Эволюция информационно-аналитического телевизионного пространства в России (середина 1980-х – начало 2000-х гг. )
Допущена к защите
Заведующий кафедрой ______ __________ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол № ___ от ________2015 г.
Защищена _________2015 г. с отметкой «____________» Дипломная работа Студентки 260215 группы 4 курса специальности «История и обществоведческие дисциплины» Дневной формы получения образования ______________________ Протасевич Карины Александровны
Научный руководитель - Кандидат исторических наук, доцент _________________Приступа Н.Н.
Минск, 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ 1) ВВЕДЕНИЕ 2) Источники и историография 3) Информационно-аналитические программы в период «перестройки»: жанровые особенности, тематика и проблематика. Становление первых коммерческих телеканалов на территории РСФСР (1985-1991 гг.) 3.1)Первая программа ЦТ 3.2.)Появление первых частных телекомпаний. ВИD и АТВ 3.3.)Ленинградская программа ЦТ 3.4. Появление первых коммерческих телеканалов. Реклама на советском телевидении 3.5. Закон о цензуре 1990 года. Преобразования в сфере телевещания 4) Информационно-аналитическое телевизионное вещание в годы президентства Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.) 4.1. Общая характеристика процессов на телерадиовещании 4.2. первая программа Останкино/ОРТ. 4.3. РТР 4.4. Развитие ГТРК «Петербург – Пятый канал». Попытки создания новых государственных телеканалов 4.5. ТВ-6 4.6. НТВ 4.7. Развитие и популяризация коммерческого и развлекательного телевидения во второй половине 1990-ых гг. 4.8.Реклама на российском телевидении 5)Состояние и направления развития информационно-аналитических программ в 2000-2004гг. 5.1. Первый канал 5.2. ВГТРК 5.3. Развитие государственных телеканалов
5.4. дело НТВ. Ликвидация ТВ-6 Москва и ТВС 5.5. развитие коммерческого телевидения в первый срок президентства В.В. Путина 6)Заключение 7)Литература
ГЛАВА 1: ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ:
ГЛАВА 2: ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА
2.1. ПЕРВАЯ ПРОГРАММА ЦТ
Гласность была одним из пунктов политики М.С. Горбачева. Она подразумевала собой максимально доступную и достоверную информацию о проблемах в политике, экономике, культуре, а также ослабление цензуры в средствах массовой информации. Само явление гласности с 1986 года активно вошло в жизнь общества, где были подняты проблемы, которые замалчивались годами: сталинские репрессии, привилегии партийной номенклатуры, бюрократизм, проституция. Основным источником и проповедником новых идей на телевидении стала 1-ая программа ЦТ, т.к. она являлась основным телеканалом во всех республиках. Первым признаком гласности на телеэкранах можно считать проведение телемостов. В 1982 году, еще до прихода М.Горбачева к власти, была предпринята первая попытка провести его между Москвой и Лос-Анджелесом. Сам телемост сопровождался выступлением артистов эстрады с обеих сторон. Позднее были еще двое, один приурочен фестивалю детскому кино, а второй - победе СССР в ВОВ. Перестроечные телемосты, которые проводились между государствами, были направлены сугубо на освещение политических, экономических и социальных проблем. Всего проведено три телемоста: два в 1986 и один в 1987 г. Первый «перестроечный» телемост состоялся между Ленинградом и Сиэтлом. В нем обсуждались такие вопросы как положение евреев в Советском Союзе, и сбитый корейский самолет. Следующий состоялся через 2 месяца. Он проводился между Ленинградом и Бостоном. В памяти граждан, этот телемост был самым известным, потому что именно там родилась знаменитая цитата:
«Ну, секса у нас… секса у нас нет, и мы категорически против этого!». Ее произнесла советская участница Л.Н. Иванова. Ей задали вопрос о наличии секса в рекламе. Эта цитата показывает о табуированности в советском обществе темы половых отношений, антисексуальности и ханжестве. Среди телезрителей и рядовых граждан цитата распространилась довольно быстро, однако употреблялась искаженной и вырванной из контекста до краткого «В СССР секса нет». Последний телемост между странами состоялся в 1987 году, в котором приняли участие журналисты СССР и США. Они обсуждали вопросы профессиональной деятельности. Такое взаимодействия между СССР и США произвели шоковое впечатление на советских телезрителей. Они увидели, как запугана, задавлена идеологическими предрассудками, а главное отстает от современных течений в обществе отечественная публика, собравшаяся в студии, как проигрывает она простым обывателям Запада, не понимающим, отчего надо приносить свои личные интересы в жертву государственным. В последующем телемосты между странами не проводились, они перешли на межрегиональный уровень и использовались как площадка для популяризации нетрадиционных методов лечения. В 1988 году был проведен мост Москва-Киев, где участвовал А.М. Кашпировский, обезболивающий на расстоянии пациентку, которой предстояла небольшая операция. Успех был настолько ошеломителен, что провели еще один, но уже «Киев-Тбилиси», где А. Кашпировский снова проводил дистанционное обезболивание, но уже на двух сложных операциях. Из этого следует, что научно-популярные передачи в эпоху перестройки были вытеснены под натиском народных целителей, таких как Кашпировский и А. Чумак. Тот, в свою очередь, проводил сеансы «заряда» по телевидению. Тысячи граждан ставили перед своим телевидением банки с водой, кремом, надеясь на чудотворную силу. А.В. Чумака. Народ, воспитанный на научном атеизме, поверил шарлатанам, потому что все больше и больше разочаровывалась в политике М.Горбачева, но надеялись на светлое будущее. Пусть и под всплеском экстрасенсов и народных целителей.
