Российская премия (приз) качества
Премия Правительства Российской Федерации в области качества была учреждена постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. Это явилось результатом масштабного комплекса работ отечественных специалистов по изучению и обобщению зарубежного опыта в области управления качеством и совершенствования методов его обеспечения. Премия присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкурсной основе за достижение организацией значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством. Ежегодно присуждается не более 12 премий, которые вручают лауреатам конкурса (во время Европейской недели качества). В качестве премии организациям-лауреатам вручается приз с эмблемой премии и диплом. Церемония премирования проводится в рамках Всемирного дня качества. Критерии присуждения премий устанавливаются в Руководстве для участников конкурса, утверждаемом ежегодно Советом по присуждении премий Правительства РФ в области качества. Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов в области управления качеством, представителей общественных организаций. Персональный состав Совета утверждается Правительством РФ и пересматривается через каждые три года. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Организации, желающие участвовать в конкурсе, подают заявку установленного образца. Совет направляет указанным организациям Руководство для участников конкурса, в соответствии с которым организации представляют на конкурс необходимые материалы.
В Руководстве изложены основные принципы Российской премии по качеству, порядок подачи заявок, проведения анализа представленных заявителем документов, критерии и методы самооценки конкурсантами работы в области качества, процедуры награждения. Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию в области качества (Рисунок 18) характеризуется девятью критериями, которые отражают возможные направления (совершенствования) деятельности организации и ориентиры для ее улучшения. Рисунок 18 - Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества Участники конкурса оцениваются в баллах по приведенной на рисунке 18 модели, включающей две группы критериев. Первая группа, состоящая из пяти критериев, характеризует возможностиорганизации, т.е. как организация добивается результатов в области качества и что делается для этого. Вторая группа, состоящая из четырех критериев, характеризует результаты, т.е. что достигнуто организацией. Цифры у каждого критерия модели оценки показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов. Содержание составляющих критериевзаключается в следующем. Критерии возможностей: Критерий 1. Лидирующая роль руководства Содержание критерия Как руководители организации всех уровнейопределяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.
Составляющие критерия Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки: 1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества; 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации; 1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества; 1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации; 1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации. Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества Содержание критерия Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов. Составляющие критерия Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки: 2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии; 2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии; 2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии; 2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов. Критерий 3. Персонал Содержание критерия Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов. Составляющие критерия Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация: 3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом; 3б. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала;
3в. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями; 3г. Общение персонала в организации; 3д. Поощрение персонала и забота о нем. Критерий 4. Партнерство и ресурсы Содержание критерия Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов. Составляющие критерия Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация: 4а. Внешние партнеры; 4б. Финансовые ресурсы; 4в. Инфраструктура и материальные ресурсы; 4г. Технологии; 4д. Информация и знания. Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией Содержание критерия Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон. Составляющие критерия Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация: 5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов; 5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон; 5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей; 5г. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг; 5д. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями. Критерии результатов: Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг Содержание критерия Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей. Составляющие критерия Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:
6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг; 6б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей. Критерий 7. Удовлетворенность персонала Содержание критерия Результаты, которых добилась организация в Составляющие критерия Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация: 7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации; 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала. Критерий 8. Влияние организации на общество Содержание критерия Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях. Составляющие критерия Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация: 8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации; 8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества. Критерий 9. Результаты работы организации Содержание критерия Результаты, которых добилась организация в Составляющие критерия Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация. 9а. Финансовые показатели работы организации; 9б. Качество продукции и услуг и другие результаты работы организации. В соответствии с правилами участия в конкурсе каждая организация представляет в конкурсную комиссию отчет с описанием своих достижений по каждому критерию. Критерии и их составляющие не носят характера обязательных однозначных требований, которые надо выполнять буквально. Работники организации, проводящие самооценку, могут представлять в своем отчете такую информацию, которая, по их мнению, в большей степени соответствует содержанию критерия применительно к особенностям организации. Дополнительную информацию по областям деятельности организации, которые могут подходить под содержание составляющих каждого критерия, можно найти в Руководстве по самооценке. Информация должна представляться отдельно по каждому составляющему критерию. Она должна быть сжатой, выразительной и содержать фактический материал. Для критериев, характеризующих возможности организации, информация в отчете должна касаться двух аспектов. Во-первых необходимо описать формы и методы работы и насколько систематически они применяются в рамках деятельности, которую характеризует критерий. Этот аспект оценивается экспертами как совершенство подхода.
