Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возпасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для воспитателя, так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрару сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занытиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием и различные движения выполняют более качественно.

Упражнения на координацию движений дети учат на физкультурных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения малыши усваивают, а вот качество выполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой. А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседновной жизни.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развиию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды двежений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Для того, чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формирование координациидвижений у детей старшего дошкольного возраста проводолись исследование, которое состояло из 3 этапов. Первый этап был посвящен диагностической деятельности. Были выбраны две подгруппы детей старшего дошкольного возраста: контрольная группа и экспериментальная. В обеих группах детям были предложены упражнения для оценки ориентационной способности. При определннии уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

 

Таблица 1

Экспериментальная группа

 

 

И.Ф. ребёнка

 

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6
1.Смирнова 1 2 1 1 2 1
2.Якубова 1 1 3 1 1 2
3. Семчек 2 1 1 1 1 2
4. Лопарёнок 1 3 2 1 1 1
5. Циунчик 1 1 3 2 1 1
6. Новославская 1 1 1 1 1 1
7. Костюк 1 2 1 2 1 2
8. Михайлов 1 1 1 1 1 1
9.Белохвост 1 3 1 2 1 1
10. Кез 1 2 1 1 1 2

Таблица 2

Контрольная группа

 

И.Ф. ребёнка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6 1. Ковалева   1 2 1 3 2 1 2. Семенова 1 3 1 1 1 1 3. Никитко 2 1 1 2 1 1 4. Савченко 2 1 1 1 2 1 5. Летецкая Юля 3 2 1 1 1 2 6. Карнейчик Лена 2 1 1 1 1 1 7. Курдун Вика 1 2 1 1 3 2 8. Буйневич Маша 2 1 2 1 2 1 9. Морозов Олег 1 1 1 2 3 1 10. Шестель Инесса 2 1 1 1 1 1

На втором этапе исследования проводилась работа по разучиванию двух комплексов ритмической гимнастики с экспериментальной группой детей. Видеосъёмка данных видов занятий прилалается.

На третьем этапе вновь была проведена диагностика координационных способностей детей обеих подгрупп. Результаты повторного исследования занесены в таблицы 3, 4.

Таблица 3

Экспериментальная группа

И.Ф. ребёнка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6 1.Смирнова 2 3 2 1 2 3 2.Якубова 3 3 3 2 2 3 3. Семченко 2 2 2 2 3 3 4. Лопарёнок 3 3 3 3 1 2 5. Циунчик 2 3 3 2 2 3 6. Новославская Лиза 3 2 3 3 2 2 7. Костюкевич Артем 2 2 1 3 3 3 8. Михайловская Катя 2 2 2 2 2 2 9.Белохвостов Антон 3 3 2 3 2 3 10.Кез Артём 2 2 3 2 3 3

Таблица 4

Контрольная группа.

И.Ф. ребёнка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Упр. № 1 Упр. № 2 Упр. № 3 Упр. № 4 Упр. № 5 Упр. № 6
1. Ковалева Маша   1 2 2 2 1 1
2. Семенова Катя 2 1 2 2 1 1
3. Никитко Сергей 1 1 2 1 2 2
4. Савченко Миша 2 2 1 2 1 1
5. Летецкая Юля 3 2 1 1 2 1
6. Карнейчик Лена 2 1 1 2 2 1
7. Курдун Вика 2 1 2 1 3 2
8. Буйневич Маша 2 1 2 2 2 2
9. Морозов Олег 1 1 2 3 1 1
10. Шестель Инесса 1 1 2 1 1 2

 

 

Выводы по 2 главе

 

 

Из всего выше сказанного следует, что развитие координационних движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какаую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.

 

                                         Заключение

Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для воспитания коопдинационных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперемент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.

Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Одноко темп прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольных.

В результате проведенного эксперемента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учережднниях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

В результате всей проводимой работы: подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя с согласованными коментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.

Список используемых источников

 

1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М.: Просвещение, 1984г.

2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1984г.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.

4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.

5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11

6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 1989г.

7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1977г.

8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1984г.

9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.

10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. - Мн.: Полымя, 1987г.

11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.

12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978г.

13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г.

14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г.

15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал) №11, 1990г.

16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: - 1988г.

17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. - Мн.: Полымя, 1984г.

                                                                 

                      

                            

Приложение1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...