Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Викторина «Нижегородский край – кузница Победы»

О проведении областного интеллектуально-творческого конкурса среди читателей общедоступных библиотек Нижегородской области

«Нижегородский край – кузница Победы»

Общие положения

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина (НГОУНБ) объявляет областной интеллектуально-творческий конкурс среди читателей муниципальных библиотек Нижегородской области и г. Н. Новгорода «Нижегородский край – кузница Победы» (далее — Конкурс), посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цели и задачи Конкурса

1.1. Цель Конкурса: формирование патриотического сознания граждан на материалах отечественной истории, краеведения; возрождение и укрепление героико-патриотических традиций в системе семейных ценностей.

1.2. Задачи Конкурса:

• содействовать популяризации героической истории Нижегородского края периода Великой Отечественной войны;

• способствовать развитию патриотических ценностей нового поколения на примере отваги и мужества нижегородцев – участников Великой Отечественной войны;

• создать условия для приобщения пользователей библиотек, особенно молодежи, к чтению лучшей исторической, художественной литературы;

• стимулировать совместную творческую деятельность взрослых и детей в условиях семьи;

• обеспечить широкую демонстрацию творческих работ участников Конкурса.

 

Условия Конкурса

2.1. Участники Конкурса – семейные команды, в составе которых – представители разных поколений и возрастов – читатели муниципальных библиотек Нижегородской области. Количество членов семейной команды не ограничено.

Сроки проведения Конкурса

Конкурс проводится с 1 февраля по 9 мая 2020 г.

Задания Конкурса

Участники должны:

· ответить на вопросы викторины,

· выполнить творческое задание.

Викторина

Вопросы викторины даны в приложение № 1 настоящего Положения.

Требования к выполнению викторины:

Ответы на вопросы викторины принимаются в развернутом виде (вопрос-ответ). В конце каждого ответа указываются используемые источники (печатные и электронные: книги, периодические издания, интернет-ресурсы и др.).

За каждый правильный ответ викторины участники получают от 1 до 3 баллов.

Творческое задание

Участникам на выбор предлагается две номинации. На конкурс предоставляется одна творческая работа в одной из номинаций.

Литературно-художественная номинация

Написать литературный очерк-фантазию «Победный день в моем городе» о том, как прошел или мог проходить день 9 мая 1945 г. в родном городе/поселке/селе.

Записать на видео художественное чтение очерка в исполнении членов семейной команды.

Критерии оценки:

· соответствие заявленной теме и жанру;

· качество изложения;

· выразительность чтения.

 

Технические требования:

- объем текста очерка не должен превышать двух страниц компьютерного текста в формате doc (кегль 12, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал — 1,5);

- продолжительность ролика – не более 3 минут;

- видеофайл в формате AVI или MPG Video.

Историко-документальная номинация

Подготовить презентацию «Письма с фронта» на основе документальных материалов, семейных архивов (фронтовых писем, фотографий, семейных реликвий, семейных историй своей семьи и/или жителей села).

Критерии оценки:

- наличие документальных свидетельств;

- качественное оформление слайдов;

- использование средств мультимедиа.

Технические требования:

- исполнение презентации в программе Microsoft PowerPoint;

- объем презентации – не менее 15 и не более 25 слайдов.

Творческое задание оценивается по шкале от 1 до 10 баллов.

 

Организация Конкурса

3.1. Конкурсные работы принимаются до 9 апреля 2020 г. в отделе краеведческой литературы НГОУНБ (603950, Бокс-63, Нижегородская область, г. Н. Новгород, ул. Варварская, д. 3, каб. 33) или присылаются по электронной почте: koncurs - pobeda @ yandex. ru в виде присоединенных файлов или по файлообменнику (презентации, видеролики).

3.2. К каждой работе прилагается информация о семейной команде – участнице Конкурса по установленной форме (приложение № 2).

3.3. По итогам Конкурса присуждаются 1, 2 и 3 места, учреждаются специальные призы «Творческая работа», «Самый юный участник конкурса», «Самый мудрый участник конкурса». Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Все участники получают Свидетельства об участии в Конкурсе. Свидетельства направляются по электронной почте по индивидуальным заявкам ([email protected]).

