) все стороны должны принимать активное участие в споре;

4) спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «и всегда ты…», «ты вообще…»;

5) не допускаются «удары ниже пояса», т.е. применение аргументов, слишком болезненных для одного из участников спора. Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть в ходе специальных занятий и включать их в свои обычные повседневные отношения.

Особое значение в семейной психотерапии приобретает формирование версионного мышления. Упражняющемуся сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность сексуальными возможностями своего мужа; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов вполне благополучной семьи неожиданно совершает попытку самоубийства. От клиента требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20) версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого труда «с ходу» выдвигает значительное число версий различных поступков. Формируемая таким образом способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...