Во-вторых необходимо показать, насколько широко в рамках организации указанные формы и методы работы применяются в вертикальном разрезе—по уровням управления и в горизонтальном — в каких подразделениях и областях деятельности организации. Этот аспект оценивается экспертами как полнота подхода. Для критериев, характеризующих результаты, информация должна содержать показатели, которыми организация оценивает свои результаты, и тенденции изменения этих показателей, которые желательно представить за последние три года. Тенденции изменения фактически достигнутых показателей следует показывать в сопоставлении с планированием. Там, где это возможно, следует сравнить показатели организации с аналогичными показателями других организаций, конкурентов, лучших известных организаций. Такая информация оценивается экспертами как достижение целей. Кроме того, должны быть данные о том, насколько приведенные показатели охватывают различные направления деятельности организации. Данная информация оценивается экспертами как полнотаохвата направлений деятельности. Целесообразно иллюстрировать информацию о результатах простыми графиками, диаграммами. Желательны также краткие комментарии, которые позволят понять важность и особенности представленных количественных данных. Финансовые результаты можно представлять в относительных единицах, а не в абсолютных — по соображениям конфиденциальности информации. При составлении отчета следует учесть весомость критериев, а также то, что составляющие критериев 1, 2, 3, 4, 5 и 9 (например, 1а, 1б, 1в, 1г, 1д) имеют одинаковую весомость, а в критериях 6, 7 и 8 баллы распределены следующим образом: 6а – 150 баллов, 6б – 50 баллов, 7а – 65 баллов, 7б – 25 баллов, 8а – 15 баллов, 8б – 45 баллов. Оценка конкурсантов проводится группой экспертов во главе с ведущим экспертом. Оценка выражается числом баллов по каждому критерию и общей суммой баллов. Оценка по группе критериев возможности проводится по двум аспектам: совершенство подхода и полнота подхода. При оценке совершенства подхода учитывается: - насколько обоснованы применяемые методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию; - насколько систематично они применяются; - насколько они нацелены на предупреждение ошибок; - проводится ли с определенной периодичностью анализ применяемых форм и методов; - внедряются ли улучшения после такого анализа; - в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы. При оценке полноты подхода учитывается, насколько широко применяются методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию, в том числе: - на разных уровнях управления организацией; - в разных подразделениях и областях деятельности; - применительно к соответствующим процессам; - применительно к соответствующим видам продукции и услуг. Оценка по группе критериев результаты проводится по значениям достигнутых показателей, т.е. достижение целей по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации. При оценке достижения целей учитываются: - позитивные тенденции или стабильность хороших значений показателей; - сравнение с планировавшимися целями; - сравнение с показателями других организаций, включая конкурентов и лучшие организации (там, где это возможно); - доказательства того, что результаты обусловлены применяющимися подходами. При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается: - насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации; - насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждому составляющему критерия; - насколько представленные показатели характерны для организации. Шкалы оценок по составляющим приведены в Руководстве для участников конкурса. Следует учитывать, что хорошие результаты не всегда означают положительные тенденции. Например, удержание сегмента рынка или объема продажи на постоянном уровне в период общего спада производства можно рассматривать как хороший результат. В таких случаях организация, участвующая в конкурсе, должна представить соответствующее объяснение в своих материалах, которое прояснит ситуацию для эксперта. Сравнение с другими организациями (конкурентами или лучшими) поощряется, однако такое сравнение не всегда возможно или имеет смысл. Это часто может быть отнесено, например, к финансовым показателям. Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию. Учреждение Российской премии по качеству и участие предприятий промышленности и сферы услуг в конкурсах на право получения этой премии, несомненно, активизируют работу по качеству в стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|