Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика и процедура курса.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ ИМ. АБЫЛАЙ ХАНА»

ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

КАФЕДРА «МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Тел. +7 (727) 292373

e. mail: [email protected]

SILLABUS

Дисциплина: «МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ – ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

Алматы, 2015


УДК

 

 

Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Международная миграция – проявление глобализационных процессов» составлена в соответствии Государственному общеобязательному стандарту высшего профессионального образования, типовому и рабочему учебным планам специальности - «Международные отношения» в объёме установленных кредитов и академических часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студента.

 

 

Составитель: Ашинова Кунипа Ахатовна – канд. филологических наук, и. о. доцент кафедры «Международных отношений» факультета МО.

 

 

Учебная программа (Syllabus) обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Международных отношений» факультета «Международные отношения» КазУМОиМЯ им. Абылай хана

 

от «____»_____20__ г. Протокол №__.

 

 

Учебная программа (Syllabus) рекомендована Учебно-методическим советом факультета «Международные отношения» КазУМОиМЯ им. Абылай хана

 

от «___»__________20_г. Протокол № __.

 

 

Учебная программа (Syllabus) утверждена Научно-методическим советом КазУМОиМЯ им. Абылай хана

 

от «___»__________20__ г. Протокол №___.

 

КОД КУРСА:

 

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: «МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ – ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

 

 

КРЕДИТОВ ЗА КУРС: 3

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ашинова Кунипа Ахатовна

 

 

ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ:

 

Понедельник кабинет

Вторник кабинет

Среда кабинет

Четверг кабинет

Пятница кабинет

 

 

Адрес электронной почты: [email protected]


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая учебная программапредназначена для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению «5В020200» - специальность Международные Отношения 3-го года обучения.

Геополитические трансформации в современном мире, экономический кризис, внутриполитические кризисы в государствах, международные военные конфликты способствуют тому, что на рубеже двух тысячелетий причины и структура миграционных перемещений меняются, необходима концептуальная транспарентность в объективной оценке роли миграционных процессов в формировании контуров нового мирового порядка. Обострение угрозы рисков, связанных с воздействием миграции на все стороны жизни принимающего общества, объективно подчеркивает проблему усиления роли человека как субъекта политики, развития человеческого капитала, что в свою очередь, предполагает восстановление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации населения.

Проблема миграции в современной мировой политике становится одной из глобальных, играющих роль фактора риска как для сообществ в рамках одного государства, так и региональных, изменяя соответствующие контуры политического пространства, что приводит к необходимости выработки общих концептуальных подходов к управлению международными миграционными потоками.

Цель освоения дисциплины состоит в формировании у студентов-бакалавров знаний об особенностях миграции в современном мире и ее взаимосвязи с мировыми политическими процессами, а также принципах политического управления международной миграцией в целях эффективного решения профессиональных задач специалиста-международника. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является ознакомление слушателей с существующими походами к проблеме международной миграции, инструментами их измерения, имеющимися концепциями относительно взаимосвязи демографических и международно-политических трендов и сопряженных с ними рисков, а также анализ конкретных наиболее иллюстративных примеров пересечения демографической и международно-политической проблематики. «Международная миграция – проявление глобализационных процессов» предназначена для студентов, специализирующихся на изучении международно-политических процессов, связанных с взаимодействием на мировой арене участников (акторов) различной природы и различного уровня.

Задачами дисциплины являются:

- сформировать у студентов систему знаний основных теорий, понятий и концептуальных подходов изучения современных миграционных процессов на глобальном, региональном и национальном уровнях;

- развить у студента умения связывать миграционные процессы с проблемами мировой политики, рассматривать миграцию как потенциальный ресурс для развития государства;

- развить навыки всестороннего исследования аспектов регулирования на глобальном, региональном и межгосударственном уровне миграционных движений, а также особенностей формирования миграционной политики в ведущих странах мира;

- развить навыки самостоятельной работы с научной литературой и первоисточниками.