Помимо телемостов одними из самых ярких представителей информационных и развлекательных телепередач, которые возникли в эпоху перестройки, являлись программы «Прожектор перестройки», «До и после полуночи», «12 этаж», «7 дней», «ТСН», «Играй, гармонь, любимая», «Счастливый случай», «50х50», «Детский час», «Марафон-15». Ими занималось непосредственно министерство телерадиовещания СССР.
«Прожектор перестройки» является одной из первых передач эпохи гласности. Дата начала вещания 3 августа 1987 года. В ней обсуждались самые актуальные проблемы советского общества, а конкретно реформы и политика М.С. Горбачева. Эфирное время «Прожектора перестройки» было отведено после передачи «Время». Продолжительность выпусков от 10 до 15 минут. Передача вызвала большие отклики у телезрителей, что свидетельствует статистика приема писем на ЦТ: около 20.000 писем было посвящено данной программе». Самым скандальным выпуском стало интервью с певцом С.Минаевым, где тот признался в своих больших заработках. Проект был закрыт летом 1989, так как появились другие передачи, которые поднимали более глобальные и актуальные темы.
«До и после полуночи» считается достижением в советском телевещании. Ее телеведущим был В. Молчанов. Она выходила раз в месяц. Эфирное время занимало 90 минут. Составляющая «До и после полуночи» была беседа с приглашенным гостем и музыка, благодаря которой передача и прославилась. Сама передача отличалась новаторским форматом, в котором серьёзная информация сочеталась с видеоклипами. Именно «В до и после полуночи» выступили впервые на советском экране Ив Монтан и Удо Линденберг. Из наиболее известных сюжетов можно отметить интервью с посетителями пивной. В.Молчанов интересовался у посетителей о политике, о семье, об их роде деятельности. Через полгода после появления передачи, на телевидении выходит программа «Взгляд», которая стала идейным продолжателем передачи, но в расширенном формате. Следующей вехой в развитии советского телевещания стала передача «12 этаж». Свое название она получила из-за этажа, на котором находилась студия, где снимались все молодежные телепередачи. Ведущий Э. Сагалаев пытался обсуждать запретные на тот момент темы, используя подростков-участников, которым вопросы помогали готовить редакторы передачи. Она формировала в зрителях чувство ответственности перед Родиной, её великой историей и культурой. Однако передача продержалась до 1987, потом ее закрыли под предлогом «Такой молодёжи у нас нет». В 1989 году передача ненадолго возобновила свой выход в эфир»
«Семь дней» являлась передачей по типу вечерних новостей. Просуществовала она недолго, около 17 выпусков. Выходила в период с 12 ноября 1989 по 2 марта 1990 года. Эфирное время ей отводилось с 21.00 по 22.00. Телеведущими являлись Э.Сагалаев и А. Тихомиров. По сути «Семь дней» это была сводка новостей за прошедшую неделю. Выпускали данную телепередачу под контролем Главной редакции информации Центрального телевидения СССР. После ее закрытия решили возобновить вещание программы «Время» по выходным. Прекращением телевещания послужили заявки телезрителей. «ТСН» (Телевизионная служба новостей) начала свое вещание в 1989 году. Она была, как и предыдущие программы, противовесом официальной программе «Время», хотя отличилась лишь подбором новостей. «ТСН» вещала в ночное время, в промежутке с 23.30 до 00.00, но в 1990 году перешла на трехразовое вещание в 12.00, 15.00 и 18.00 соответственно. Главным редактором являлся Э. Сагалаев. Стоит отметить, что благодаря «ТСН» работу получили такие журналисты как С.Доренко, Т. Миткова, М. Осокин, Д. Киселев, А.Гурнов, Б. Костенко, которые в последующем станут работать в телецентре «Останкино», ВГТРК и в последующем на одном из успешных частных телеканалов НТВ. Это было одним из новшеств данной передачи, т.к. новости подавали не дикторы, как в программе «Время», а сами журналисты. Сам выпуск программы составляли резонансные дела, которые происходили в стране. «ТСН» старались разносторонне подавать материал, но при этом высказываясь как можно аполитичней. Стиль подачи новостей был сугубо лаконичным и информативным. Несмотря на индифферентность политических взглядов, передача все же смогла отличиться январским выпуском в 1991 году. Он состоял из репортажа о событиях в столице ЛитССР Вильнюсе. За освещение данного вопроса «ТСН» стали подвергать жесткой цензуре, а телеведущим вместо С. Доренко был назначен диктор ЦТ. Впоследствии отстранили от эфира Т.Миткову и Д. Киселева, однако первая снова появилась в эфире после событий августа 1991 года. Передача в последний раз вышла в эфир 31 декабря 1991 года с ведущим Дмитрием Киселёвым. Преемником телевизионной службы новостей можно считать ИТА (информационное телевизионное агентство), передачи которого вышли уже в январе 1992 под названием «Новости ИТА»