3.4. Материалы Конкурса: Положение, итоги, списки финалистов и победителей, творческие работы размещаются на страницах сайта НГОУНБ http://ns.nounb.sci-nnov.ru/regLibNet/konkurs.php, http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/centers/rcenter.php, а также в группах библиотеки в соцсети https://www.facebook.com/nnounb; https://vk.com/nnounb

3.5. Церемония награждения победителей Конкурса пройдет в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Контактная информация:

Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 3, НГОУНБ, отдел краеведческой литературы: ком. 33; тел./факс: (831) 419-37-35; научно-методический отдел: ком. 36; тел./факс (831)419-36-34; e - mail: [email protected].

Приложение № 1

Викторина «Нижегородский край – кузница Победы»

 

1. С первых дней войны Горьковская область с её многоотраслевой индустрией стала одним из крупнейших поставщиков вооружения не только войскам под Москвой, но и всему фронту. Назовите дату перехода всех промышленных предприятий города на производство оборонной продукции. Какие крупнейшие предприятия города и области выпускали эту продукцию?

 

2. Где проходил укрепленный оборонительный рубеж на дальних подступах к г. Горькому в московском направлении и какова его протяженность?

 

3. Что вы знаете о формировании силами Горьковской железной дороги отдельного дивизиона бронепоездов? Как назывались бронепоезда?

 

4. Какие секретные объекты строились в 1941-1942 гг. Управлением по строительству Московского метрополитена (строительство № 74) в городе Горьком на Набережной им. А. А. Жданова?

 

5. Где в городе Горьком находился штаб по формированию 1-й и 2-й бригад речных кораблей Волжской военной флотилии, принимавших участие в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом?

 

6. На здании школы № 54 в Нижнем Новгороде (ул. Ванеева104/3) установлена мемориальная доска ее первому директору, заслуженному учителю России, участнику Великой Отечественной войны Юрию Рафаиловичу Морозову. В годы войны он служил на Балтийском флоте в составе экипажа морского охотника МО-103. Летом 1944 года в районе Финского залива экипаж корабля совершил подвиг, благодаря которому удалось обезвредить новое секретное оружие врага. Расскажите, в какой боевой операции принимал участие наш земляк? Как называлось новое секретное оружие военно-морских сил Германии, представлявшее серьезную угрозу для боевых кораблей?

 

7. В мае 2017 года в социальных сетях Интернета появилось письмо уроженца России, проживающего в Италии. Он сообщал: «Катаясь на мотоцикле по одной из дорожек в горах Альп, наткнулся на камень, который оказался обелиском. Перевожу надпись на камне: «На этом месте 31 октября 1944 года погиб, сражаясь за освобождение Италии от фашистов, советский парень Горев Яков, партизан по прозвищу Luca!». Этот герой оказался нашим земляком. Что вы знаете о судьбе этого человека?

8. Вторым фронтом в годы войны называли партизанское движение на оккупированных территориях. Партизаны остро нуждались в профессиональных шифровальщиках и радистах, осуществлявших связь с Большой землей. На базе Горьковской межкраевой школы НКВД в январе 1943 года был организован специальный факультет по подготовке радиооператоров для работы в партизанских и диверсионных отрядах в тылу врага. Отбор кандидатов был жестким и только на добровольных началах через органы ВЛКСМ. В январе 1943 года состоялся первый выпуск факультета. Летом 39 человек были заброшены в тыл врага. Многие из них погибли. В числе возвратившихся на родину в г. Горький были две радистки. Назовите их имена. Каким был их боевой путь?

 

9. В годы войны в Горьковской области развернулось широкое движение по сдаче крови для переливания раненым и тяжелобольным. Особенно большой размах приняло донорское движение на предприятиях: горьковский автомобильный завод, «Красное Сормово», авиационный завод им. С. Орджоникидзе и др.

Какое учреждение отвечало за сбор крови в г. Горьком и сколько крови было собрано за годы войны?

 

10. Назовите имя известной советской писательницы, выпускницы Горьковского медицинского института, которая в годы Великой Отечественной войны служила врачом-ординатором на плавучем госпитале СТС-56, перевозившем раненых из Сталинграда.

 

11. Назовите имя известного горьковского хирурга, участника Великой Отечественной войны, Заслуженного деятеля науки, профессора НГМА. Он остался жив после ранения крупным осколком, который прошел через легкое, застрял в сердце и остался там до конца жизни.