- изучение теоретических основ развития современных международных отношений;

- формирование современного взгляда на проблемы противостояния континентального мира;

- освоение учебных вопросов с позиций системного подхода, исторического анализа, структурно-функционального анализа:

- формирование у современного специалиста знаний необходимых для освоения информационной парадигмы, которая используется в оценке пространственных отношений между государствами;

- освоение необходимых знаний глобальных и политических проблем международной системы, умение анализировать международные ситуации.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

- умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России;

- ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики.

Общекультурные:

- умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем;

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- стремление к решению практических задач, творческому осмыслению международной информации;

- мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации;

- настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен.

Профессиональные:

- способность построения стратегии аналитического исследования, долгосрочных и среднесрочных планов политической деятельности, оценки рисков;

- умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач;

- владение профессиональной терминологией и понятийным аппаратом сферы международной деятельности на русском и иностранных языках;

- способность учитывать фактор экономической эффективности международной деятельности при реализации программ и проектов;

- способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы в их обусловленности экономикой, историей, правом;

- способность ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, пониманием механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики;

- знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности.

Профессионально-дисциплинарные:

- способность проводить оценку конкретной международной ситуации и определять исходные данные для выполнения задания руководителей;

- способностью выделять содержательно значимые факты из потоков политической информации и группировать их согласно поставленным задачам;

- умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам;

- владение навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-37);

- владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать и понимать базовые понятия социально-политической и социально-экономической демографии; методы изучения миграций; закономерности, тенденции и противоречия воздействия различных факторов на нарастания и/или ослабления рисков, связанных с процессами и результатами миграции; роль государства и многосторонних институтов в учете и регулировании миграционных потоков; механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики;

- уметь самостоятельно оценивать и анализировать риски, связанные с различными типами миграции; критически осмысливать существующие аналитические материалы и данные; наличие представлений об основных тенденциях в сфере миграции и проблемах, с которыми сталкиваются исследователи; ориентироваться в мировых экономических, демографических, миграционных процессах; определять влияние миграционных процессов на национальную безопасность; работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы; - анализировать социально значимые проблемы мировой политики и миграционных процессов.

- владеть навыком интерпретации причин и условий, провоцирующих миграционные процессы; способностью применять в практической деятельности инструментарий и данные статистических агентств и демографических центров; способностью осуществлять поиск информации о данных по миграции в той или иной стране; навыками презентации результатов анализа; способностью использовать информационно-аналитические методики и проводить презентацию; слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности под воздействием миграционных процессов.

Структура и содержание дисциплины

Количество часов по учебному плану:

Курс Семестр количество кредитов Общая трудоемкость в часах Распределение академических часов по семестрам и видам занятий   СРС (час) Форма итого вого контроля
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия   КР Всего     в т.ч. СРСП
                     
                     
                       

Примечание: Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы студента в неделю (1 кредит = 1 акад. час); КР - курсовая работа, СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя; СРС – самостоятельная работа студента.

ОЦЕНКА КУРСА

Контроль учебных достижений обучающихся проводиться в форме текущего, рубежного и итогового контроля по утвержденному графику. К текущему контролю относится выполнение всех заданий, контрольных работ, курсового проекта в пределах установленного графика, СРС.

Рубежный (модульный) контроль подразделяется на первый и второй рейтинговые контроли, проводимые на 7й и 14й неделях семестра. Обучающиеся, набравшие по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти RETAKE (повторное изучение и сдача).

Итоговая оценка складывается из оценок текущего контроля, 2х рубежных контролей и итогового экзамена. Рубежный контроль I-ый – 30%, рубежный контроль II-ой - 30% и экзамен – 40%.

Рубежный контроль (Р1, Р2) включает контроль по 3 - ем направлениям, которые отражаются в следующих заданиях:

1 вопрос - теоретического характера

1 задание – типовая профессиональная задача

1 задание – индивидуально-творческая задача или защита проекта

 

Оценка за Р1, Р2 складывается из:

Вид деятельности Р1 Р2
Текущий контроль (ТК)    
Самостоятельная работа студента (СРС)    
Рубежный контроль (Р1, Р2)    
Итоговая оценка 30% 30%

 

Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (экзамену) – 40% и составляет 100%.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле:

(Р1+ Р2)

ИО= [---------------] х 0,6 + Е х 0,4

где:

Р1 - Цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

Р2 - Цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;

Е - Цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Средний балл успеваемости

 

(И 1 х К 1 + И 2 х К 2 + И 3 х К 3 + И 4 х К 4 + И 5 х К 5)

GPA = -------------------------------------------------------------------------------

К 1 + К 2 + К 3 + К 4 + К 5

где:

И1, И2, И3 и т.д. – Итоговый цифровой эквивалент в баллах по дисциплине;

К1, К2, К3 и т.д. – объем изучаемой дисциплины в кредитах.