«Играй, гармонь, любимая!» возникла из телеконцерта «Играй, гармонь, Сибирская!». Автор идеи был Г.Заволокин в память о своем товарище А. Жердеве, который был инициатором съезда гармонистов. Сокращенную версию концерта показали в феврале 1986 в передаче про народные инструменты. Концерт имел большой отклик со стороны зрителей, что в Главную редакцию народного творчества стали поступать письма с благодарностями и желанием продемонстрировать свое искусство игры на данном инструменте. После этого было решено создать отдельную программу «Играй, гармонь, любимая!», где ведущий Г.Заволокин разъезжал по разным уголкам СССР и некоторых европейских стран. Кроме него в передаче работали его брат и отец. «Счастливый случай» являлся телевикториной для всей семьи. Она была создана по аналогу знаменитой настольной игры «Гонка за лидером». Правила были простые: в каждой игре принимали участие две семейные команды, состоящие из 4 человек. Игра обычно состояла из 5 геймов. Победителем становилась команда, набиравшая больше очков. Были предприняты выпустить настольную версию данной игры для СССР, однако компания, которая владела правами на данную игру, отказалась выпускать под своим именем из-за низкого качества типографической продукции. «50х50» была музыкально-развлекательной программой. Впервые в эфир она вышла в 1989 году. Телеведущим являлся знаменитый певец и диск-жокей С.Минаев. Сама концепция программы была построена на музыкальных клипах, новостях шоу-бизнеса. В передаче присутствовали как знаменитость, так и начинающие артисты, что характеризовала «половинчатость». «Детский час» являлся образовательной телепередачей, которая возникла в 1989 году. Ее характерной особенностью являлась телезаставка: на фоне музыки Е. Крылатова из телефильма «Гостья из будущего» демонстрировался отрывок из короткометражки Д. Лассентера «Люксо-младший», который являлся первой компьютерной короткометражной картиной номинированной на «Оскар». Сама передача была образовательно-развлекательной: демонстрировались старые выпуски АБВГДейки, детские концерты. Однако именно «Детский час» демонстрировал первые уроки иностранных языков (английский, немецкий, французский, испанский) для детей на советском телевидении, а также зарубежные мультсериалы, которые были направлены на изучение языка. Например, «Маззи» телекомпании BBC, про приключения зеленого пришельца в стране Гондолэндия. Он являлся способом преподавания английского как второго языка. Отдельные эпизоды передачи «Детский час» демонстрировали аниме «Суперкнига». Оно являлось адаптацией для детей Ветхого и Нового Завета. Сами показы имели успех у телезрителей, показателем служит статистика московского офиса CBN, дистрибьютора данного аниме, куда пришло за время показа около 6 миллионов писем. «Марафон-15» был дипломным проектом С.Супонева. Передача отличалась разнообразием репортажей, которые производились для детей и подростков. Ведущими были С.Супонев, Г.Галустян и Л.Башева. По сути, «Марафон-15» можно считать продолжением передачи «До 16 и старше». Из всего вышеперечисленного следует, что редакция телевещания пыталась создавать новые форматы, по типу того же «Прожектора перестройки». Были попытки установления контакта с теми же BBC и CBN, закупая детскую продукцию для обучения детей английскому языку или знакомства с Библией. Создавались по заявкам народные шоу, по типу «Играй, гармонь, любимая!», но чувствовался кризис и некие рамки, которые тормозили производство. Особенно это проявилось после выпусков новостей от «ТСН», где от работы отстранили С.Доренко, Т.Миткову и Д. Киселева. Постепенно возникали частные телекомпании, которые могли делать качественную конкурентно способную продукцию и демонстрировать на официальной программе ЦТ. Это были телекомпании ВИD и АТВ.