 

12. В годы войны государство проявляло постоянную заботу о детях. С первых дней войны обращалось особое внимание на быстрейшее обеспечение детских домов всем необходимым. Создавались специальные комиссии, занимавшиеся ликвидацией беспризорности и безнадзорности. В Горьковской области уже начиная с 1941 года в детские дома стали поступать дети из городов прифронтовой полосы, в частности Москвы, Ленинграда. Количество детских домов росло.

Сколько детских домов действовало на территории Горьковской области в годы войны и сколько детей в них находилось?

 

13. В годы Великой Отечественной войны в Горьковской области был создан специальный международный детский интернат.

Для каких детей был открыт этот интернат? Где он находился? Расскажите о нем.

 

14. Быт горьковчан в годы Великой Отечественной войны был очень тяжелым. К сведению, доктор исторических наук, профессор Николай Михайлович Добротвор записал в своем дневнике в марте 1942 года: «Главная основа питания – 400 г хлеба, которые мы получаем по карточкам».

Каким категориям населения и какие нормы хлеба полагались горьковчанам в годы войны?

 

15. В нашей стране развивается волонтерское движение, а что вы знаете о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны в Горьковской области?

 

16. В начале Великой Отечественной войны наш город посетил известный советский писатель. Более двух месяцев он жил в одном из санаториев Горьковской области, где написал драматическую повесть и публицистический очерк. Кто был этим писателем? Как назывался санаторий, в котором он жил? Как назывался очерк и, какому историческому персонажу посвящена драматическая повесть?

 

17. В годы Великой Отечественной войны бойцы разведгруппы партизанского отряда, действовавшего в районе Волоколамска, захватили в плен немецкого ефрейтора. Несмотря на суровый приказ пленных не брать, командир отряда приказал его отпустить. Сохранить жизнь ефрейтору помогло знание одного из гениальных произведений русской литературы.

Назовите имя командира партизанского отряда. Как называется это произведение?

Подсказка: имя его прадеда- автора этого произведения, связано с нашим краем.

 

18. Назовите имя известного российского историка-краеведа, автора популярных книг по истории нижегородского края, участника Великой Отечественной войны, который в 1941 году сражался среди первых политбойцов в составе 279-й стрелковой дивизии. Политбойцами были комсомольцы и члены партии, которые были направлены на фронт в первые месяцы войны по специальной партийной мобилизации. Их деятельность должна была способствовать повышению боеспособности и моральной устойчивости личного состава воинских частей. Появление в составе советских вооружённых сил политбойцов сыграло существенную роль в укреплении боевого духа армии во время наиболее тяжёлого периода Великой Отечественной войны.

 

19. В годы войны горьковские художники, как и вся советская творческая интеллигенция, разделили судьбу народа, поднявшегося на борьбу с врагом, многие вступили в ряды действующей армии. Не все из них вернулись домой, отдав свои жизни ради Великой победы. Назовите имена художников-горьковчан, участников Великой Отечественной войны.

 

20. Какая областная газета занимается поиском неизвестных солдат, наших земляков? Как называется серия книг, в которых объединены материалы по результатам этого поиска?

 

Список литературы

Вдовин, М. Н. Все для Победы!: очерки истории оборонной промышленности Горьковской области. 1930-1945 гг. / М. Н. Вдовин, А. М. Горева. – Нижний Новгород: Кварц, 2010. – 302,[1] с.

Вехи творческой жизни: нижегородские художники, 1933-2018: к 85-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»: информационно-справочное иллюстрированное издание. – Нижний Новгород: ИП Квач, 2018. – 459 с.

Возвращенные имена: родом из комсомола: 100-летию ВЛКСМ посвящается / [авт.-сост. Вячеслав Федоров]. – Нижний Новгород: Кириллица, 2017. – 599 с.

Возвращенные имена: у войны нет неизвестных героев: [1941-1945] / [авт.-сост. Вячеслав Фёдоров]. – Нижний Новгород: Кириллица, 2016. – 599 с.

Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. – Нижний Новгород, 1995. – 204 с.

Горьковская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: история и современность: материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Победы в Великой Отечеств. войне. – Нижний Новгород: Комитет по делам архивов Нижегородской области, 2005. – Ч.2. – 232 с.

Горьковчане в Великой Отечественной войне: словарь справочник / сост. В. П. Киселев, Л. Г. Чандырина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. – 351 с., ил.

Горьковчане (нижегородцы) – почетные доноры СССР Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: [60 лет Великой Победы]. – Нижний Новгород: [Барс XXI век], 2005. – 91 с.

