Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. О государстве. Глава 18.

Конспект по «Левиафану» Т.Гоббса.

«Гоббс был первым современным материалистом,

но он жил в то время, когда абсолютная монархия

во всей Европе переживала период своего расцвета,

а в Англии вступила в борьбу с народом, и был

сторонником абсолютизма…»

Ф. Энгельс.

 

Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который из чистых начал естественного права развил полное и систематическое учение о государстве. Будучи свидетелем революционных потрясений середины XVII века в Англии, он выступил как яростный противник революции; он был близок к роялистским кругам, был приверженцем к абсолютной политической власти, тем не менее, в стане феодальной реакции он не находился, с ретроградами-легитимистами, озабоченными «правами» наследственной монархии. В своей политической теории он исходил из представлений о безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых основаниях естественного закона. Да, на взгляды Гоббса большое внимание оказала эпоха, в которую он жил. В то время европейскими государствами велись беспрерывные и кровопролитные войны. Это была эпоха возникновения национальных государств в Европе, становления буржуазных государственно-правовых институтов, когда проблемы права и власти оказываются в центре научно-философских исследований, тем более интерес Гоббса к этой проблематике был «подтолкнут» событиями английской буржуазной революции 1640—1660 гг., многолетней борьбой между короной и парламентом в дореволюционный период.

Часть 2. О государстве. Глава 17.

«О причинах, возникновения и определения государства. Цель государства. Естественный закон. Несколько отличий человека от общественных созданий. Определение главных слов по этой теме. Пути достижения власти.»

Гоббс, говоря о том, что главной целью государства должно быть обеспечение безопасности (ведь только тогда наступит благоприятная жизнь), подтверждает, что естественные законы существуют при взаимном определении на какую - либо силу. А гарантией безопасности служат большие объединения, причем отношение этих объединений нужно сопоставлять вражеским, и люди в нем должны руководствоваться общими суждениями, чтобы помочь друг другу, тем самым и происходит сплочение, но это надо делать не только на период опасности. Мыслитель затрагивает случай, в котором Аристотель причислил те же живые существа к общественным созданиям, признает, что некоторые создания живут в обществе без всякой принудительной власти, руководствуясь лишь своими суждениями, но люди являются другими существами, так как они: конкурируют; общее благо = благо индивидуума; человек, обладая разумом стремится обновлять государственный строй; имеют искусство слова, так как именно оно дает представление о добре и зле; умение делать различие между неправомерностью и материальным ущербом, значит, и определять действия тех, которые управляют государством; согласие обусловлено «искусственным» соглашением. В итоге рассуждения Гоббс приходит к выводу: чтобы это неотъемлемое согласие было постоянным нужна, главным образом, власть, которая и подвигла бы к общему благу. По мнению мыслителя, власть осуществляет защиту, которая должна быть сосредоточена в единой воле, которая признала бы себя ответственным, которой доверили бы все доверили свое право, и будет являться государством, тогда и произойдет рождение бессмертного бога, отвечающего за твой мир, Левиафана. Власть верховная может осуществляться двумя путями: физической силой – приобретенная, добровольно - установленная.

Далее Гоббс дает несколько определений, которые непосредственно и вытекают из его рассуждений: «государство – единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочетать необходимым для их мира и общей защиты; суверен – носитель этого лица; суверен обладает верховной властью, а все остальные являются его подданными».

Часть 2. О государстве. Глава 18.

«О правах суверенов в государствах, основанных на установлении. Акт установления государства – несет серьезный результат.»

Гоббс раскрывает смысл акта установления государства, подчеркивая, что он будет установлен, при заключении соглашений друг с другом множества людей, а право представлять - будет дано кандидату, имевшему большинство голосов (независимо от голосующего против). Поэтому далее в главе Гоббс описывает случаи при подобном установлении власти – т. е. определяет права и способности, на кого при помощи соглашения народа была перенесена верховная власть:

· Подданные не могут изменить форму правления. Нельзя заключать новое соглашение, которое бы противоречило нынешнему, а покушение на права суверена является несправедливостью;

· Верховная власть не может быть потеряна. Освобождение от подданства по причине нарушения сувереном прав невозможно. Для решения проблем имеют место судьи, поэтому бесполезно предоставит власть на основе предварительного соглашения;

· Нельзя, не нарушив справедливость, протестовать против установления суверена, который провозглашен большинством, ведь тем самым человек нарушает, в первую очередь, свой договор;

· Подданные не могут осуждать действия суверена. При установлении государства каждый является доверителем по поступкам суверена, поэтому, непосредственно жалуясь на несправедливость суверена, можно считать себя виновным;

· Любой суверен ненаказуем подданным, т. к. действия эти совершаются самим подданным;

· Суверен – судья, который знает, что нужно для мира и защиты подданных, он может предпринимать действия, которые считает нужными для блага государства. Также суверен исполняет эту должность в отношении того, каким доктринам следует учить, значит, и непосредственно давать право некоторым людям обращаться к массе;

· Имеет место, и право о предписании правил подданным, которые дают им понять, что является собственностью каждого, что никто не сможет взять у него, не нарушив справедливости при этом – это и есть собственность и особенные законы для государства;

· Суверену принадлежит право решать споры и судебная власть – юрисдикция. Ведь споры нужно уметь решать;

· Право объявления войны и заключения мира, то, что требуется для блага государства сейчас;

· Право выбора всех советников и министров, причем и гражданских и военных, ведь осуществляя защиту и мир, нужно иметь власть использовать те средства, которые нужны по его мнению;

· Право награждать и наказывать так, как он сочтет, но при этом, не забывая, о разумности;

· Право устанавливать почетные титулы и табели о рангах, ведь по природе человек склонен придавать значение себе. Этим правом суверен и определяет положение человека в обществе;

Подводя итоги по этой главе, Гоббс указывает на неделимость и значимость этих прав, т. к. они является единством, а при разделении возможна угроза над государством. Приводя в пример цитату, которая сама говорит о себе: «царство, разделено в самом себе, не может сохраниться». А в присутствии верховной власти, власть и честь подданных исчезает. При этом Гоббс замечает, что это выполнимо, если подданные в совокупности являются единством, а власть суверена является намного большей, чем власть отдельного лица. Власть не пагубна, если существует, она пагубна лишь тогда, когда большинство подчиняется меньшинству. Страсть и себялюбие человека лишены морали и гражданства, а ведь они необходимы для прогнозирования бедствий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...