2.2.ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ЧАСТНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ. ВИD и АТВ С появлением «перестройки» возникла потребность в создании новых телепередач, которые полномасштабно осуществляли раскрытие существенных проблем в советском государстве. Однако Центральное телевидение было сковано рамками министерства телерадиовещания, и не смогли раскрывать проблемы в полной мере. На телевидении не было произведено чего-то революционно нового, кроме, «До и после полуночи» и «Прожектор перестройки». «ТСН» и «Семь дней» являлись, по сути, новостями. «Играй, гармонь, любимая» - часовым телеконцертом вне зрительского зала. «Детский час» - это культурно обогащенная версия «Будильника» и «Спокойной ночи, малыши». Для новой плеяды журналистов требовалось создание некоего творческого пространства, под стать эпохе гласности. Им стали телекомпании ВИD и АТВ. Телекомпания ВИD (Взгляд и другие) была основана как творческое объединение «Взгляд» на базе молодежной редакции ЦТ СССР 2 октября 1987. Основателями являлись В.Листьев, А. Политковский, А.Любимов, А. Разбаш, И.Демидов и А.Горожанкин. Именно это творческое объединение, а в 1990 году уже полноправная телекомпания, сыграло ключевую роль в развитии современного российского телевещания. Только имея отдельную площадку журналисты ВИD смогли реализовывать все свои творческие амбиции. Тематика программ, выходивших под ее знаком, была разная: музыкальная («Шоу-биржа», «Матадор», «Хит-конвейер»), кинематографическая («Синематограф»), развлекательная («Скетч», «13-11»), экономическая («500 дней» (про экономический план Шаталина-Явлинского), «Дело»), а также программа о паранормальных явлениях «Эльдорадо». Но наиболее известными стали «Взгляд», «Поле чудес» и «МузОбоз». Телепередача «Взгляд» стала первой передачей творческого объединения ВИD. Идея о создании молодежной пятничной программы принадлежала ЦК КПСС, которую успешно реализовали осенью 1987 года. Сам формат представлял телерепортажи с демонстрацией музыкальных клипов. В. Листьев, А.Любимов, А Вакуловский, Д.Захарова. «Взгляд» являлся противовесом официозной программе «Время». Она имитировала кухню – обычное место для откровенных разговоров и критики властей. Именно там, во «Взгляде» режиссер Марк Захаров впервые высказал мысль о необходимости убрать труп Ленина с Красной площади, а также публично сжег свой партийный билет, что явилось одним из самых известных инцидентов. «Взгляд» не обходил стороной острые проблемы общества и стремился их огласить в полной мере. Например, проблему советских военнопленных в Афганистане. Один из телеведущих, С.Ломакин впоследствии отмечал, что
«Мы первыми подняли вопрос о наших военнопленных в Афганистане. Саша Бархатов поехал в Пакистан и показал крупным планом этих ребят, еле передвигающих ноги. Программа «Время» этот сюжет не дала, а «Взгляд» дал. Мы же занимались «афганскими» инвалидами».