Живите и помните: (воспоминания сотрудников НГМА – ветеранов войны и тыла) / отв. ред. В. А. Воронов; авт. Е. А. Чижова. – [4-е изд.]. – Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 546 с.

Забвению не подлежит: страницы нижегородской истории (1941-1945 годы): кн. 3: Страницы нижегородской истории (1941-1945) / сост. Л. П. Гордеева, В. А. Казаков, В. П. Киселев. – 1995. – 670 с.

Залесский, К. А. Великая Отечественная война, 1941-1945: большая биографическая энциклопедия / К. А. Залесский. – Москва: АСТ, 2013. – 831 с.: ил.

Записки краеведов. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. – 184 с.

Имя героя Великой Отечественной войны на библиотечной карте Нижегородской области / Нижегородская область. Министерство культуры, Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина (НГОУНБ); отв. за вып. Л. И. Соболева. – Нижний Новгород: НГОУНБ, 2010. – 163,[1] с.

Игорь Александрович Кирьянов: биобиблиогр. указ. / Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В.И. Ленина, Отд. краевед. лит. – Нижний Новгород: [б. и.], 2001. – 27 с.

Календарь памятных дат Нижегородской области на 2016 год. – Нижний Новгород: НГОУНБ, 2015. – 192 с.

Карповские чтения: сб. ст. / отв. ред. Е. П. Титков; редкол. Ю. А. Курдин, И. В. Кудряшов. – Арзамас: Арзамасский фил. ННГУ, 2016. – Вып. 6. – 339 с.

Краснобаковский район: путеводитель: [научно-популярное и справочное издание] / [текст.: Н. Морохин и др.; составление: Н. Морохин]. – Нижний Новгород: [б. и.], 2018. – 238, [1] с.

Нижегородская медицинская академия в годы Великой Отечественной войны. 70 лет Победы / [редкол.: Б. Е. Шахов, В. А. Воронов, Т. В. Хлющева]. – Нижний Новгород: Изд-во НижГМА, 2015. – 281 с.

Нижегородская отчина: история в лицах / Н. Г. Смирнов; сост. В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород: [Литера], 2007. – 209 с.

Нижегородцы-горьковчане в годы Великой Отечественной войны: указ. лит. / [сост.: И. Г. Горностаева и др.; отв. за вып.: О. Н. Лисятникова]. – Нижний Новгород: РИО НГОУНБ, 2015. – Вып. 3. – 148 с.

Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие / [авт.-сост.: Б. С. Извеков, А. В. Кессель; авт. ст.: С. Л. Агафонов и др.]. – Нижний Новгород: Бегемот, 2013. – 381 с.

Одним дыханием со страной / сост. Г. П. Зонова, Л. Г. Чандырина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1987. – 367 с.

Осипов, А. В. Органы государственной безопасности в Нижегородской области. Страницы истории: в 2 т. / А. В. Осипов; А. В. Осипов, В. А. Харламов. – Нижний Новгород: Комитет по делам архивов Нижегор. обл., 2007. – Т. 2. – 384с.

Русаков, В. М. Рассказы о потомках А. С. Пушкина / В. М. Русаков. – [Санкт-Петербург]: Лениздат, 1992 с.

С крестом и звездой. Нижегородские страницы / ред. В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород: [Литера], 2008. – 207 с.

Художники Нижнего Новгорода, 1933-2003: к 70-летию Нижегор. орг. Союза художников России: справочник / Л. И. Помыткина; сост. П. П. Балакин. – Нижний Новгород: [Бегемот], 2003. – 195 с.

Шамшурин, В. А. Нижегородский почерк: литературные страницы / В. А. Шамшурин. – Нижний Новгород: Литера, 2013. – 349 с.

***

Белоногова, В. Ю. Бригада Галины Николаевой / В. Ю. Белоногова // Земляки: нижегородский альманах. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 16. – С. 373-375.

Ефимкин, А. П. «В пользовании особого объекта № 74…» / А. П. Ефимкин // Нижегородский музей. – 2005. – № 1-2. – С. 3-13.

Край, Л. «Верный воинской присяге» / Л. Край // Ленинская смена. – 1984. – 20 ноября.

Становова, Л. Учителю с большой буквы / Л. Становова // Нижегородская правда. – 2012. – № 49 (12 мая). – С. 7.

Приложение № 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...