Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь




 

Стратегия и основные задачи социально-экономического развития страны на ближайшие 5 лет были одобрены на IV Всебелорусском народном собрании. В соответствии с ними разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая предусматривает три взаимоувязанных направления развития:

• рост благосостояния и улучшение условий жизни населения;

• создание благоприятных условий ведения бизнеса;

• инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики.

Решение поставленных задач будет осуществляться на основе новой экономической политики, предусматривающей изменение системы государственного управления экономикой. Предполагается переход к преимущественно экономическим методам регулирования, формирование конкурентной среды и укрепление института частной собственности, совершенствование мотивационных механизмов, расширение самостоятельности и усиление ответственности на местах, совершенствование системы налогообложения и переход на международные стандарты финансовой отчетности.

Существенную роль в экономическом развитии страны предстоит сыграть банковскому сектору. Решение этой задачи требует системного видения целей, задач и перспектив развития банков. В этой связи был подготовлен проект Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Данный документ определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на 5 лет.

Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики. Национальный банк будет стремиться обеспечивать ставку однодневного рублевого межбанковского кредита (операционный ориентир) на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования.

С этой целью Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности: операции на открытом рынке (как основной инструмент регулирования текущей ликвидности банков), постоянно доступные и двусторонние операции, механизм усреднения резервных требований. Для повышения их эффективности планируется:

расширить формы приемлемого обеспечения;

распространить механизм усреднения на весь объем резервных требований;

сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;

совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования ликвидности и влияющих на нее факторах. [1, с. 8]

Дальнейшее совершенствование системы регулирования банковских операций будет направлено на формирование условий для внедрения и развития передовых технологий и современных банковских продуктов на основе:

• расширения прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;

• развития институтов обеспечения прав банков как кредиторов;

• повышения информированности клиентов банков о стоимости и содержании предоставляемых им услуг.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. В целях развития жилищного кредитования предусматривается:

совершенствование института ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях;

создание подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду;

разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг.

В рамках развития рыночных принципов в экономике ожидается совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ. Участие банков, в том числе негосударственных, предполагается на конкурсной основе. По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций роль банков в кредитовании государственных программ будет снижаться.

В рамках развития банковского надзора планируется совершенствовать пруденциальные требования и надзорные процедуры, повышать уровень всех составляющих надзорного процесса с учетом международных стандартов и лучшей мировой практики. Основными направлениями развития станут:

• повышение независимости принятия решений в рамках банковского надзора от иных функций государственного регулирования и контроля;

• дальнейшее внедрение риск-ориентированного надзора;

• повышение требований к допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в процессе функционирования;

• совершенствование консолидированного надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов, трансграничного надзора.

Развитие платежной системы будет нацелено на обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, совершенствование работы с электронными платежными документами, увеличение безналичных расчетов в розничном товарообороте, расширение спектра и повышение качества платежных услуг, предоставляемых населению, развитие дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, телебанк, sms-банкинг, мобильный банкинг). Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов будет обеспечиваться на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени.

Основными целями развития информационных технологий в банковской системе будут повышение качества и увеличение количества банковских услуг, обеспечение их доступности независимо от территориальной принадлежности клиентов, а также повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования информационных систем.

Приоритетным направлением развития системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках останется дальнейшее ее сближение с международными принципами, правилами и стандартами. Деятельность Национального банка будет направлена на подготовку общих методических подходов и принципов с предоставлением банкам права самостоятельно принимать решения по методике оценки, процедуре, оформлению и отражению операций.

Эффективному функционированию банковского сектора будет содействовать совершенствование профессионального образования кадров. Появление новых сложных финансовых инструментов, усиление конкуренции на рынке банковских услуг потребуют внедрения в практику международного опыта в сфере банковских технологий. Профессиональная подготовка специалистов банковской сферы должна быть тесно увязана с требованиями, предъявляемыми к современным финансовым институтам европейского уровня.

Решение задач по развитию банковской системы будет обеспечиваться с учетом широкого международного сотрудничества. Развитие отношений с группой организаций Всемирного банка и ЕБРР будет способствовать привлечению финансовых ресурсов для нужд микробизнеса, малого и среднего бизнеса, что является одним из приоритетов кредитования на предстоящие 5 лет. В рамках Единого экономического пространства следует ожидать снятия ограничений по трансграничному перемещению капитала, повышения доступа иностранных поставщиков банковских услуг на рынок страны и, как следствие, повышения конкуренции среди банков.