Тележурналисты из данной передачи настолько пользовались успехом у обычных телезрителей, что три человека стало Народными депутатами. Несмотря на успешность, в 1991 году «Взгляд» был закрыт, и журналистам пришлось делать выпуски в своих квартирах, верстая и распростаняя уже на видеокассетах. Причиной этому послужил новогодний репортаж в декабре 1990 года об отставке министра иностранных дел Э. Шеварнадзе. Еще одним показателем высокого рейтинга передачи был митинг в защиту «Взгляд» и гласности, который был в апреле 1991 года, около гостиницы «Москва». «Поле чудес» является одной из самых долгих развлекательных передач на постсоветском пространстве. Ее история началась с того, что журналист В. Листьев увидел американскую телепередачу «Колесо фортуны». Название решили взять из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вскоре В.Листьев познакомился с редактором музыкальных программ А. Мурмулевым, которые решили реализовать этот проект. Для производства была произведена попытка приобрести права на адаптацию у создателя «Колеса фортуны» компании-дистрибьютора King World Productions, однако они не были заинтересованы в продаже прав. Однако В.Листьев решил создать сам передачу с уникальным форматом, используя наработки «Колеса фортуны» и ряда других американских передач, но уже без участия американских компаний. Первый выпуск вышел 25 октября 1990 года. Ведущим являлся основатель передачи В. Листьев. Правила просты: игра проходит в три этапа, в каждом из которых участвуют 3 игрока и финала, в котором участвуют победители этапов. Основная задача каждого игрока — угадать слово быстрее, чем его соперники, и заработать как можно больше очков. Передача имела небывалый успех, не в последнюю очередь благодаря известному лицу, которому доверяли телезрители. Вскоре Листьев объявил кастинг на нового ведущего, т.к. «Поле чудес» мешало заниматься созданием нового проекта ток-шоу «Тема». Поначалу была предложена кандидатура Л.Якубовича, который был ведущим первого конкурса красоты в СССР «Московская красавица». До этого он писал текста для передач «А ну-ка девушки» и «А ну-ка парни». Однако Л. Якубович отказался вести передачу, т.к. считал, что не являлся знакомой для аудитории личностью. Были предприняты попытки поиска другого телеведущего. Приглашались разные кандидатуры, среди которых был ведущий передачи «Оба-на!» И. Угольников. Вскоре Л.Якубович поменял свое решение в пользу «Поле чудес», и стал его бессменным ведущим, будучи убежденным, что шоу не продержится и полугода. После своего прихода на пост постоянного телеведущего, он предложил немножко изменить концепт передачи, делая акцент не на выигрыше, а на личности игрока. «Поле чудес» было настолько успешным, что компания King World Productions решила продать права на адаптацию «Колеса фортуны» ВГТРК в 1992 году, но компания отказалась покупать из-за успешного аналога. «МузОбоз» (Музыкальное обозрение) вышло в 1991 году, в рамках телепередачи «Взгляд». Это был краткий выпуск новостей с музыкальными вставками. Ее создателем был И. Демидов, один из режиссеров «Взгляда». Удачное сочетание рок и поп клипов, как зарубежных, так и отечественных музыкантов, а также основных новостей в мире музыки укладывались в получасовой формат передачи, что позволило ей быстро поднять свои рейтинги и выйти в лидирующие позиции. Благодаря «МузОбозу» смогли стать известными такие группы как «Технология», «Лицей» и т.д. По сути, если музыкант хотел обрести популярность в народе, то ему стоило обратиться в программу Демидова. «Матадор» был проектом К.Эрнста. Первый выпуск данной передачи вышел в январе 1991 года. Сам концепт состоял из репортажей о значимых культурных событиях, например, Парижская неделя моды, Венецианский МКФ. Отдельные выпуски посвящались творчеству М.Монро, Р.В.Фассбиндера, Ж.-Л. Годара. Последний выпуск передачи вышел в 1995 году. Исходя из всего вышеперечисленного стоит отметить, что телекомпания ВИD является одним из основоположников гласности и новых форматов на телевидении. Вторым творческим пространством стала телекомпания АТВ, которая была основана в 1988 году. Она является старейшей в России независимой телекомпании. Аббревиатура АТВ имеет два значения: Альтернативное телевидение, как расшифровывал основатель А. Малкин, или Авторское телевидение, как расшифровывал В. Ворошилов. Характерными передачами АТВ были: «Пресс-клуб», «Будка гласности», «Намедни», «Оба-на!». «Пресс-клуб» вышел в эфир в 1989 году под начальством К. Прошутинской. Она считала, что передача должна быть площадкой для свободного обсуждения в студии актуальных сюжетов. Своевременность сюжетов обеспечивали начинающие телерепортеры, авторы нашумевших