Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий по курсу «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Абулия – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли.

 

Аггравация – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: осознанное преувеличение незначительно выраженных психических изменений.

 

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

 

Аграфия – нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи.

 

Адаптация – приспособление к окружающим условиям.

 

Акалькулия – нарушение счета и счетных операций.

 

Алалия – отсутствие или недоразвития речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможности умственного развития.

 

Алексия - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария или неспособность овладения процессом чтения.

 

Амбивалентность чувств – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением.

 

Амнезия – полная утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретённые знания.

 

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

 

Апрозексия - полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания.

 

Астенический синдром – совокупность симптомов нарушения психической деятельности, выражающихся в общей слабости, повышенной истощаемости, раздражительности и т.п. проявлениях.

 

Аутизм – вид психического расстройства, первезивное нарушение или искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностю цнс.

 

Афазия – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария и представляющие собой системные расстройства различных видов речевой деятельности.

 

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) – русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии (г. Казань), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Создатель учения «Рефлексология».

 

Болезнь – нарушение нормального состояния и функционирования, работоспособности.

 

Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.

 

Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни, ее эмоциональных (сензитивный уровень) и информационных (интеллектуальный уровень) составляющих.

 

Вундт Вильгельм (1832 – 1920) – немецкий психолог, физиолог, философ, выдвинувший в своих трудах одну из программ построения психологии как самостоятельной науки, основатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете.

 

Выготский Лев Семёнович (1896 – 1934) – отечественный психолог, автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

 

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

 

Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует.

 

Галлюцинаторно-параноидный синдром – совокупность симптомов нарушений психической деятельности, проявляющаяся в наличии галлюцинаций и бреда, переживания которых и определяет поведение больных.

 

Гельмгольц Герман фон - немецкий физик, физиолог и психолог. Сыграл значительную роль в превращении психологии в самостоятельную науку, впервые в эксперименте измерил скорость проведения возбуждения по нервным волокнам.

 

Гиперактивность детская – вид расстройства психологического развития, проявляющийся в непрерывном двигательном беспокойстве, очень быстрой смене деятельности, неусидчивости, невнимательности, стереотипном поведении и деятельности, недостаточном интеллектуальном развитии.

 

Гиперкинетическое расстройство – вид поведенческого и эмоционального расстройства, начинающегося не позднее 7-летнего возраста, характеризуется невнимательностью (6 симптомов), гиперактивностью (3 симптома) и импульсивностью (4 симптома). Интеллект, как правило, не страдает.

 

Гипермнезия - усиление, обострение памяти, прояаляется усилением воспоминаний о прошлой жизни или улучшением запоминания текущих событий.

 

Гиперпрозексия - внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности.

 

Гипомнезия – ослабление мнестических функций, вплоть до полной их утраты.

 

Гипопрозексия - разнообразные варианты ослабления внимания.

 

Гуманистическая психология – крупное направление в современной психологии (преимущественно американской), предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфичных только для человека проявлениях (высших ценностях, творчестве, любви и т.п.). Противопоставляет себя механистичности бихевиоризма и бессознательной обусловленности психоанализа.

 

Девиантное (отклоняющееся) поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данной группе нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами является преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.п.

 

Делирий – расстройство сознания, которое характеризуется наличием галлюцинаций, сильным двигательным возбуждением, нарушением ориентации во времени и пространстве.

 

Деменция – приобретенное слабоумие, проявляющееся в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств, затруднении в использовании знаний прошлого опыта.

 

Депрессивный синдром – психопатологический синдром, при котором нарушена аффективная сфера и заторможена психическая деятельность. Характеризуется выраженным снижением настроения, волевой регуляции и т.п.

 

Диссимуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: сокрытие, или утаивание, психически больным проявлений своего болезненного состояния, собственных психических расстройств.

 

Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, сопровождается нарушениями памяти.

 

Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка, обычно носящий парциальный и временный характер и преодолеваемый в детском или подростковом периоде.

 

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988) – советский психолог. Ученица К.Левина, основатель патопсихологии как науки.

 

Иллюзии – (от лат. Illusio – ошибка, заблуждение) искажённое восприятие реально существующего предмета или явления.

 

Инертность («вязкость») мышления - нарушение динамики мыслительной деятельности: отмечаются затруднения при необходимости изменения способа деятельности; мыслительная деятельность протекает торпидно, снижена переключаемость.

 

Ипохондрический синдром – необоснованное повышенное опасение за состояние своего здоровья. Характерен для неврозов, реактивных состояний и некоторых других видов расстройств.

 

Искажение процесса обобщения – нарушение операционной стороны мышления, характерна выхолощенность, неадекватность суждений, случайные, оторванные от реальности ассоциации, ассоциации по «слабому», латентному признаку.

 

Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, демонстративностью и слабостью сознательной регуляции поведения.

 

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможным углубленность, поглощенность деятельностью.

 

Кататонический синдром – наличие состояния общего возбуждения и последующего ступора. Проявляется в виде внезапно возникающего двигательного и речевого беспокойства, а затем в виде «оцепенения».

