Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование социальных процессов.

Важным условием социальной

стабильности выступает широкий слой так называемого среднего

класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической

и социальной нестабильности, а это негативно сказывается

на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов

и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

В России идет процесс становления среднего класса, его формирование

позволит обеспечить социальную стабильность в обществе.

Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная

стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием,

здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием,

возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией

ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете

Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач

современного государства названа задача финансирования базовых

социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной

безопасности.

Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий

(таких, как право на труд и защита от безработицы; право на государственную

защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное

обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца;

право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на

образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы.

Социальная стабильность как условие экономического развития

предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное

финансовое регулирование социальных процессов

также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных

социальных групп.

Слайд!!!!!Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

(1) финансирование гарантированных государством прямых денежных

выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии,

компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

(2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при

оплате или получении товаров и услуг;

(3) государственная финансовая поддержка жизненно важных

отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских

товаров и услуг первой необходимости;

(4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических

лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы,

в том числе направленные на стимулирование благотворительной

деятельности);

(5) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы

(образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание),

а также государственная поддержка других некоммерческих

организаций, действующих на рынке подобных

услуг для обеспечения их доступности населению;

(6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а

также начала индивидуальной предпринимательской деятельности,

финансирование общественных работ;__

(7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

 

Слайд!!!!! В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней

и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются

выплаты, называемые социальными трансфертами:

• пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу

лет;

• пособия при временной и постоянной нетрудоспособности,

на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

• стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам

из малоимущих семей;

• жилищные субсидии;

• материальная помощь малоимущим гражданам.

В настоящее время реализация отдельных

федеральных законодательных актов, связанных с социальной

защитой граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается

через Фонд компенсации в составе федерального бюджета,

средства которого в виде субсидий и субвенций направляются

в региональные бюджеты (ст.133 БК).Субъекты Российской Федерации, не получающие

финансовой помощи из федерального бюджета, проводят

самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные

надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной

специфики (например, доплаты пенсионерам в Москве), которые

финансируются из региональных и местных бюджетов.

В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией,

субъектами Российской Федерации и муниципальными

образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с

обязательствами по социальным гарантиям.

Извечная дилемма финансового регулирования социальных

процессов — выбор между денежными выплатами и предоставлением

бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т.е. социальных льгот.

В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они

дают возможность выбора использования денежных средств на те

или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам,

кроме того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому

более эффективна. В то же время неэквивалентная замена

льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный

уровень граждан.

Специальные государственные

программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты

ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным

группам, финансируемые из федеральных (или центральных)

бюджетов, существуют во многих европейских странах.

 

Бюджетное субсидирование производства товаров и услуг

—это одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей,

производящих потребительские товары и товары первой необходимости

наряду с налоговыми льготами, а также государственными

и муниципальными заказами. Примером использования механизма

государственного заказа является закупка во многих субъектах Российской

Федерации продовольственных товаров в целях предотвращения

резких колебаний цен на них — это одновременно и мера

поддержки потребителя услуг и производителя.

 

Слайд!!!!!Одним из основных методов сглаживания дифференциации доходов

разных социальных групп, обеспечения доступности жизнен-

но важных товаров и услуг является налоговое регулирование. В современной

экономической литературе, в том числе зарубежной, одной

из важнейших задач государственных финансов называют распределение

доходов и имущества (так называемая дистрибутивная

функция). В целях предотвращения резких различий в уровне жизни

отдельных социальных групп практически во всех странах мира используется

прогрессивная система налогообложения доходов граждан

с установлением необлагаемого уровня доходов, равного прожиточному

минимуму. В отдельных странах обложению подоходным налогом

подлежат также и некоторые социальные выплаты, например в

США — пенсионные. Эту же цель, а также цель создания равных

условий начинающим предпринимателям преследует сохранение высоких

ставок налога на наследуемое имущество. В Российской Федерации

отказались от использования прогрессивной шкалы при налогообложении

доходов физических лиц, хотя отдельные виды доходов

(например, выигрыши в лотереи) облагаются по более высокой ставке

налога.

Стимулами производства недорогих товаров и услуг первой необходимости

могут быть налоговые льготы их производителям. Так,

например, в Российской Федерации от обложения налогом на добавленную

стоимость освобождено производство и реализация протезно-

ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления

и полуфабрикатов к ним; технических средств, которые могут

быть использованы для профилактики инвалидности; очков,

линз и оправ для очков; медицинских услуг, а также услуг по уходу

за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию

детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними

детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и

студиях и др. Более низкая ставка НДС (10% по сравнению с действующей

ставкой 18% для всех других товаров и услуг) установлена

для производства продуктов питания, детских товаров, некоторых

видов лекарств.