публикаций, острословы, политики, популярные люди. Нередко передачу цензурировал руководство ЦТ, что подогревало интерес. В рамках данной передачи была выделена отдельная программа «Будка гласности», которая вышла в эфир 7 ноября 1991 года. Она представляла уникальный формат: в центре какого-нибудь российского города устанавливалась «будка», куда мог прийти любой желающий и высказать свое мнение по любому беспокоящему его поводу, что привлекало зрителей. Однако, в 1993 году, уже после распада СССР, передачу закрыли под предлогом обилия ненормативной лексики и нецензурщины от граждан. «Намедни» являлись информационными неполитическими новостями. Вышла передача в эфир в 1990 году с бессменным ведущим Л. Парфеновым, который стал лицом данной программы. Однако в 1991 году был отстранен из-за высказываний в сторону Э. Шеварнадзе. Позднее, «Намедни» возродят в 1993 году в привычном формате. «Оба-на!» была юмористической передачей. Ее создатели – И.Угольников, Е.Воскреcенский, А.Кортнев и В. Пельш в то время принимали участия в Доме актера, где их и заметил основатель АТВ А. Малкин. Он предложил создать собственную программу на телевидении, первый эфир которой вышел 19 ноября 1990 года. Сама передача отличалась хорошей сатирой, в качестве примера можно привести сюжет «Похороны еды» 1991 года. Грузовики с надписями «Молоко», «Хлеб», «Мороженое» и т.д. двигались по Тверской улице Москвы. Это была аллюзия пятилетки пышных похорон и продовольственного кризиса, когда страна перешла на карточную систему расчета. Телеведущий в траурной манере зачитывал, что:
«Улица Тверская, бывшая улица Горького, в траурном убранстве. Москва провожает в последний путь еду. В траурной процессии руководители отраслей и ведомств, близко знавшую покойную, так преждевременно ушедшую от нас, вследствие тяжелой и продолжительной болезни. Горе народное безгранично. Ни один человек не остался равнодушным к этой трагической кончине, к этой утрате, как бы он не относился к покойной. Она была необходима каждый день, и теперь ее не будет. Трудно в это поверить. Траурная процессия выходи на Манежную площадь и приближается к Кремлю. Да, нам будет ее ой как не хватать»
За данный телесюжет была вручена премия «Золотой Остап». Таким образом АТВ являлось первым авторским телевидением на территории СССР не базируясь нигде, в отличие от того же ВИD, однако преуспела меньше, чем конкурент. Помимо ВИD и АТВ существовала еще и третья телекомпания «Игра-ТВ», которая специализировалась не на общественно-политических, а на игровых и развлекательных телепрограммах. Она была основана в 1990 году В. Ворошиловым и Н. Стеценко. Данная телекомпания производила такие передачи, как «Брейн-ринг», «Любовь с первого взгляда», а также «Что? Где? Когда?», которая была основана непосредственно В. Ворошиловым в 1975 году. «Брейн-ринг» был основан в 1990 году В. Ворошиловым. Он хотел создать телеигру, которая походила бы на «Что? Где? Когда?», но с двумя командами знатоков. Первые выпуски снимали во Дворце спорта г. Химки, а в последствии в театре «Сфера», из которого уже окончательно закрепилась в 1-й студии центра «Останкино». Каждый выпуск «Брейн-ринга» состоит из нескольких боёв. Бой — это отдельное сражение, проводившееся до тех пор, пока одна из команд не наберёт определённое количество очков. Обычно короткий бой идёт до 3 очков, длинный — до 5 очков. В каждом бою принимает участие 2 команды из 6 человек: одна — за красным столом, другая — за зелёным. На каждом столе (между пятым и шестым игроками) расположены кнопки, нажимая на которые, игроки прерывают время, данное для обсуждения, сигнализируя, что команда готова дать ответ на вопрос. За правильный ответ на вопрос команда получает одно очко. Если ни одна из команд не сумела найти правильный ответ на вопрос, то счёт остаётся прежним, а разыгрывается уже два очка. Если и на следующий вопрос ни одна из команд не смогла найти правильный ответ, разыгрывается три очка — или дисквалифицируются обе команды. «Любовь с первого взгляда» производилась по лицензии английской телепрограммы «Love at First Sight». Она явилась первой официальной западной адаптацией. Впервые вышла в эфир в 1991 году. В игре участвовали трое мужчин и столько же женщин. Цель данной игры была найти свою «половинку», не глядя, но прислушиваясь к репликам потенциальных кандидатов. Взаимно выбравшие друг друга молодые люди отправлялись в ресторан, а если удавалось пройти супер-игру, то могли и выиграть «Романтическое путешествие на двоих». Из всего вышеперечисленного следует, что телекомпания «Игра-ТВ» являлась самой аполитичной из всех компании и специализировалась только на развлекательном контенте, избегая конфликтов с министерством телерадиовещания СССР.