 

Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:

 

Количество Баллов Оценка
в буквенном виде в цифровом эквиваленте в традиционном виде
95-100 А 4,0 отлично
90-94   А – 3,67
85-89 В + 3,33 хорошо
80-84 В 3,0
75-79   В – 2,67
70-74 С + 2,33 удовлетворительно
65-69 С 2,0
60-64 С – 1,67
55-59 D + 1,33
50-54 D 1,0
0-49 F –   неудовлетворительно

Политика и процедура курса.

Студент обязан:

- регулярно посещать все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные занятия) и занятия по самостоятельной работе студента под руководством преподавателя (СРСП);

- самостоятельную работу студент (СРС) выполняет в заданном объёме и установленные сроки с использованием рекомендованной учебной и учебно-методической литературы или других источников в читальных и интернет залах, в библиотеках;

- строго соблюдать графики сдачи письменных работ (СРСП или СРС) в заданном объёме.

- лично присутствовать на рейтинговых и итоговом контролях.

Рейтинговые и итоговый контроли знаний проводятся согласно утверждённому графику учебного процесса учебного заведения.

Содержание курса

 

Тема 1. Вопросы теории и классификация миграции.

Миграционное (территориальное) движение населения. Понятие «миграция» в узком и широком понимании. Классификация миграционных процессов. Миграционные законы (правила) Е. Равенштейна. Классификация миграции в современной науке. Типология миграции. Таксономические единицы типологии: тип, класс, порядок, род, вид миграции. Практическое применение типологии в международном и национальном праве и практике регулирования миграции.

Классификация миграции на основе географического признака. Классификация миграции по структурным признакам (возрасту, полу, этническому составу, образованию, квалификации мигрантов). Классификация миграции по времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда. Классификация миграции по целям. Классификация миграции по степени законности. Классификация миграции по причинам.

Неоклассическая теория экономических мотивов миграции населения.

Миграция как источник перераспределения факторов производства между странами (теория «функции полезности»). Концепция влияния экономической конъюнктуры на миграцию Б.Томаса. Концепция трехстадийности миграционного движения. Стадии процесса миграции: принятие решения о миграции, территориальное передвижение, приживаемость мигрантов на новом месте жительства.

 

Тема 2. Особенности статистического наблюдения международной миграции.

Показатели миграции населения. Размеры миграции абсолютные и относительные. Прибытия и выбытия мигрантов. Чистая миграция, нетто- миграция или сальдо миграции. Валовая миграция или брутто-миграция. Характеристики миграционных потоков на основе демографических, социальных, профессиональных, половозрастных показателей. Миграционные потоки и когорты.

Источники данных по международной миграции: пограничный контроль, регистры населения, выборочные обследования, переписи населения. Концепции, лежащие в основе статистики международной миграции. Системы сбора данных по всем типам международных мигрантов. Системы сбора данных по трудовой миграции. Системы сбора данных по вынужденной миграции. Измерение денежных переводов. Проблема учета и сопоставления статистических данных по миграции в различных странах мира. Опыт сбора и анализа статистики по миграции в международных организациях. Крупнейшие базы данных по миграции населения (МОТ, МОМ, ОЭСР и пр.).

Учет мигрантов. Система учета мигрантов в различных странах мира. Миграционные карты. Пограничная статистика миграции. Регистры населения. Материалы переписей населения. Система обязательной прописки (опыт Советского Союза и России). Введение паспортной системы и регистрации по месту жительства. Регистрация по месту постоянного проживания и временного пребывания в России. Органы и службы, регистрирующие мигрантов. Талоны статистического учета мигрантов и методика их обработки. Система регистрации иностранных граждан в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...