Налоговые методы регулирования социальных процессов связаны

также со стимулированием благотворительной деятельности физических

и юридических лиц, а также установлением дополнительных

к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет

работодатель в пользу своих работников (добровольное медицин-

ское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата

образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья,

дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.).

 

слайд!!!! Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры и

искусства, мероприятия по социальному обслуживанию (в соответствии

с российским законодательством это услуги детских домов-интернатов,

интернатов для пожилых граждан и т.п.) могут осуществляться

за счет трех основных источников финансирования:

(1) бюджетные средства и (или) средства социального страхования;

(2) средства населения;

(3) средства работодателей, спонсоров и благотворителей.

Соотношение между этими источниками определяется национальными

особенностями и моделью рыночной экономики. Например,

во Франции в настоящее время большая часть расходов на

высшее образование (включая образование иностранных студентов)

финансируется за счет бюджета центрального правительства (такие

расходы составляют до 25% его расходов), а в США высшее образование

преимущественно платное, исключение составляют государственные

стипендии особо одаренным студентам.

XX век характеризовался переходом во многих государствах от

платных образовательных и медицинских услуг к полностью или

частично бесплатным для населения. В Российской Федерации с

1990-х годов происходит обратный процесс: появились и расширяются

платные социальные услуги. В настоящее время наиболее острой

задачей стоит поиск оптимального соотношения между источниками

финансирования таких услуг: с одной стороны, оказание__большого объема бесплатных услуг требует соответствующего уровня

доходов бюджета, что предполагает достаточно высокое налоговое

бремя для предпринимателей и населения, с другой стороны,

расширение платных услуг таит опасность снижения общего уровня

культуры, образования и здоровья. Выбор между платными и бесплатными

социальными услугами связан также с проблемой дифференциации

доходов разных социальных групп. Считается, что большое

количество бесплатных социальных услуг и социальных льгот

усиливает социальную напряженность, так как больший объем услуг

получают граждане с наибольшим уровнем доходов, имеющие

доступ и к платным, и к бесплатным услугам.

 

 

Слайд!!!!!Государственное финансовое регулирование занятости населения.

Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в

периоды экономического спада и стагнации ростом безработицы.

Государство может проводить активную и пассивную политику

на рынке труда. Пассивная политика предполагает меры, связанные

с компенсацией потери заработка, — вы плата пособия по безработице,

выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается

срок действия выплаты пособия по безработице. Активная

государственная политика занятости населения связана с созданием

или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией

общественных работ. В США при создании новых рабочих мест

работодатели освобождаются от уплаты взносов на социальное

страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных

регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих

мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов,

подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей

квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий

граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным

за политику занятости в регионе.

 

Слайд!!!!!Государственное финансовое регулирование рынка жилья.

Большое значение для обеспечения населения жильем в нашей

стране имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное

финансовое регулирование данного процесса может осуществляться

через механизм предоставления государственных гарантий по банковским

ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного

процента, а также долевого участия бюджетных средств в финансировании

строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов.

Как правило, государственное участие в ипотечных программах

осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации.

 

Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового

воздействия на социальные процессы может быть произведена

на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации

доходов граждан, изменении реальных доходов населения и

социального состава общества, продолжительности жизни населения,

индекса рождаемости (смертности).

Государственное финансовое регулирование социальных процессов

требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной

поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания

уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и

мерами по обеспечению экономического роста — с другой. Высокий

уровень государственных социальных гарантий в экономической литературе

получил название патернализма. Общая тенденция для экономически

развитых стран в настоящее время — отход от такой

политики. Считается, что в условиях глобализации страна может

быть конкурентоспособной при производстве относительно дешевой

продукции и услуг, а высокий уровень социальных гарантий

предполагает высокий уровень налогов и стоимости рабочей силы,

что в конечном счете удорожает стоимость товаров и услуг. Спорность

такого положения доказывают страны, имеющие высокую

долю расходов на социальные цели и взносов на социальное страхование,

но в рейтинге конкурентоспособности с точки зрения инвестиционной

привлекательности занимающие одно из первых мест.

Примерами таких стран являются Финляндия, Швеция, имеющие

наиболее высокий рейтинг по 220 индексам,

Следует отметить, что регулирование отраслевых и социальных

пропорций происходит не только на федеральном уровне, но и на

уровне субъектов федерации. В федеративных государствах с развитой

рыночной экономикой и либеральной системой управления

субъекты федерации обладают большими возможностями финансового

воздействия на экономические и социальные процессы, поскольку

региональный уровень государственной власти в большей

степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных

организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно

высока. В Российской Федерации существуют примеры,

когда комплексное использование различных методов стимулирования

инвестиционной деятельности администрациями субъектов

Российской Федерации (налоговые льготы, льготное кредитование,

государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в

тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах

инвестиционной привлекательности (например, Новгородская

область). Москва как субъект Российской Федерации также может

служить примером региональной социальной политики, направленной

на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному

городу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...