2.3.ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРОГРАММА ЦТ В эпоху перестройки не только на Центральном телевидении привносились новшества в развитии телевещания. Ленинградская программа не отставала в производстве программ, которые в некоторых случаях превосходили по качеству и по актуальности программы главного телеканала СССР. Именно «600 секунд», «Телекурьер», «Общественное мнение», «Пятое колесо», «Адамово яблоко» стали основными проводниками в жизнь в Ленинграде, которая показывалась без цензуры и приукрашиваний. «600 секунд» является одной из ключевых программ не только Ленинградского ЦТ, а и перестройки в целом. Первый выпуск передачи вышел в 1987 году, а в качестве ведущего чаще всего был А. Невзоров. Программа была довольно популярна у телезрителей, даже за пределами города Ленинград. В 1989 году был о ней снят сюжет в программе «Взгляд». Репортажи «600 секунд» отличались заметной критикой властей, пропагандой свободы слова, кадрами с гниющими фруктами и овощами (на фоне продовольственного кризиса), демонстрацией трупов (порой и детскими), откровенной наготой и нецензурной бранью. Однако это и привлекало телезрителей, т.к. это отражало действительность и происходящее в стране. Сюжет передачи укладывали в формулу, сформулированную А.Невзоровым «Трупик. Попик. Филармония». К примеру, в одном из выпусков передачи продемонстрировали криминальное происшествие (убийство пожилой женщины), после чего следовала беседа со священнослужителем и репортаж о проведении конкурса в филармонии. Помимо А. Невзорова, ведущей «600 секунд» была С.Сорокина, которая строила репортажи по формуле «Сволочи. Проститутки. Радиация». «Телекурьер» был одной из первых передач, которая заканчивалась далеко после полуночи. Она возникла в 1985 году, а через 2 года уже почти весь СССР знал о репортажах, которые делали ленинградские журналисты. Именно там впервые показали быт питерских коммуналок, бедность, деликатесы, которые продавались по ценам заводских столовых, и соответственно критикой властей. Сами репортеры разъезжали по Ленинграду в оранжевом фургоне, в поисках новых новостей, отбирали небальные, а порой и курьезные истории, для выхода в эфир. «Общественное мнение» вышло в эфир в 1986 году. Это было политическое ток-шоу, где обсуждались актуальные проблемы. Стоит отметить, что это была первая программа в СССР, где было применено зрительское голосование. Варианты ответов на поставленный опрос публиковались в одноименной газете. «Пятое колесо» появилось в эфире в 1988 году. Эта была публицистическая передача, отличавшаяся большим хронометражем (свыше трех часов) и репортажами на различные тематики (история, культура, политика и т.д.). Одним из ярких выпусков стал сюжет-мистификация «Тихая поп-механика, или Шолохов и Курёхин о грибах», где журналист Шолохов и музыкант Курёхин доказывают с помощью подтасовки разных исторических фактов и документов, доказывалось, что В.И.Ленин – гриб. Эффект правдоподобности создавался путём манипуляций — подтасовки фактов и сбивчивого изложения, которое само по себе не несло особого смысла, но искусно подавалось автором как некоторое «научное обоснование» Примером могут служить следующие цитаты:
«И сейчас я вам скажу то, что самое главное, к чему я всё это веду. А то, что у меня есть совершенно неопровержимые доказательства, что вся Октябрьская революция делалась людьми, которые много лет потребляли соответствующие грибы. И грибы в процессе того, как они были потребляемы этими людьми, вытесняли в этих людях их личность, и люди становились грибами. То есть я просто-напросто хочу сказать, что Ленин был грибом. Грибом, более того, он был не только грибом, он был ещё помимо всего радиоволной. Понимаете?».