С учетом указанных условий ожидаются следующие направления развития банковского сектора в 2011-2015 гг. В условиях роста конкуренции банкам необходимо предпринимать меры по снижению управленческих и организационных издержек, что будет способствовать снижению процентной маржи банков и повышению доступности финансовых ресурсов для экономики. Ожидается, что банки будут переходить на одноуровневую систему управления региональной структурой, осуществлять централизацию бухгалтерского учета, кадровой и правовой работы, снабжения в центральных подразделениях, преобразование филиалов и отделений в расчетно-кассовые центры и центры по оказанию банковских услуг. Также ожидается снижение концентрации посредством укрупнения и консолидации средних и небольших банков. Основной тенденцией останется функционирование универсальных банков.

Ожидается дальнейшее привлечение иностранного капитала в уставные фонды банков. Имеются условия для увеличения его доли в банковском секторе как минимум до 50%, в том числе через создание новых банков. Соответственно, снизится участие государства в акционерном капитале банков. Значительное привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор обеспечит трансферт современных банковских технологий на отечественный рынок, расширит инвестиционные возможности банков.

Важным направлением развития банковского сектора должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развитие института доверительного управления имуществом. Активность данных процессов будет зависеть от ряда условий, в том числе от интенсивности процесса приватизации и создания широкомасштабного частного сектора, обеспечения высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций, развития и либерализации финансового рынка, диверсификации перечня объектов инвестирования при доверительном управлении имуществом.

Развитие новых сфер банковского бизнеса определяется также сроками создания в стране регионального (международного) финансового центра, который обеспечит более активное и целенаправленное привлечение иностранных инвестиций в виде финансовых ресурсов и технологий.

В пятилетке ожидается качественно новое развитие экономики на основе создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения ее инвестиционной привлекательности, что предусмотрено Директивой №4 и Программой на 2011-2015 гг. Со своей стороны банки должны максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций в экономику. Дальнейшая активизация роли банков в наращивании экономического потенциала страны путем расширения финансового посредничества предполагает в течение 5 лет привлечь до 30 млрд. долл. США от нерезидентов.

 


Заключение

банковский финансовый кредитный учреждение

Банковская система остается ведущим звеном институционального сектора национальной финансовой системы. Устойчиво работающие финансовые рынки и институты, надежно функционирующая платежная система и система надзора позволят обеспечить финансовую стабильность в стране как важнейшее условие поддержания положительной динамики экономического развития Республики Беларусь.

В сегодняшней ситуации нужно эффективно использовать денежные ресурсы, умело, селективно проводить кредитную политику.

Национальный банк Республики Беларусь ставит своей целью обеспечить международный уровень качества работы и надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты нашей страны, процедуры банковского надзора должны соответствовать требованиям, принятым во всем мире.

Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.

Современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

Национальный банк и банковский сектор в соответствии с утвержденными главой государства основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год продолжат работу по развитию и укреплению банковской системы:

банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков;

ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь;

требования банков к экономике возрастут на 17 - 20 процентов.

в 2013 году Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка.

в 2013 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.

Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.

 


Список литературы

 

1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. №441-3 (ред. от 13.07.2012 г.) // консультант плюс

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 г. №218-З (ред. от 05.01.2013 г.) // консультант плюс

.   Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. №419 «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год» // консультант плюс

.   Агапова Г.А., Серегина С.Д. Макроэкономика. - М.: МГУ, 2007.

.   Банковское право. Часть первая. / Салей Е.А. - Мн: Тесей, 2006.

.   Банки и банковская деятельность. / Под ред. Балабанова И.Т. - СПб: Питер, 2008.

.   Банковское дело. / Под ред. Коробовой Г.Г. - М: Юристъ, 2007.

.   Головнин М. Банковские системы в переходных экономиках. // Международная экономика и международные отношения. - 2008.

.   Денежное обращение и банки. / Под ред. Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В. - М: Финансы и статистика, 2006.

.   Деньги, кредит, банки / Под ред. Кравцовой Г.И. - Мн: Мисанта, 2004.

.   Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2007.

.   Насонова И. Банковская система Беларуси: результаты и тенденции. // Финансы, учет, аудит. - 2007.

.   Осипов В.М. Банковская система РБ: актуальные проблемы взаимодействия с реальным сектором экономики. // Деньги и кредит. - 2008.

.   Основы банковского дела. / Под ред. Ясинского Ю.М. - Мн: Тесей, 1999.

.   Пучков Д.Г. Повышение роли банковской системы в устойчивом развитии региона. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2007.

.   Ханкевич Л.А. Банковское право Республики Беларусь. - Мн.: Молодёжное научное общество, 2007.

.   Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред. Самсонова. - М: ИНФРА-М, 2001.

.   Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

.   Банки и банковские операции: Учебник/ Под ред. И.Ф. Жукова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

.   Кравцова Т.И. Деньги. Кредит. Банки: учеб./Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др. - Мн.: БГЭУ, 2003.

.   http://www.nbrb.by - официальный сайт Национального банка Республики Беларусь

.   http://www.infobank.by - информационный сайт о банках и финансах Республики Беларусь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...