 

Корсаковский синдром – амнестический синдром, впервые описанный С.С. Корсаковым (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающий в невозможности запоминания нового материала при сохранности памяти на прошлые события.

 

Коморбидность – появление разных психических расстройств у одного человека. Имеет значение для терапии, для гипотез по поводу этиологии.

 

Конфабуляции («галлюцинации памяти», «вымыслы памяти», «бред воображения») - ложные воспоминания, содержание которых носит фантастический характер, и больные описывают события, которых явно в их жизни не было.

 

Лабильность мышления («скачка идей») - нарушение динамики мыслительной деятельности: в ситуации обследования больной легко уходит от задачи, поставленной перед ним, однако при наличии направляющей помощи экспериментатора способен к обобщениям и обнаруживает сохранность интеллектуального уровня.

 

Личности нарушения - нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга.

 

Лурия Александр Романович (1902-1977) – один из выдающихся российских психологов, широко известный работами, основоположник отечественной нейропсихологии.

 

Маниакальный синдром – сочетание повышенного эйфорического настроения с ускорением мышления, повышенной активности, нарушением целенаправленной деятельности.

 

Метасимуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: осознанное предъявление психопатологической симптоматики когда-то перенесённого психического заболевания, которым к моменту исследования испытуемый уже не страдает.

 

Многоосевая диагностика - описание индивида по нескольким осям, при этом каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием.

 

Нарушение направленности внимания — проявляется в том, что внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных другие важные стороны жизни.

 

Некритичность мышления – нарушение мышления, обусловленное выпадением контроля больным за своими действиями и неспособностью коррегирования ошибок.

 

Непоследовательность суждений - нарушение динамики мыслительной деятельности: проявляется в отходе от правильного решения задания; при этом обнаруживаются ошибочные суждения, свидетельствующие о снижении уровня процесса обобщения и отвлечения, имеющие временный, функциональный характер на фоне достаточно дифференцированных суждений.

 

Норма (в отношении психического здоровья) – не только отсутствие болезней, но и состояние физического, социального и психического благополучия (определение ВОЗ).

 

Операциональная диагностика – диагноз определяется по каталогу критериев, с правилами объединения критериев.

 

Патопсихология (патологическая психология) - это отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Парапрозексии — извращение внимания. В психопатологии понимается как проявление в сфере внимания явлений диссоциации и амбивалентности, типичных шизофренических расстройствах. Здесь обычно демонстрируемая слабость побуждений к концентрации внимания и видимая истощаемость произвольного внимания в повседневной деятельности парадоксально сочетается с крайним усилением и даже ригидностью внимания при возникновении у больного феноменов психопатологического свойства.

 

«Перцептивная защита» - повышение порогов восприятия применительно к объектам, могущим приводить к нарастанию тревоги, эмоционально-аффективного напряжения.

 

Патопсихологический синдром (симптомокомплекс) – это совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии, имеющая в своей основе определённые психологические механизмы.

 

Патологическая застреваемость, тугоподвижность внимания - нарушения механизмов переключения внимания с одного объекта на другой, что зависит от малой подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга.

 

Психодиагностическая беседа – основной клинико-психологический метод диагностики, предполагающий вступление психолога в непосредственный вербально-невербальный контакт с обследуемым, цель которого состоит в получении информации о личности и других психологических характеристиках пациента на основе самоотчёта об особенностях его биографии, субъективных переживаниях, отношениях, а также об особенностях поведения в конкретных ситуациях.

 

Психодиагностическое интервью – метод получения информации о человеке в ходе живого диалога (очной беседы), в котором психолог задаёт вопросы, руководствуясь определённой целью и определённой коммуникативной тактикой (направленность, последовательность и форм постановки вопросов)

 

Разноплановость мышления – нарушение мышления, при котором один и тот же предмет (явление) рассматривается с различных точек зрения; предлагая несколько вариантов решения одного и того же задания, больной не отдаёт предпочтения правильному.

 

Рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность, страдает сосредоточение. Внимание становится неустойчивым, больной не в состоянии длительно сосредоточиваться на определенном виде деятельности, преобладает непроизвольное внимание.

 

Резонёрство – расстройство мышления, обусловленное аффективно-личностными особенностями больных, и в первую очередь, их претенциозно-оценочной позицией и склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

 

Симуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: осознанное и целенаправленное предъявление несуществующих признаков психических расстройств.

 

Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Отсюда содержанием сознания становятся наиболее личностно близкие больному впечатления. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость.

 

Сюрсимуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: испытуемый действительно страдает каким – либо психическим заболеванием, но при этом предъявляет картину другого, не свойственного ему, нарушенного психического состояния.

 

Снижение уровня процесса обобщения – нарушение операционной стороны мышления, при котором больной испытывает затруднения при необходимости выделить какие-либо общие признаки предметов и явлений.

 

Функциональная проба – метод, используемый в медицинской практике, и состоящий в испытании деятельности какого-нибудь органа. В ситуации психологического эксперимента роль «функциональной пробы» играют экспериментальные задачи, актуализирующие умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...