В народе этот выпуск приобрел лаконичное название «Ленин – гриб». На фоне гласности и разоблачения советского руководства репортаж смотрелся актуально и являлся ярким примером сатиры на лженаучные передачи. «Адамово яблоко» было первым тележурналом для мужчин, хоть и являлась авторской передачей К.Набутова Впервые вышла в эфир в 1991 году. Тематика передачи была разнообразной, обсуждались спорт, автомобили, женщины, оружие, светская жизнь Ленинграда. Особой пикантностью выделилась рубрика «Беседы с доктором Щегловым», где граждане впервые на всем советском телевидении могли просвещаться вопросами о сексуальной жизни человека. Помимо революционно новых форматов Ленинградская программа ЦТ успешно выпускала передачи и старого образца, но они предназначались для детей и подростков. Это были «Зебра» и «Большой фестиваль». «Зебра» была создана в 1988 году. Авторы передачи стремились подбирать материал так, чтобы он был не только актуальным, но и полезным для подростков. Например, именно «Зебра» решила вводить реконструкцию. В одной из рубрик, «Что в имени тебе моем?» телеведущие одевались в костюмы определенной исторической эпохи и готовили репортаж про ту или иную историческую личность или событие. Также «Зебра» успешно реализовывала обратную связь, отвечая на письма и звонки подростков, которые попали в затруднительную ситуацию, пытаясь помочь поддержкой или советом. Также в передаче демонстрировались зарубежные и отечественные музыкальные клипы, и фрагменты классических зарубежных кинолент и мультфильмов, которые были в те времена труднодоступными. Исходя из всего выше перечисленного, программа пользовалась успехом, а также была признана лучшей передачей на первом и втором фестивале программ для детей и юношества в СССР. «Большой фестиваль» представлял собой ленинградскую версию передачи «Спокойной ночи, малыши», но для детей постарше. Главное отличие было отсутствие ведущих-дикторов, а главными действующими лицами были марионетки: мальчики - Тото и Веснушка, и существо, с рваным кедом вместо головы – Хоха. В передаче обыгрывались различные ситуации, после которых демонстрировался в течение пяти минут мультфильм. Также была запоминающаяся заставка, которую создали с помощью компьютерной анимации: кубики, которые складывались в игрушечный домик. Из всего происходящего на Ленинградской программе ЦТ можно судить, что оно было поначалу прогрессивней, чем главная программа ЦТ, т.к. они первыми стали использовать все преимущества эпохи гласности, т.е. неприкрытую критику властей и отражение удручающего быта, а с технической точки, стали первыми вводить заставки с компьютерной анимацией («Большой фестиваль», «Зебра»).
2.4.ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ, РЕКЛАМА НА СОВЕТСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
26 мая 1988 года был принят закон СССР «О кооперации», где разрешалось кооперативам заниматься любым легальным бизнесом, в частности торговлей. Именно благодаря этому возникла потребность в рекламе для продвижения своего товара. Телевизионные ролики с рекламируемой продукцией появлялись и раньше в СССР, но именно в перестройку возникли такие явления как product placement и рекламные блоки. Любой легальный кооператив при наличии средств и оборудования мог продемонстрировать свои умения в создании хвалебных отзывов о своем продукте. Зачастую отечественные рекламные ролики представляли собой очень прискорбную картину. Для примера можно привести рекламу магазина «Искра» в Барнауле, которая является эталоном среди реклам перестроечных кооперативов. В помещении сидят и пьют чай 3 человека, которые нахваливают его целебные свойства. После этого посредством некачественного монтажа появляется продавщица и подробнее вводит в курс дела. Характерные особенности – это некачественная игра рекламных актеров, отсутствие режиссуры, блеклость пленки, обусловленная истекшим сроком годности, а также неумело подобранная одежда и не очень привлекательный компонент прилавка магазина. По сути это все обусловлено не только неумением, делать качественную продукцию, но и тотальным дефицитом средств и нежеланием кооператора вкладывать в подобные проекты денег. Однако если деньги находились, и компания желала выглядеть солидно, то ролики выходили под редакцией профессионалов. Известная реклама вентиляторного завода была из их числа. Режиссером выступил Т. Кеосаян. Сюжет строился на обыгрывании житейских ситуациях, где могла бы пригодиться продукция завода. Сопровождалось все яркими декорациями, жизнерадостными танцующими актерами и запоминающейся песней:
«Если любите прохладу, свежий воздух круглый год – Обращайтесь на московский вентиляторный завод».
Также при наличии средств у заказчика рекламы, могли поместить логотип компании в вечерние часы программы «Время». Таким ходом воспользовались АО «МММ» и фирма Crosna. Еще реже использовались мультипликационные заставки, т.к. это было слишком затратно. Помимо отечественной рекламы, демонстрировалась и зарубежная, преимущественно американского производства, но товары, которые там демонстрировались, б<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|